Практические задания к экзамену




Составитель: Н.В. Чернова

1. Дидактика как теория обучения и образования. История становления дидактики.

2. Обучение в структуре образовательного процесса: сущность, функции, цели, свойства, структура и логика.

3. Закономерности и принципы процесса обучения. Реализация принципов обучения в современной школе.

4. Концепции содержания общего образования: концепция формального образования, концепция материального образования, культурологическая концепция содержания образования.

5. Характеристики основных форм фиксации содержания образования (государственный образовательный стандарт, учебный план, программа, учебник, учебно-методический комплект).

6. Базовый и национально-региональный компоненты содержания образования, их отражение в учебном плане.

7. Проблема методов обучения в дидактике. Классификации методов обучения. Характеристика одной из классификаций методов обучения (по выбору студента).

8. Развивающее обучение в современном образовательном процессе.

9. Теория и технологии проблемного обучения.

10. Поисково-исследовательские технологии обучения.

11. Теория и технологии программированного обучения.

12. Технологии критериально-ориентированного обучения.

13. Имитационные (моделирующие) технологии.

14. Информационные технологии в образовательном процессе.

15. Профильное обучение. Модели организации профильного обучения. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

16. Общие формы организации обучения. Классно-урочная система обучения: история и современное состояние.

17. Групповая форма организации обучения. История развития групповых форм организации обучения.

18. Урок как основная форма организации обучения в современной школе.

19. Средства обучения.

20. Понятие инновации. Инновационные образовательные процессы.

21. Индивидуализация и дифференциация обучения.

22. Эвристический метод обучения.

23. Технология полного усвоения.

24. Метод проблемного изложения

25. Понятие педагогическая технология. Виды педагогических задач.

26. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения.

27. Практическое задание.

 

Литература для подготовки к экзамену

 

1. Базисный учебный план //Народное образование. – 1998. - №3.

2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – М., 1981.

3. Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. – М., 1970.*

4. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. – Спб., 2001. – Гл. 9.*

5. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. – 1995. - №1.*

6. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1986.*

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2004.*

8. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов. // СП., 1978. - №10.

9. Каспржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. – М., 1994.*

10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Вестник образования. – 2001, декабрь.*

11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1986.*

12. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.

13. Логинова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М., 1994.

14. Национально-региональный компонент в образовании /Отв. ред. Т.С. Буторина. – Арх-ск, 1994.*

15. Проблема принципов обучения //Сов. педагогика. – 1980. - №12. - С. 54 –62.

16. Рожинова Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. – М., 1992.

17. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа // Народное образование. -1995. - № 8-9.

18. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии. – М., 1998.*

19. Сковородкина И.З. Основы дидактики с элементами преподавания естественнонаучных дисциплин. - Арх-ск, 1995.*

20. Теоретические основы общего среднего образования /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1983.*

21. Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., 1989.*

22. Педагогика /Под ред. В.В. Белорусовой.*

23. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.*

24. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

25. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах. – М., 1993 – 2001.

26. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.*

27. Хомерики О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс. – М., 1994.*

28. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе.-М, 1985.

* Примечание: В этих источниках отражено основное содержание экзамена.

Для подготовки к экзамену также следует использовать учебники по возрастной, социальной, педагогической психологии, материалы которых представлялись во время лабораторной работы №3 «Групповая форма обучения».

На экзамен необходимо принести любой учебник по школьному курсу истории.

 

 

 

Билеты к курсу «Теория обучения. Педагогические технологии»

Исторический факультет, 2 курс, 3 семестр 2004 – 2005 уч. года

Составитель: Чернова Н.В.

Билет 1

1.Дидактика как теория обучения и образования. История становления дидактики.

2.Практическое задание.

 

Билет 2

1.Обучение в структуре образовательного процесса: сущность, функции, цели, свойства, структура и логика.

2.Практическое задание.

 

Билет 3

1.Закономерности и принципы процесса обучения. Реализация принципов обучения в современной школе.

2.Практическое задание.

 

Билет 4

1.Концепции содержания общего образования: концепция формального образования, концепция материального образования, культурологическая концепция содержания образования.

2.Практическое задание.

 

Билет 5

1.Характеристики основных форм фиксации содержания образования (государственный образовательный стандарт, учебный план, программа, учебник, учебно-методический комплект).

2.Практическое задание.

 

Билет 6

1.Базовый и национально-региональный компоненты содержания образования, их отражение в учебном плане.

2.Практическое задание.

 

Билет 7

1.Проблема методов обучения в дидактике. Классификации методов обучения. Характеристика одной из классификаций методов обучения (по выбору студента).

2.Практическое задание.

Билет 8

1.Развивающее обучение в современном образовательном процессе.

2.Практическое задание.

 

Билет 9

1.Теория и технологии проблемного обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 10

1.Теория и технологии программированного обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 11

1.Технологии критериально-ориентированного обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 12

1.Имитационные (моделирующие) технологии.

2.Практическое задание.

 

Билет 13

1.Информационные технологии в образовательном процессе.

2.Практическое задание.

 

Билет 14

1.Профильное обучение. Модели организации профильного обучения. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2.Практическое задание.

 

Билет 15

1.Общие формы организации обучения. Классно-урочная система обучения: история и современное состояние.

2.Практическое задание.

 

Билет 16

1.Групповая форма организации обучения. История развития групповых форм организации обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 17

1.Урок как основная форма организации обучения в современной школе.

2.Практическое задание.

 

Билет 18

1.Средства обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 19

1.Понятие инновации. Инновационные образовательные процессы.

2.Практическое задание.

 

Билет 20

1.Индивидуализация и дифференциация обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 21

1.Эвристический метод обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 22

1.Технология полного усвоения.

2.Практическое задание.

 

Билет 23

1.Метод проблемного изложения

2.Практическое задание.

 

Билет 24

1.Понятие педагогическая технология. Виды педагогических задач.

2.Практическое задание.

 

Билет 25

1.Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения.

2.Практическое задание.

 

Билет 26

1.Поисково-исследовательские технологии обучения.

2.Практическое задание.

 

 

 

Практические задания к экзамену

 

1. Верны ли следующие утверждения:

1. Обучение есть искусственно организованная познавательная деятельность в отличие от естественной и исторически сложившейся;

2. Обучение необходимо для решения особой задачи, которая не может быть выполнена в иных видах познания. Задача эта состоит в том, чтобы ускорить процесс познания в индивидуальном развитии;

3. Обучение не является структурным элементом целостного педагогического процесса;

4. Движущей силой процесса обучения выступают противоречия;

5. С дидактической точки зрения логика процесса обучения описывается следующей последовательностью: включение учащихся в первично задаваемое содержание образования; приведение индивидуальной модели содержания образования в соответствие с социально значимой моделью содержания образования; формирование индивидуальной модели содержания образования;

6. Конкретные формы организации обучения существуют внутри общих форм организации обучения и вне последних не могут быть рассмотрены;

7. Главная цель теории материального образования – развитие ума (интеллекта);

8. Ретардация есть прохождение учебного курса в ускоренном темпе;

9. В учебном плане школы представлены базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования;

а) да; б) нет.

 

1. Сравните два конспекта урока. Определите, какой из них реализует идеи профильного обучения. Обоснуйте свой выбор.

 

2. Изучите учебный план общеобразовательного учреждения. Выделите в нем базисную, вариативную и дополнительную составляющие. Реализует ли эта школа национально-региональный компонент. Обоснуйте свой ответ.

 

3. Изучите конспект урока. В русле какой технологии проведен этот урок? Обоснуйте свой ответ.

 

4. Является ли данная задача проблемной:

«Западная цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности, христианских традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления послужили источниками непреодолимого напора тех идей и средств, с помощью которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное развитие. Мало – помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу. Почему, исходя из вышесказанного, до сих пор существуют неоднородные (неодинаковые) по уровню развития культуры, а, следовательно, и конфликты, противоречия между ними?». Обоснуйте свой ответ

 

5. Назовите принципы обучения, которые отражены в предложенном вам тексте.

 

6. Изучите конспект урока. Определите тип урока, назовите средства обучения, которые используются при проведении данного урока. В каких классификациях уроков этот тип урока обозначен? В каких классификациях средств обучения эти средства обучения представлены?

 

7. Составьте не менее трех различных графических заданий репродуктивного характера. Материал для работы отберите из учебника самостоятельно.

 

8. Составьте не менее трех различных вариантов программированных заданий для проверки знаний учащихся. Материал для работы отберите из учебника самостоятельно.

 

9. Разработайте программу изучения нового материала. Программа должна содержать не менее двух результативных шагов. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

10. Изучите конспект урока. Назовите методы обучения, представленные в этом конспекте. Назовите автора классификации методов обучения, являющейся основанием для вашего ответа. Какие уровни усвоения содержания образования предполагает данный урок?

 

11. Составьте задания для малых групп учащихся по одной учебной теме (групп должно быть не менее четырех). Докажите преимущества выполнения этих заданий в группах. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

12. Сформулируйте 3-4 проблемных вопроса. Перечислите условия, в которых эти вопросы могут и не вызвать проблемную ситуацию у учащихся. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

13. Составьте проблемную задачу и раскройте процесс ее решения с помощью проблемного изложения. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

14. Составьте проблемную задачу и раскройте процесс ее решения с помощью исследовательского метода обучения. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

15. Составьте проблемную задачу и раскройте процесс ее решения с помощью эвристического метода обучения. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

16. Определите умения, которые формируются содержанием одного из параграфов школьного учебника. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

17. Определите содержание опыта эмоционально-ценностных отношений, который формируется содержанием одного из параграфов школьного учебника. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

18. Определите творческие процедуры, которые формируются содержанием одного из параграфов школьного учебника. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

19. Определите виды знаний, которые отражены в содержании одного из параграфов школьного учебника. Материал для выполнения задания отберите из учебника самостоятельно.

 

20. Изучите конспект урока. Предложите не менее двух заданий творческого характера в соответствии с темой урока. Какие изменения произойдут при этом в совокупности задач урока? Произойдут ли изменения в совокупности методов обучения?

 

21. Решите педагогическую задачу: «Коля М., учащийся 6-го класса, успешно изучил программу 6-го класса по математике, причем значительно быстрее, чем его одноклассники. Завуч школы предложил мальчику ускорить обучение, и начать изучение программы по математике за 7-й класс». Какой способ индивидуализации обучения выбрал педагог? Обоснуйте свой ответ.

 

22. Определите, какие предложения относятся к описанию проблемного обучения, а какие – программированного: а) развивает продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, способность к догадке; б) вопросы и задания содержат противоречия; в) учебный материал разбивается на небольшие порции; г) используются специальные вопросы, побуждающие школьников к самостоятельному рассуждению; д) учебный материал прорабатывается учащимися в строго определенной последовательности е) учащийся получает оперативную информацию о правильности совершенного действия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: