Игра «Автобус», «Троллейбус»




Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Фор­мирование положительных взаимоотношений между деть­ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал. Строительный материал, игрушеч­ный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-ре­гулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сум­ка для кондуктора.

Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на ули­це. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в ав­тобусе. Наблюдение за играми старших детей и совмест­ные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстра­ций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовле­ние совместно с воспитателем атрибутов для игры. Про­смотр фильма.

Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, ми­лиционер-регулировщик.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю нужно на­чать с наблюдения за автобусами на улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кон­дуктора.

После такого наблюдения, которым руководит вос­питатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии нарисовать автобус.

Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впе­чатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок мож­но сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.

Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им. Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами. В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила поведения людей в автобусе и других ви­дах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, кото­рому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондукто­ра, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т. д.). Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведе­ния. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение по­может детям практически овладеть правилами поведе­ния в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закреп­ляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.

Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе — объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получае­мого от самой езды: одни едут на работу, другие — в зоо­парк, третьи — в театр, четвертые — к доктору и т. д. Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям бы­стро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд поче­тен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине соответствующего содержания, пред­варительно внимательно рассмотрев ее с ними. Разби­рая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (ба­бушка с большой сумкой — в магазин, мама везет дочку в школу, дядя с портфелем — на работу и т. д.). Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, кото­рые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.

Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в авто­бусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они ви­дят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру.

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчи­ки и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из боль­шого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем — место водителя. Перед водителем — руль, который при­крепляется либо к большому деревянному цилиндру из стро­ительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое место, кондуктор (воспитатель) веж­ливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во вре­мя езды, и т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попут­но объясняет им свои действия («У вас на руках сын. Дер­жать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуй­ста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д.). Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библио­тека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

В следующий раз роль кондуктора воспитатель может поручить уже кому-нибудь из детей. Педагог направляет игру, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять ав­тобус, воспитатель напоминает об этом, при чем, не на­рушая хода игры: «Какая остановка? Мне надо в аптеку. Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет» и т. д.

Некоторое время спустя педагог может ввести в игру роль контролера, проверяющего у всех ли есть билеты, и роль милиционера-регулировщика, который то разре­шает, то запрещает движение автобуса.

Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения ее с другими сюжетами и под­ключения к ним.

Игра «Шоферы»

 

Цель. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, твор­ческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Вос­питание у детей уважения к труду шофера.

Игровой материал. Машины различных марок, свето­фор, бензозаправочная колонка, строительный матери­ал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на ули­це, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, га­ражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблю­дение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Пешеходы и так­си». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. По­стройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей.

Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю следует на­чать с организации специальных наблюдений за деятельностью шофера. Они должны направляться пе­дагогом и сопровождаться его рассказом, объяснением. Очень хорошим поводом для первого детального знаком­ства детей с работой шофера может служить наблюдение за тем, как в детский сад привозят продукты. Показав и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез и что из этих продуктов потом будут готовить, надо осмот­реть с детьми машину, в том числе и кабину шофера. Желательно организовать постоянное общение с шофе­ром, который привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой, помогают разгружать машину.

Следующий этап в подготовке к. игре — это наблюде­ние за тем, как привозят продукты в соседние магази­ны. Гуляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у другого магазина и понаблюдать, как выг­ружают привезенные продукты: молоко, хлеб, овощи, фрукты и т. д. В результате такого наблюдения ребята должны понять, что быть шофером — это вовсе не зна­чит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко, и т. д.

Также перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж, к бензозаправочной колонке, к ожив­ленному перекрестку, где есть милиционер-регулиров­щик.

Воспитателю желательно провести еще одну экскур­сию в гараж, но не в любой гараж, а в тот, где работает шофером папа одного из воспитанников данной груп­пы, там папа расскажет о своей работе.

Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются од­ним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.

Впечатления, полученные детьми во время таких про­гулок и экскурсий, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необ­ходимо акцентировать общественную значимость деятель­ности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.

Затем воспитатель может организовать обыгрывание игрушечных автомобилей. Например, детям дают вы­лепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и кондитерские изделия, мебель, сделанную из бу­маги. Воспитатель советует отвезти продукты в детс­кий сад, товары в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом, покатать кукол, отвезти их на дачу и т. д.

Для обогащения опыта детей, их знаний надо пока­зать ребятам на улице разные машины (для перевозки молока, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, ско­рую медицинскую помощь, по возможности показать в действии машины, поливающие улицу, подметающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом педагогу надо подчеркнуть, что все, что делают эти машины, можно осуществить только благо­даря деятельности шофера.

Педагогу также следует закрепить полученные детьми во время прогулок и экскурсий знания, рассматривая с ними картины, изображающие улицу с различными ви­дами машин, и в подвижной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо приготовить картонные рули и па­лочку для регулировщика. Суть игры заключается в том, что каждый ребенок, управляя рулем, движется по ком­нате в том направлении, которое указывает ему мили­ционер своей палочкой (или рукой). Регулировщик мо­жет менять направление движения, останавливать транс­порт. Эта простая игра при хорошей организации дос­тавляет детям много радости.

Одним из этапов в подготовке детей к сюжетной игре может быть просмотр фильма, показывающий какой-нибудь конкретный случай деятельности шофера и раз­ные виды машин.

Одновременно на протяжении двух недель желатель­но прочитать несколько рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?», провести несколько занятий по кон­струированию из строительного материала («Гараж идя нескольких автомашин», «Грузовой автомобиль») с пос­ледующим обыгрыванием построек. Хорошо разучить с детьми подвижную игру «Цветные автомобили» и музы­кально-дидактическую игру «Пешеходы и такси» (муз. М. Завалишиной).

На участке дети вместе с воспитателем могут украсить разноцветными флажками большой грузовой автомобиль, возить на нем кукол, на прогулках строить в песке мос­ты, туннели, дороги, гаражи.

Проведение игры можно начать в разных вариантах.

Первый вариант может быть следующим. Воспита­тель предлагает детям переехать на дачу. Сначала педа­гог предупреждает детей о предстоящем переезде и что надо собрать вещи, погрузить их в машину и сесть са­мим. После этого воспитатель назначает водителя. По дороге обязательно надо рассказывать детям о том, мимо чего проезжает машина. В результате этого переезда кукольный уголок перемещается в другую часть комна­ты. Разобрав вещи на даче и устроившись на новом ме­сте, педагог попросит шофера привезти продукты, по­том повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку купаться и загорать и т. д. Через несколько дней игру можно повторить в другом варианте — переехать с дачи в город, повезти детей посмотреть, как украсили к празднику улицы, отвезти всех к доктору, чтобы взве­сить после дачи, и т. д.

Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим игровым темам, таким как «Магазин», «Театр», «Детский сад» и др.

Еще одним из вариантов развития данной игры мо­жет быть следующий. Воспитатель берет на себя роль «шофера», производит осмотр машины, моет ее, с по­мощью детей заправляет бак бензином. Затем у «дис­петчера» выписывает путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. «Шофер» уезжает на строи­тельство жилого дома. Далее сюжет развивается таким образом: шофер помог построить дом.

Затем в игру воспитатель вводит несколько ролей «шо­феров», «строителей». Дети вместе с воспитателем строят новый дом для Яси и ее мамы и папы.

После этого педагог призывает детей поиграть само­стоятельно и напоминает детям, что они и сами могут поиграть, как захотят.

При последующем проведении игры в «шоферов» воспитатель вносит новые игрушки — машины различ­ных марок, которые он изготавливает вместе с деть­ми, светофор, бензозаправочную колонку и др. Так­же дети совместно с воспитателем могут сделать новые недостающие игрушки (инструменты для ремонта ав­томобилей, фуражку и палку милиционера-регулиров­щика), усовершенствовать готовые игрушки (приделать при помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к автобусу, превращая его в настоящий трол­лейбус). Все это способствует поддержанию интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в игре.

В этом возрасте игры детей в «шоферов» тесно пере­плетаются с играми в «строительство», поскольку шо­феры помогают строить дома, заводы, плотины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: