Содержание учебного материала
Изучение экономических процессов, экономических проблем в обществе основано на вопросах методологии экономической науки. Что же такое методология?
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.
В методологии экономической науки можно выделить несколько основных направлений:
1. Субъективистское. В качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное “я” абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики (“гомоэкономикса”), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
2. Неопозитивно – эмпирическое основано на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т. д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.
|
3. Рационалистическое. Ставит целью открытие “естественных” или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества. Экономические таблицы Кенэ – вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Главное внимание при рационалистическом подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам. Такой подход позволял признавать деление общества на классы, в отличие от позиции субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов.
4. Диалектико-материалистическое направление считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т. е. находятся в постоянном движении, - и в этом диалектика.
|
Методология и метод – это разные понятия. Понятие метод истекает из более широкого понятия методология.
Метод – это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.
Метод неразрывно связан с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Неразрывная связь метода и теории выражается в методологической роли научных законов. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Фрэнсис Бэкон (1561-1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в экономическом исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.
Каждая отрасль науки, имея свой предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет свои специальные методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.
Рассмотрим методы, применяемые в экономической науке: сравнение, анализ и синтез.
Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Народ метко выразил это в пословице: “Не узнав горя, не узнаешь и радости”. Нельзя узнать, что такое хорошо, не зная плохого, нельзя понять малого без большого. Все познается в сравнении. Чтобы узнать, что представляет собой то или иное экономическое явление, необходимо прежде всего выяснить, в чем он сходен с другими явлениями и чем отличается от них.
|
Сравнение есть установление сходства и различия объектов. Сравнение лежит в основе многих научных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых исследований. Сравнивая объекты между собой, человек получает возможность правильно ориентироваться в окружающем мире, целенаправленно воздействовать на него. Будучи необходимым приемом познания, сравнение играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные и близкие по своей сущности процессы и явления. Нет смысла сравнивать, как говорят, фунты с аршинами. Сравнение является весьма важным общим приемом познания в различных отраслях экономической науки.
Процесс научного познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого объекта, при которой частности остаются в тени. При таком наблюдении нельзя познать внутреннюю структуру объекта. Для ее изучения мы должны расчленить изучаемые объекты.
Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Будучи необходимым приемом познания, анализ в то же время является одним из элементов процесса познания. Невозможно познать сущность объекта, только разлагая его на элементы, из которых он состоит.
Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания: синтез – объединение в целое расчлененных анализом элементов.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое. Человек разлагает объект на составные части для того, чтобы сначала обнаружить сами части, узнать, из чего состоит целое, а затем рассмотреть его как составляющее из частей, но уже обследованных каждая в отдельности. Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве между собой: в каждом своем движении наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично.
Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности человека, в его труде. Человек научился мысленно анализировать и синтезировать лишь на основе практического расчленения, разрубания, размалывания, соединения, составления предметов при изготовлении орудий труда, одежды, жилища и т. п. Лишь постепенно осмысливая то, что происходит с объектом при выполнении практических действий с ним, человек учился мысленно анализировать и синтезировать. Анализ и синтез – основные приемы мышления: процессы разъединения и соединения, разрушения и созидания составляют основу всех процессов материального мира.
Абстрагирование, идеализация и обобщение. Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами. В процессе научного познания возникает необходимость сконцентрировать внимание на одной какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься от ряда других его качеств и свойств.
Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и отвлечении от других. Об этом свидетельствует и происхождение самого слова “абстрактный” - от лат. Abstractio – удаление, отвлечение. Да и русское слово “отвлеченный” происходит от глагола “влачить”.
Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся перед исследователем.
Абстрагирование – это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных элементов.
Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.
Идеализация – это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.
Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.
Введение в научный процесс исследования идеализированных объектов позволяет осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов, что необходимо для более глубокого проникновения в закономерности их протекания. Важной задачей любого научного познания является обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения.
Процессы обобщения и ограничения неразрывно связаны между собой. Без обобщений нет теории. Теория создается для применения ее на практике к решению конкретных задач. Например, для измерения объектов, создания технических сооружений всегда необходим переход от более общего к менее общему и единичному, т. е. всегда необходим процесс ограничения.
Абстрактное и конкретное. Процесс научного познания осуществляется двумя взаимосвязанными путями: путем восхождения от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракциям и путем восхождения от абстрактного к конкретному. На первом пути наглядное представление “испаряется” до степени абстракции, на втором пути мысль движется снова к конкретному знанию, но уже к богатой совокупности многочисленных определений.
Под абстрактным понимается одностороннее, неполное отражение объекта в сознании. Конкретное же знание есть отражение реальной взаимосвязи элементов объекта в системе целого, рассмотрение его со всех сторон, в развитии, со всеми свойственными ему противоречиями.
Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному.
Аналогия. В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Новое легче осмысливается понимается через образы и понятия старого, известного.
Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.
Заключение оказывается тем более правдоподобным, чем больше сходных признаков у сравниваемых предметов и чем эти признаки существеннее. Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез – научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа исследований и доказательств могут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что нам известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с простым помогает понять более сложное. В качестве метода научного исследования рассматривают индукцию и дедукцию.
Индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных факторов.
Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция – вывод какого-либо общего суждения о всех объектах некоторого множества на основании рассмотрения каждого объекта данного множества. Сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно. На практике чаще применяется форма индукции, которая предполагает вывод обо всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Такие выводы неполной индукции часто носят вероятностный характер. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, способна давать достоверное заключение. Она называется научной индукцией.
Дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.
Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теорем. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция – основное средство доказательства. Применение дедукции позволяет вывести из очевидных истин знания, которые уже не могут с непосредственной ясностью постигаться нашим умом, однако представляются в силу самого способа их получения вполне обоснованными и тем самым достоверными. Дедукция, проводящаяся по строгим правилам, не может приводить к заблуждениям.
Моделирование. В современной экономической науке все большее распространение получает метод моделирования, сущность которого заключается в воспроизведении свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели.
Моделирование широко применяется потому, что оно позволяет исследовать процессы, характерные для оригинала, в отсутствие самого оригинала и в условиях, не требующих его наличия. Это часто бывает необходимо из-за неудобства исследования самого объекта и по другим соображениям: дороговизна, недоступность, трудность доставки, необозримость его и т. п.
Математическое моделирование в экономике.
Современная экономическая теория, как на микро, - так и на макроуровне, включает как естественный, необходимый элемент математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет, во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов: изучение столь сложного объекта предполагает высокую степень абстракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получать выводы, адекватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные предпосылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют индуктивным путем получать новые знания об объекте: оценивать форму и параметры зависимостей его перенесенных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям. В-четвертых, использование языка математики позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.
Для изучения различных экономических явлений экономисты используют их упрощенные формальные описания, называемые экономическим моделями. Примерами экономических моделей являются модели потребительского выбора, модели фирмы, модели экономического роста, модели равновесия на товарных, факторных и финансовых рынках и многие другие. Строя модели, экономисты выявляют существенные факторы, определяющие исследуемое явление и отбрасывают детали, несущественные для решения поставленной проблемы. Формализация основных особенностей функционирования экономических объектов позволяет оценить возможные последствия воздействия на них и использовать такие оценки в управлении.
Математическая модель экономического объекта – это гомоморфное отображение в виде совокупностей уравнений, неравенств, логических отношений, графиков.[1]
Гомоморфное отображение объединяет группы отношений элементов модели. Иными словами, модель – это условный образ объекта, построенный для упрощения его исследования. Предполагается, что изучение модели дает новые знания об объекте, либо позволяет определить наилучшие решения в той или иной ситуации.
Математические модели, используемые в экономике, можно подразделять на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария: модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, оптимизационные и равновесные, статистические и динамические.
- Макроэкономические модели описывают экономику как единое целое, связывая между собой укрупненные материальные и финансовые показатели (ВНП, потребление, занятость, инвестиции).
- Микроэкономические модели описывают взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики, либо поведение отдельной такой составляющей в рыночной среде.
- Теоретические модели позволяют изучать общие свойства экономики и ее характерных элементов дедукцией выводов из формальных предпосылок.
- Прикладные модели дают возможность оценить параметры функционирования конкретного экономического объекта и сформулировать рекомендации для принятия практических решений. К прикладным прежде всего относятся эконометрические модели, оперирующие числовыми значениями экономических переменных и позволяющие статистически значимо оценивать их на основе имеющихся наблюдений.
- В моделировании рыночной экономики особое место занимают равновесные модели. Они описывают такие состояния экономики, когда результирующая всех сил, стремящихся вывести ее из данного состояния равно нулю. В нерыночной экономике неравновесие по одним параметрам (например, дефицит) компенсируется другими факторами (черный рынок, очереди и т. п.). Равновесные модели дескриптивны, описательны. В нашей стране долгое время преобладал нормативный подход в моделировании, основанный на оптимизации. Оптимизация в теории рыночной экономики присутствует в основном на микроуровне (максимизация полезности потребителем или прибыли фирмой); на микроуровне результатом рационального выбора поведения экономическими субъектами оказывается некоторое состояние равновесия.
- В моделях статических описывается состояние экономического объекта в конкретный момент или период времени, в них обычно зафиксированы значения ряда величин, являющихся переменными в динамике, – например, капитальных ресурсов, цен и т. п.
- Динамические модели включают взаимосвязи переменных во времени. Динамическая модель не сводится к простой сумме ряда статических, а описывает силы и взаимодействия в экономике, определяющие ход процессов в ней. Динамические модели обычно используют аппарат дифференциальных и разностных уравнений, вариационного исчисления.
- Детерминированные модели предполагают жесткие функциональные связи между переменными модели.
- Стохастические модели допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели и используют инструментарий теории вероятностей и математической статистики для их описания.
Математическая экономика – раздел экономической науки, занимающийся анализом свойств и решений математических моделей экономических процессов. В некоторых случаях эти модели могут рассматриваться как часть математической теории на стыке с экономической наукой. Математическая экономика отделяется обычно от эконометрики, занимающейся статистической оценкой и анализом. Среди моделей математической экономики можно выделить два крупных класса – модели равновесия в экономических системах и модели экономического роста. Модели равновесия (например, модель Эрроу-Дебре, модель “затраты-выпуск” В. Леонтьева) помогают исследовать состояния экономических систем, в которых равнодействующая всех внешних сил равна нулю. Это, вообще говоря, статические модели, в то время как экономическая динамика описывается с помощью моделей роста (модель Харрода-Домара, модель Солоу, модели магистрального типа и др.). Ключевым моментом исследования моделей роста является анализ и отыскание траекторий стационарного роста (роста с постоянными, в том или ином смысле, структурными характеристиками), к выходу на которые обычно стремится описываемая моделью экономическая система. Исследование траекторий стационарного роста является одновременно базой для анализа более сложных типов роста и связующим звеном с моделями экономического равновесия (поскольку отыскание такой траектории равнозначно отысканию меняющегося вполне определенным образом равновесного состояния). Значительный вклад в теорию роста внесли работы фон Неймана, Солоу, Гейла, Моришимы и др.
Эконометрика – наука, исследующая количественные закономерности и взаимозависимости в экономике при помощи методов математической статистики. [2]
Основа этих методов – корреляционно-регрессивный анализ. Эконометрические модели и методы сейчас – это не только мощный инструментарий для получения новых знаний в экономике, но и широко применяемый аппарат для принятия практических решений в прогнозировании, банковском деле, бизнесе. Разумеется предметная область, методология и инструментарии экономической науки не исчерпываются подходами экономики и эконометрики – обычно в экономических исследованиях пользуются также методы качественного анализа, индуктивные, эвристические подходы, перемежающиеся с элементами математической экономики и эконометрики. Таким образом, математическая экономика выступает и как самостоятельный раздел экономической науки, и как один из ее инструментов. При этом разделы математической экономики, исследовавшиеся ранее в чисто теоретическом плане, все больше становятся теоретической базой и элементами прикладных исследований.
Наблюдение и эксперимент. Важнейшими методами экономического исследования являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания.
Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Наблюдение требует специальной подготовки – предварительного ознакомления с материалами, относящимися к объекту будущего наблюдения: формы, модели, графики, описанием предметов и т. п. Важное место в подготовке наблюдения должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения (особенно в маркетинге).
Эксперимент – метод, или прием исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия.
Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект, - это основной метод эксперимента. Изменение условий позволяет вскрыть причинную зависимость между заданными условиями и характеристиками исследуемого объекта и одновременно обнаружить те новые свойства объекта, которые не проявляются непосредственно в обычных условиях, проследить характер изменения наблюдаемых свойств в связи с изменениями условий. С изменением условий изменяются определенные свойства объекта, а другие свойства при этом не претерпевают существенных изменений, от них мы можем отвлечься. Эксперимент, таким образом, не сводится к простому наблюдению – он активно вмешивается в реальность, изменяет условия протекания процесса.
Любой эксперимент базируется на взаимодействии субъекта с исследуемым объектом и часто включает операции наблюдения, приводящие не только к качественным, описательным, но и к количественным результатам, требующим дальнейшей математической обработки. С этой точки зрения, эксперимент – разновидность практического действия, предпринимаемого с целью получения знания. В процессе экспериментального исследования в контролируемых и управляемых условиях изучаются многообразные явления и свойства объектов экономики. Основная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и выводов теорий, имеющих фундаментальное и прикладное значение. Являясь критерием экономико-научной истины, эксперимент представляет собой основу научного познания природы, общества, человека.
Чем сложнее экспериментальная задача, тем острее проблема повышения достоверности полученных результатов. Можно назвать четыре пути решения данной проблемы:
1. многократное повторение операций измерений;
2. совершенствование технических систем и приборов, повышение их точности, чувствительности и разрешающей способности;
3. более строгий учет основных и не основных факторов, влияющих на исследуемый объект;
4. предварительное планирование эксперимента, позволяющее наиболее полно учесть специфику исследуемого объекта и возможности приборного обеспечения.
Чем тщательнее предварительно проанализированы все особенности исследуемого объекта и управляемые внешние условия, чем чувствительнее и точнее приборы, тем достовернее экспериментальные результаты.
В любом научном эксперименте можно выделить три основных этапа:
1. подготовительный;
2. сбор экспериментальных данных;
3. обработка результатов эксперимента и их анализ.
Подготовительный этап обычно сводится к теоретическому обоснованию эксперимента, его планированию, изготовлению экономической модели исследуемого объекта, конструированию и созданию технической базы, включающей приборное обеспечение. Результаты, полученные на хорошо подготовленной экспериментальной базе, как правило, легче поддаются сложной математической обработке. Анализ результатов эксперимента позволяет оценить тот или иной параметр исследуемого объекта и сопоставить его с известным теоретическим либо экспериментальным значением, полученным другими техническими средствами, что очень важно при определении правильности и степени достоверности окончательных результатов.
Научное открытие и доказательство.
Логика открытия. Логический путь научного творчества, связанного с открытием, чаще всего начинается с возникновения догадки, идеи, гипотезы. Выдвинув идею, сформулировав задачу, ученый ищет ее решение, а затем уточняет его путем расчетов, проверки опытом.
Открытие – установление новых, ранее неизвестных закономерностей, свойств и явлений экономического мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
За “спиной” любого открытия скрывается приведший к нему тернистый путь, зачастую извилистый, противоречивый и всегда поучительный. Бытует убеждение, будто открытие – результат случайности, внезапного озарения мысли, вдохновения, таинственной творческой интуиции, подсознательного или даже болезненного состояния психики, способной создавать из обычных впечатлений необычные комбинации, рождать “сумасшедшие” идеи, способные ломать наши обычные представления.
Подобных примеров много, но они не могут убедить нас в том, что открытие вообще – результат чистого случая. Случаем ведь нужно уметь воспользоваться. Случай помогает тому, кто упорно работает над осуществлением своей идеи, замысла. Мы видим дом, но не замечаем фундамент, на котором он стоит. Фундамент любого открытия и изобретения – это общечеловеческий и личный опыт.
В творческой деятельности ученого нередки случаи, когда творческий акт мысли осознается как готовый, и самому автору представляется так, как будто его вдруг “осенило”. За способностью как бы “внезапно” схватывать суть дела и чувствовать полную уверенность правильности идеи, по существу, стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания и упорная работа ищущей мысли. При этом каждое новое открытие или изобретение подготовлено множеством предшествующих побед и заблуждений.
Сделать открытие – значит правильно установить надлежащее место нового факта в системе теории в целом, а не просто обнаружить его. Когда новые факты вступают в противоречие с существующей теорией, то логика мысли теми или иными путями разрешает это противоречие и при этом всегда в пользу требований новых фактов. Их осмысление ведет к построению новой теории.
Творческое воображение и интуиция. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем не заметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Человек, лишенный творческого воображения и руководящей идеи, в обилии фактов может не увидеть ничего особенного, он к ним привык.
В процессе научного открытия большую роль играет интуиция.
Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Процесс творчества, осмысление данных чувственного восприятия нередко осуществляется в порядке мгновенного обобщения, своего рода мысленного замыкания, непосредственно от исходных данных к результату. Происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого либо факта.
Доказательство. Характерная форма научного мышления – доказательство. Истинность или ложность того или иного утверждения, как правило, не обладает прозрачной очевидностью. Только простейшие суждения нуждаются для подтверждения своей истинности лишь в применении чувственного восприятия. Подавляющее большинство утверждений принимается за истинные не на уровне чувственного познания и не отдельно от всех других истин, а на уровне логического мышления, в связи с другими истинами, т. е. путем доказательства.
Во всяком доказательстве имеются: тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства.
Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность, называется опровержением.
Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса, называется основаниями или аргументами. Основания состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и ранее доказанных положений.
Аксиомы – положения, не доказываемые в науке и играющие в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин.
Связь оснований и выводов из них, имеющая результатом необходимое признание истинности доказываемого тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного и того же положения в экономической науке может быть различным. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Так как она не дана вместе с самими основаниями, а должна быть установлена, следовательно, доказательство – теоретическая задача.
В ряде случаев задача доказательства оказывается настолько сложной, что решение ее требует от ученых огромных усилий на протяжении целых десятилетий или даже столетий.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ 1,2
______________________________________________________ТЕСТ
(выбрать правильный ответ)
1.Экономическая теория-это наука, изучающая:
а) природные явления;
б) поведение человека;
в) методы рационального хозяйствования.
2. Почему современная научная методология обязана анализировать процессы происходящие в экономической науке:
а) для раздела экономической науки на теоретическую и прикладную;
б) для выработки специального знания, способного обеспечить методологическое обслуживание экономической науки;
в) для установления логических взаимосвязей форм и явлений в теоретической экономике.
3. Аксиология науки - это:
а) система критериев и оценок научной деятельности;
б) система методов направленных на результат в научном исследовании;
в) рациональность и эффективность научного исследования.
4. Как образуется причинно-следственная связь:
а) причина – объект – следствие;
б) объект – причина – следствие;
в) причина – следствие – объект.
5. Интервал адекватности – это:
а) соответствие изучаемого объекта его предмету;
б) определение границ изучаемого предмета;
в) определение границ соответствия и относительности научных знаний.
6. Гипотеза – это:
а) вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность действительности;
б) приблизительное предположение об области изучения предмета и объекта.
7. Теория – это:
а) система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон окружающего мира;
б) твердо устоявшееся мнение относительно объекта и предмета изучения экономической науки.
8. Теоретическое познание – это:
а) прежде всего объяснение причины явлений;
б) изучение конкретного экономического явления и способов его применения на практике.
Верны ли следующие утверждения? (да/нет)
9. Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.
10. Метод – это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.
11. Анализ представляет собой мысленное или реальное соединение объекта из составляющих его частей.
12. Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования.
13. Аналогией называется вероятное, неправдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их приблизительного сходства в других признаках.
14. Индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных факторов.
15. Математическая модель экономического объекта – это гомоморфное отображение в виде совокупностей уравнений, неравенств, логических отношений, графиков.
16. Наблюдение – непреднамеренное, случайное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания.
Задачи и проблемные ситуации
1.Объясните, как вы понимаете высказывание Ф. Бекона который сравнивал роль правильного метода в научном познании со «…светильником, освещающим путнику дорогу в темноте».
2.Экономические эксперименты очень дороги в экономическом плане и чрезвычайно опасны в социальном. Можно ли их заменить экономико-математическими моделями?
3.Существует ли логическая взаимосвязь последовательности применения различных методов при изучении какого-либо экономического процесса или явления?
4.Всегда ли экономическая теория применима в реальных хозяйственных процессах?
5.С какой целью при исследовании в экономической науке выделяют предмет и объект исследования?
Новые понятия и категории
Предмет экономической науки, методология, метод, научное познание, аксиология науки, логико-гносиологический подход, идея, принцип, экономический закон, научная проблема, научный факт, абстракция, гипотеза, научная теория, экономическая теория, научный метод и тип, дедукция, индукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, интерпретация, идеализация, моделирование, субъектно-объектные отношения, экспертиза, рецензирование, оппонирование, интервал адекватности, экономические понятия и категории, суждение, умозаключение, экономическая математика и эконометрика.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом изучения экономической науки?
2. Что Вы знаете о методологии?
3. Что такое метод исследования?