Игра «Путешествие по реке»




Цель. Развитие интереса в игре. Формирование по­ложительных взаимоотношений между детьми. Воспи­тание у детей уважения к труду работников флота.

Игровой материал. Строительный материал, кухонная посуда, игровые наборы «у врача», «парикмахерская», штурвал, спасательный круг, флажки, куклы, предме­ты-заместители,, пластмассовые лодочки, катера, теп­лоходы, надувной бассейн, фуражка капитана, бинокль, рупор, трап, якорь на цепи.

Подготовка к игре. Экскурсия на речной вокзал, целевые прогулки к реке. Встреча с работником реч­ного вокзала. Чтение стихотворений о моряках, о флоте; совместные игры со старшими детьми. Игра-занятие «Путешествие Ясочки на теплоходе». Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Па­роход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.). Аппликация из готовых геометрических фигур на тему «Теплоход». Лепка из глины лодочек. Изготов­ление совместно с воспитателем спасательных кругов, флажков.

Игровые роли. Капитан, матрос, рулевой, повар, врач, парикмахер.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с показа де­тям картинки с изображением парохода и объяснения воспитателем того, что сейчас они пойдут к реке смот­реть пароход. Это поможет детям сосредоточить внима­ние, направит их интерес в нужную сторону. После этого проводится целевая прогулка к реке, там дети наблюда­ют за теплоходами, катерами, лодками, определяют их особенности. Затем педагог организует экскурсию на пристань к речному вокзалу, уточняет представление детей о том, как причаливают теплоходы, где пассажи­ры покупают билеты. Также воспитатель с помощью родителей может организовать экскурсию на теплоходе. Во время экскурсии рассказать о труде людей, которые на нем работают (капитан, помощник капитана, руле­вой, матросы, повар, врач), осмотреть каюты, капи­танский мостик, рубку рулевого, штурвал, спасательные круги.

После прогулки и экскурсии следует закрепить полу­ченные детьми знания в беседе по картине, а также пред­ложить им нарисовать то, что они видели на реке.

Очень интересной для детей будет встреча в детском саду с работником речного флота, его рассказ о своей службе.

Затем педагог может организовать игру с игрушечным пароходом. Надо обыграть игрушку с детьми: построить пристань, покатать на пароходе кукол и т. д.

Для подготовки к сюжетно-ролевой игре следует из­готовить совместно с детьми игровые атрибуты. Кое-что дети могут сделать самостоятельно, воспитателю надо им лишь подсказать, что это может понадобиться для игры. Так, билеты, деньги, продукты для завтра­ка во время поездки дети уже могут сделать сами. Дру­гие атрибуты, например трубу для парохода, подзор ную трубу для капитана, бескозырки для матросов (кар­тонные обручи), делает воспитатель совместно с деть­ми. При изготовлении разных поделок степень участия детей должна быть различной в зависимости от их на­выков. В одних случаях педагог помогает детям боль­ше, в других — меньше.

Последним этапом в подготовке к игре может стать просмотр фильма, в котором показана поездка на паро­ходе, и беседа по его содержанию, которая усиливает и поддерживает интерес детей к теме.

Когда у детей уже появится устойчивый интерес к игре, воспитатель может предложить детям поиграть. Учитывая недостаточный уровень развития органи­зационных умений у детей средней группы, воспитатель может принимать участие в игре. Так, своими вопроса­ми ему следует напомнить, как выглядит капитанский мостик, будка рулевого, штурвал, где находится салон для отдыха пассажиров. Сначала ребята строят теплоход и оборудуют его: из строительного материала мастерят кресла, сооружают кухню и буфет: переносят из куколь­ного уголка плиту, посуду, столик, делают каюты и кабинет врача. С помощью воспитателя размещают в со­ответствующих местах мачты, якоря, трап, спасатель­ные круги.

После этого с помощью воспитателя распределяются роли: «капитана», «матроса», «рулевого», «повара», «вра­ча», «пассажира» и т. д. Затем капитан в рупор громко объявляет: «Пассажиры, заходите на теплоход, сейчас отправление. Поедем по реке». Девочки с куклами под­нимаются на теплоход, садятся. Остальные участники игры тоже занимают свои места. Воспитатель дает сиг­нал отправления. «Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперед!», — подает команды капитан. Матросы быстро и четко выполняют его приказ. Теплоход отплывает. Де­ти гудят и пыхтят, изображая шум машинного отделения.

Во время путешествия каждый из играющих занят сво­ими «важными» делами. «Мамы» держат на руках ку­кол, поднимают их к окошечку, чтобы было видно бе­рега реки, другие направляются в салон для отдыха смот­реть телевизор. Воспитатель делает так, что находится работа и «врачу»: он приводит в порядок кабинет, рас­кладывает, перекладывает, протирает «инструменты» — ведь сейчас нужно принимать посетителей. А вот и пер­вый пациент. В кабинет стучит «пассажир» просит «по­лечить» его. Врач осторожно «смазывает» рану и делает наклейку из бумаги, сажает на стул. Потом «мамы» при­ходят со своими «детьми» полечиться к врачу.

Серьезным делом заняты «повара» — нужно чем-то кормить пассажиров. Они делают «котлеты» и варят «борщ». Затем педагог объявляет, что стол накрыт, и «официанты» приглашают пассажиров обедать.

Далее можно развить сюжет спасением утопающего. На теплоходе чрезвычайное происшествие — «пассажир» «упал в воду». Все кричат: «Человек тонет! Человек за бортом!». Бросают спасательные круги, поднимают «уто­пающего» и быстро ведут его к врачу.

Также на теплоходе можно устроить «парик­махерскую». «Парикмахер» внимательно выслушивает пассажиров и выполняет их просьбы: стрижет, делает прически.

В дальнейшем игра должна видоизменяться, обнов­ляться. Так, например, во время остановки пассажиры могут собирать грибы и ягоды или купаться, плавать, загорать и т. д.

Совершив интересное «путешествие» по реке, ребята возвращаются домой.

Для воспитателя при организации игры важно одно: дав детям основу игры, ему нужно руководить так, что­бы эта основа обросла содержанием, в котором бы про­являлись творчество детей и их инициатива.


 

 

Игра «Магазин»

 

Цель. Ознакомление с трудом взрослых в продукто­вом, овощном, книжном магазине, в универмаге и т. д. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей ува­жения к труду продавца.

Игровой материал. Строительный материал, игруш­ки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, зеркало, касса, витрина, предметы-заместители, кук­лы, книжки-самоделки, кошельки.

Подготовка к игре. Экскурсия в овощной, книжный, продуктовый магазины и в магазин одежды. Встреча с работниками магазина. Чтение стихотворений о продав­цах, о колхозниках. Чтение отрывка из книги Б. Жит­кова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Совместные игры со старшими детьми. Лепка овощей, продуктов. Изготовление совместно с воспитателем кни­жек-самоделок.

Игровые роли. Продавец, кассир, покупатель, заве­дующая магазином, шофер.

Ход игры. При подготовке к игре в «магазин» воспи­тателем могут быть использованы разные поводы. Так, можно воспользоваться приближением праздника или дня рождения кого-нибудь из детей, а можно и просто необходимостью что-либо купить. В любом из этих случаев дети должны понять, что поход в магазин выз­ван необходимостью сделать какую-нибудь покупку. Педагог говорит детям: «Сегодня у Саши праздник — день рождения. Саша стал большим, ему пять лет. Мы пойдем в магазин и купим ему подарок» или «Скоро праздник 8 Марта, надо сделать флажки, украсить ком­нату. У нас нет бумаги. Мы пойдем в магазин и купим цветную бумагу и сделаем из нее флажки. Потом укра­сим комнату флажками, у нас в группе будет очень кра­сиво».

Оправляясь на экскурсию, воспитатель должен напом­нить еще раз детям, куда и зачем они идут («Мы идем в магазин купить Саше подарок» или «У нас нет бумаги. Мы идем в магазин купить бумагу»).

Во время экскурсии надо показать детям прилавки, полки, товары, объяснить все, что они видят, и ска­зать, что все это вместе и есть магазин. Очень хоро­шо, если педагог построит объяснение так, что вызо­вет вопросы у детей. Педагогу необходимо обеспечить активное внимание и восприятие детьми всего того, что они наблюдают и что им объясняют. Особенно педагогу следует подчеркнуть смысл деятельности про­давцов и кассира и их взаимосвязь в процессе этой де­ятельности.

Затем надо купить то, за чем дети пришли в магазин. Лучше всего, чтобы это сделали сами дети. Так, одному ребенку воспитатель может поручить узнать у продавца, есть ли нужный товар и, если есть, сколько он стоит, другому — уплатить в кассу, третьему — получить у про­давца покупку. В этом случае дети вступают в общение со взрослыми в процессе выполнения ими трудовой деятельности и фактически участвуют в ней как покупатели.

Такое участие в деятельности взрослых помогает детям уяснить ее смысл, цели; способы ее выполнения.

После экскурсии педагог должен дать детям почув­ствовать и пережить ее результаты. Например, если была куплена бумага для флажков, детям нужно сделать флаж­ки и украсить ими комнату и т. д.

Затем педагогу надо закрепить с детьми в беседе по картине все, что они узнали во время экскурсии. Пока­зывая детям картину, воспитатель может ставить им не только такие вопросы, как: «Что делает девочка?» или «Что делает продавец?», но и такие, как: «Что делала, девочка раньше?» (платила деньги в кассу, взяла чек, отдала чек продавцу, если на картине изображено, как девочка получает покупку) и т. д. Отвечая на такие воп­росы, ребята уже могут использовать не только то, что непосредственно воспринимают, рассматривая рисунок, но и то, что знают из своего личного опыта, приобретен­ного во время экскурсии.

Для того чтобы дети поняли, что слово «магазин» от­носится не только к кондитерскому или канцелярскому магазину, т. е. не только к тому магазину, в который они ходили, а словом «купить» обозначают не только покупку конфет или бумаги, педагогу необходимо пове­сти детей еще в несколько магазинов, с тем, чтобы под­вести их к правильным обобщениям, на основе которых у них сформируются соответствующие понятия. Так, можно организовать экскурсию в хлебный, овощной, книжный, магазин игрушек и т. д. Очень хорошо, если в каждом магазине дети будут что-нибудь покупать. Каж­дый из детей группы должен поучаствовать хотя бы в одной покупке, В магазинах дети могут купить, напри­мер, флажки, альбомы для раскрашивания, каранда­ши, конфеты, печенье.

После нескольких экскурсий воспитатель может пред­ложить ребятам нарисовать, что они видели в магазине Дети могут нарисовать фрукты, овощи, игрушки, кон­феты и т. д. Также нужно, чтобы на занятии по лепке дети вылепили предметы, которые они потом будут ис­пользовать во время игры.

Затем воспитатель проводит беседу по картинкам и обобщает все, что дети уже знают о магазине.

Для игры в «магазин» воспитателем должны быть при­готовлены вывеска со словом «магазин», деньги, чеки, табличка со словом «Касса», кошельки для покупате­лей. Педагог сдвигает столики, которые образуют со­бой прилавок, на котором должны быть красиво разло­жены всевозможные игрушки.

Раздав детям кошельки с деньгами, воспитатель сооб­щает, что открылся новый магазин, где продаются игруш­ки, и предлагает ему пойти туда. В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец (воспитатель), в кассе — опытный кассир (один из детей). Продавец вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, показывает, как с ним обращаться, говорит, сколько он стоит. Запла­тив в кассу названную продавцом сумму и взяв чек, поку­патель отдает его продавцу и получает у него свою покупку

На следующий день в магазине нужно продавать что-нибудь из того ассортимента, который дети изготовили на занятиях. Педагог назначает продавцом кого-нибудь из детей, а сам берет на себя роль одного из покупате­лей, но и в новой роли он направляет ход игры.

Дальнейшее развитие игры может идти по линии из­менения профиля магазина (то продуктовый, то книж­ный, то кондитерский и т. д.) или по линии включения этой темы в другие игровые темы.

Например, одним из вариантов игры может быть сле­дующий. Воспитатель вносит в группу кассу, деревян­ную витрину с ячейками (похожую на ту, которую виде­ли в овощном магазине) и «клубнику», слепленную вос­питателем. Недостающие овощи и продукты педагог за­меняет камешками, каштанами, листьями. Все это дол­жно вызвать интерес у детей и желание играть.

. Если ребята не отреагировали на предметы для мага­зина, педагог сам обращает внимание детей на атрибуты к игре и предлагает поиграть. С помощью считалочки ребята распределяют роли: «продавца», «покупателя». Затем дети совместно с воспитателем устанавливают вит­рину, раскладывают овощи по ячейкам, берут корзин­ки, «кошельки», «деньги» и идут в магазин. Первый покупатель просит продавца взвесить килограмм клубни­ки. «Продавец» взвешивает на весах покупку и отдает ее «покупателю». Воспитатель должен приучать детей к пра­вилам общения в магазине и побуждать внимательно сле­дить друг за другом, чтобы кто-нибудь не забыл побла­годарить. Следующий «покупатель» покупает яблоко для своей «дочки», затем апельсины, сливы, груши и т. д.

Чтобы интерес к игре не ослабел, воспитатель, к примеру, может напомнить «морякам» (детям, играю­щим в «теплоход»): «А вы не забыли купить своим детям подарки, угощенье? Что вы им привезете из плаванья?». Теперь в магазине собираются все «моряки». Они напере­бой делают покупки.

Со временем в магазине покупателей становится все меньше и меньше. Продавцу явно надоедает украшать витрину, вытирать кассу и она объявляет, что магазин закрыт на обед, вывешивает на кассе дощечку и уходит.

В ходе игры в «магазин» у детей часто возникают воп­росы: Откуда берутся в магазине хлеб, молоко, овощи?

Кто и откуда их доставляет? Где их производят? Где вы­ращивают? Воспитатель должен поддерживать этот инте­рес, удовлетворять его, расширять кругозор детей и од­новременно содействовать дальнейшему обогащению содержания игры.

Для формирования у детей четких представлений о выращивании овощей, злаковых, бахчевых культур, воспитатель по возможности, организовывает экскурсию в колхоз, в огородную бригаду. Также можно рассмот­реть с ребятами картину о сборе урожая на огороде, прочитать отрывок из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Бахча») и книгу С. Михалкова «Овощи». Беседа о труде колхозников уточнит, систематизирует знания детей.

Параллельно с работой по ознакомлению с трудом колхозников целесообразно проводить лепку, конструи­рование, организовывать труд детей (изготовить из бу­маги кульки для крупы, из крупного строительного ма­териала построить магазины с большими витринами; из глины, пластилина слепить овощи, фрукты, арбузы, дыни, хлеб, булки, бублики, печенье и т. д.) с уста­новкой, что эти изделия можно использовать в игре.

Когда интерес к игре «Продуктовый магазин» ослабе­вает, воспитатель может предложить поиграть в игру «Магазин одежды».

Сначала воспитатель на занятиях и в повседневной жизни уточняет знания детей о видах одежды (летняя, зимняя, белье, платья, пальто, шуба, шапка, пана­ма, кепка, платок), закрепляет обобщающие понятия (головные уборы, белье, верхняя одежда).

В детском саду с помощью родителей можно сшить одежду куклам, сделать вешалки и стойки для них, сшить пакетики из целлофана, изготовить большое зеркало из фольги.

Процесс совместного изготовления этих атрибутов обычно напоминает детям о виденном на экскурсии и побуждает их к игре.

Если же такого интереса к игре не возникает, воспи­татель берет инициативу на себя. Прежде всего помогает детям в распределении ролей, педагог предлагает не­скольким желающим детям быть продавцами, ведь мож­но организовать несколько отделов (детской, мужской, женской одежды) и в каждом отделе нужны продавцы. Распределив роли, дети строят из стульев, скамеек и крупного строительного материала магазин, выклады­вают на полках белье в целлофановых пакетах, на ве­шалках развешивают одежду (отдельно платья, отдельно пальто), сооружают примерочные кабины, устанавли­вают кассу, торжественно открывают новый магазин и приглашают «покупателей». В основном — это «мамы» с дочками-куклами. «Продавцы» советуют, какую луч­ше выбрать одежду, помогают примерять. «Мамы» оде­вают одежду на кукол, оплачивают покупку в кассе, благодарят.

Полезна в воспитательном отношении и игра в «книжный магазин» (с отделением канцелярских това­ров). Она дает возможность формировать познаватель­ные интересы детей, упражнять их в «делании», по­скольку игра побуждает детей изготавливать «товары» для магазина (конструировать с помощью воспитателя книжки-самоделки, альбомчики, тетради). В игре за­крепляются знания о труде работников магазина, вос­питывается уважение к нему, у детей возникает жела­ние подражать им и брать на себя соответствующие роли.

Игра в «магазин» очень часто переплетается с такими играми, как «семья», «колхоз», «детский сад», «рыбаки». Например, «мамы», «папы», «бабушки» покупают в гастрономе продукты, готовят из них обед и кормят кукол, в магазине готовой одежды они покупают своим детям обновки к празднику. «Колхозники» собирают урожай овощей, фруктов, грузят ящики на машины, «шоферы» отвозят их в магазины. «Рыбаки», возвратив­шись из плавания, сгружают рыбу, а «шоферы» отвозят ее в магазин.

Игра «Летчики»

Цель. Закрепление представлений детей о труде взрос­лых в аэропорту и на аэродроме. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду лет­чика.

Игровой материал. Игрушечные самолеты, бен­зовозы, тележки, фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал, пропеллеры, крылья самолета, резиновые трубки-шланги для заправки самолетов бен­зином.

Подготовка к игре. Экскурсия в аэропорт. Встреча с работниками аэропорта. Чтение стихотворений из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт») и из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродро­ме», «Кто водит самолеты»). Совместные игры со стар­шими детьми. Изготовление из строительного мате­риала или из песка взлетной полосы, ангара, самоле­тов, большого самолета (с использованием стульчи­ков и деталей из картона). Конструирование бумаж­ных самолетов.

Игровые роли. Первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, работники аэро­порта, кассир, буфетчица, продавцы аптечного и га­зетного киосков.

Ход игры. Первым этапом развития игры будет - экскурсия в аэропорт. Детям нужно показать помеще­ния (залы для пассажиров, кассы, буфет, газетный киоск) и познакомить с трудом взрослых в аэропорту, а также дать представление о том, что аэродром — это большое, ровное поле, на нем стоят самолеты и вер­толеты, вдали — ангары. Нужно понаблюдать с деть­ми, как приземляется самолет, подвозят трап, выхо­дят пассажиры.

После этого воспитатель читает отрывки из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт») и из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»).

Затем из строительного материала или песка мож­но изготовить вместе с детьми взлетную полосу, ан­гар, самолеты, большой самолет (с использованием стульчиков и деталей из картона). Воспитатель мо­жет предложить конструирование бумажных самоле­тов, стрел, а потом использовать их в играх с вет­ром.

В дальнейшем можно еще раз организовать экскур­сию в аэропорт. Побывать в самолете, осмотреть его, рассказать об обязанностях пилотов, стюардессы. Зак­репить представления детей о труде взрослых в аэропор­ту и на аэродроме. После этого провести беседу «Что мы видели на аэродроме».

Воспитателю можно организовать встречу с летчиком в детском саду, для того, чтобы он рассказал о своей работе, также - игру-занятие «Как Ясочка с мамой и папой летали на самолете».

Игру в «летчиков» лучше проводить на участке детс­кого сада. Воспитатель предлагает ребятам разыграть сле­дующие роли: первый и второй пилоты (летчики), стю­ардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры - мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, работники аэро­порта, кассир, буфетчица, продавцы аптечного и га­зетного киосков.

Далее воспитатель предоставляет детям возможность поиграть в игру самостоятельно. Педагог должен счи­таться с теми игровыми замыслами, которые могут возникнуть у детей, так как в игре в первую очередь дол­жно проявиться то, что радует, волнует ребенка в дан­ный момент.

Игра «Рыбаки»

Цель. Закрепление представлений детей о рыбной ловле. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.

Подготовка к игре. Экскурсия на реку. Встреча с ры­баками. Чтение стихотворений о рыбной ловле. Совмест­ные игры со старшими детьми. Изготовление из строи­тельного материала лодки, весел. Изготовление удочек. Лепка рыб.

Игровые роли. Рыбаки.

Ход игры. Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку, где вместе с детьми понаблюдать за рыбаками, обсудить вопросы: на чем передвигается по реке рыбак, какие бывают лод­ки, что ловит рыбак, чем он ловит рыбу, какие для этого нужны приспособления. Можно там же органи­зовать встречу с рыбаком, задать ему интересующие детей вопросы.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке».

Родителей педагог просит на выходные дни взять де­тей с собой на речку, показать, как нужно ловить рыбу.

Затем совместно с детьми можно соорудить лодки и весла из строительного материала, из длинных прутиков сделать удочки.

Когда все приготовления к игре будут готовы, вос­питатель может предложить детям поиграть самостоя­тельно.

Во время игры педагог должен поддерживать возник­ший интерес детей к игре в «рыбаков» и направлять раз­витие сюжета, используя советы, вопросы, напомина­ния. Например, вопросы: На чем это вы плаваете? Куда плывет ваша лодка? Что вы в ней везете? Совет: «Дого­воритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и ве­зите в соседний город, в магазины». Обращаясь к де­вочкам: «Там, на пристани, привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?» и т. д.

В игре воспитатель не только расширяет круг пред­ставлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.

 

Игра «Театр»

Цель. Закрепление представлений детей о театре. Раз­витие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Ширма, игрушки бибабо, игро­вые атрибуты: деньги, кошельки, билеты, большие таб­лички «Театр», «Касса».

Подготовка к игре. Кукольный спектакль. Чтение стихотворений о театре. Совместные игры со старшими детьми. Изготовление детьми атрибутов для театра. Про­смотр фильма о театре.

Игровые роли. Кассир, контролер, водитель автобу­са, артисты.

Ход игры. Подготовку к игре педагог может начать лишь после того, как детям во время утренника будет показан кукольный спектакль или они сами побывают в театре (кроме того, перед ними могут выступить артисты). Обязательно после этого впечатления детей воспитатель должен систематизировать и подытожить, рассмотрев с ними картину и побеседовав по ее содержанию.

Затем педагог вносит в группу одну-две куклы бибабо. Чтобы поддержать интерес к игре с этими куклами и сде­лать его устойчивым, педагогу надо обучить детей пра­вильно пользоваться куклами, производить с их помощью отдельные действия отобразительного характера, научить отдельным игровым приемам. Кукла может здороваться, махать рукой, хлопать в ладоши, кланяться, чесать лоб или щеку, гладить детей но голове, плясать и т. д. Де­тям, как правило, это доставляет огромное удовольствие, и они с радостью подражают воспитателю, заставляя куклу проделывать те действия, которые он им показывал. Так, постепенно, дети под руководством и при помощи вос­питателя научаются управлять куклами и в процессе игры овладевают отдельными игровыми приемами.

Следующим этапом при подготовке к игре может быть изготовление детьми игровых атрибутов. Воспитатель предлагает детям нарисовать красивые билеты, сделать деньги. Сам в то же время готовит большие таблички со словами «Театр», «Касса».

Желательно показать ребятам фильм о театре.

Перед игрой педагог раздает детям кошельки с деньга­ми, просит посмотреть, в порядке ли их одежда, акку­ратно ли они причесаны, так как уже пора ехать в театр. Дети выходят из детского сада (групповой) и идут на ос­тановку, где уже заранее приготовлен автобус (его можно устроить даже в другой комнате — столовой или соседней групповой комнате). В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают у него билеты и едуг до останов­ки «Театр». Подойдя к театру, ребята должны найти кас­су и купить там театральные билеты, после чего предъя­вить их контролеру и занять места в зрительном зале.

Воспитатель на «сцене» управляет куклами, ребята внимательно смотрят спектакль.

Содержание изображаемого на сцене должно быть очень несложным. Педагог может воспользоваться сю­жетом одной из хорошо знакомых детям сказок и с по­мощью кукол разыграть ее. Можно также разыграть что-нибудь близкое детям, что они часто видят, с чем по­вседневно сталкиваются в своей жизни, участниками чего сами бывают.

После спектакля дети аплодируют, благодарят артис­тов, выходят из театра, снова едут на автобусе в детский сад.

При повторении игры педагог может предоставить детям относительную свободу действий. Так, они сами едут и в театр и из театра, сами готовят нужные атрибу­ты (автобус, автобусные и театральные билеты, деньги и т. д.), сами исполняют основные роли: кондуктора, водителя, кассира, контролера. За воспитателем оста­ется роль ведущего: он еще сам управляет куклами, но уже со второй-третьей игры воспитатель может привле­кать ребят и для самого спектакля. Постепенно педагог все больше втягивает детей в активное участие в пред­ставлении, оставляя за собой лишь право направлять их действия и помогать им. Теперь руководство игрой дол­жно заключаться в том, чтобы помочь детям согласовы­вать свои действия, придумать содержание того, что они хотят изобразить, помочь реализовать замысел, а если нужно, то и показать, научить, как совершать то или иное действие.

Педагогу также нужно научить детей, играя в «театр», использовать не только специальных кукол, но и другие игрушки: автомобили, животных, матрешек. Когда дети убеждаются в преимуществе использования в игре до­полнительных игрушек, перед ними открываются ши­рокие перспективы для развития игры. Когда игра будет полностью освоена детьми, важно объяснить детям, что словом «театр» обозначается спек­такль и тогда, когда артистами бывают не куклы, а люди. Для этого нужно провести другой вариант игры. Когда дети это поймут, они, безусловно, видоизме­нят и свою игру. Кукольные спектакли будут чередо­ваться с такими, где определенные роли будут брать на себя сами дети. Они будут разыгрывать для зрителей содержание хорошо им знакомых сказок и небольшие сценки.

В дальнейшем руководство воспитателя этой игрой должно заключаться в тем, чтобы помочь детям изме­нить содержание их «постановок», изменить действия, которые они будут выполнять в ходе игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: