Б) Соотношение государственной власти с социальной и политической властью. Государственная власть: понятие, структура и формы осуществления




Тема 3. Понятие государства

План учебного занятия:

1. Понятие и сущность государства.

а) Основные подходы к пониманию сущности государства.

б) Соотношение государственной власти с социальной и политической властью. Государственная власть: понятие, структура и формы осуществления.

2. Определение и основные признаки государства как организации политической власти

3. Типология государства: понятие и основные подходы.

4. Политическая система общества.

а) Понятие, структура, функции ПСО.

б) Место и роль государства в политической системе общества.

в) Государство и церковь: соотношение.

Актуальность темы:

Определить и объяснить основные характеристики государства, иначе – указать его главные признаки и, тем самым, раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), составляет одну из основных задач ТГП. Познать природу государства – значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении. Это значит понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм, как самостоятельный и целостный социальный институт. Такой процесс в отечественной теории государства и права обозначается как описание, объяснение и определение сущности государства.

Таким образом, сущность государства – это наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. Следовательно, главным в государстве является государственная власть. Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Что и является содержанием данной лекции.

Сфера жизни, в которой формируются данные отношения по поводу завоевания, удержания и использования власти, суверенитета, обеспечения свободы личности, признания и защиты собственности, является политической сферой. Поэтому все, что так или иначе вовлечено в нее, науке ТГП определяется понятием «политическая система».

После того, как раскрыты основные характеристики государства, сформулировано его понимание, определено его социальное назначение, определенные отличительные признаки государства от догосударственной организации общества – возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует государство. Только после изучения формы, т.е. устройства государства, можно утверждать, что сделан еще один шаг на пути постижения такого сложного социального института, каким и является государство.

Список используемой литературы:

Основная

Понятие и сущность государства

А) Основные подходы к пониманию сущности государства

Сущность государства – в первую очередь, это то, чьи интересы, прежде всего, защищает государство, какие приоритеты устанавливает.

Рис. 1

В соответствии с этим выделяют несколько подходов в сущности государства.

1. Классовый подход. Государство как организация политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях – как средство для обеспечения интересов только господствующего класса (одного слоя социальной группы). Такое неравенство не может не вызвать сопротивления у остального социального слоя населения (угнетенных). Поэтому данное сопротивление можно снять только путем насилия, диктатуры, господства. Этот подход характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического (на этапе диктатуры пролетариата).

2. Общечеловеческий (общесоциальный) подход. Государство – организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Другими словами государство используется для обеспечения интересов всего общества (большинства населения страны). Метод – компромисс. Государство не занимает однозначной классовой позиции, используется как арбитр, который согласовывает в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Но в большей степени это некий идеал, к которому стремятся большинство демократических государств. Достигших таких высот государств пока на сегодняшний день нет. Есть государства, которые добились в достижении данного результата больших успехов – Германия, Франция, Швейцария, Швеция, Австрия, США. Главными общечеловеческими ценностями выступают – суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей, права и свободы человека как высшая ценность.

3. Религиозный подход. Государство – организация политической власти, содействующая осуществлению интересов определенной религии. Ватикан, исламские государства (Пакистан, Иран, Ливия, Судан, Саудовская Аравия).

4. Национальный подход. Государство – организация политической власти, содействующая осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Страны Прибалтики (Латвия, Эстония), Грузия, Украина – провозгласили себя демократическими правовыми государствами, но в действительности проводят политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя интересы других наций (русскоязычной в первую очередь). Средства – избирательные ограничения, закрытие русскоязычных школ, обязательное знание языка коренной нации.

5. Расовый подход. Государство – организация политической власти, содействующая осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения других рас, проживающих на территории данной страны. ЮАР в период апартеида – расовая дискриминация в отношении коренного африканского населения. США против индейцев (коренного населения Америки) – переселение в резервации, ограничение свободы передвижения.

Таким образом, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Отсюда, логичным является вопрос что есть государственная власть, какова ее структура, в какие формы она облекается и т.д.

 

б) Соотношение государственной власти с социальной и политической властью. Государственная власть: понятие, структура и формы осуществления

 

Существуют различные подходы к понятию термина «власть»:

- По Словарю Ожегова Сергея Ивановича – это право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле.

- В юридической литературе – во-первых, это определенная функция, присущая любому коллективу, обществу; во-вторых, это волевое отношение властвующего к подвластному, а также способность властвующего навязывать свою волю другим лицам.

В предыдущей лекции мы вели беседу о власти социальной, существующей в ПОС. В соответствии с чем, резонно провести соотношение таких понятий как социальная, политическая, государственная власть.

Рис. 2

Признаки социальной власти:

1) Социальная власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном выполнении обязанностей и функций, вытекающих из данного соглашения.

2) Социальная власть вторична по отношению к обществу, она - его порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.

3) Одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

4) Существует несколько классификаций социальной власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти (политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская, религиозная и т.д.), объём прерогатив (государственная, международная, семейная и т.д.), субъект власти (общественная, классовая, партийная, личная и т.д.), режим правления (тоталитарная, деспотическая, демократическая, бюрократическая и т.д.), социальный тип (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.п.).

Как видно из признаков социальной власти, государственная власть является разновидностью социальной власти (имея все признаки социальной власти), концентрированным выражением воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов (государственного принуждения, военной силы и пр.).

Но вместе с тем государственная власть обладает и своими специфическими чертами.

Рис. 3.

Во-первых, государственная власть появляется тогда, когда власть (в отличие от первобытного общества) осуществляется в интересах прежде всего привилегированной части общества (классовая природа), а также получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм (политическая природа).

Но государственная власть не только выступает регулятором классовых отношений, она регулирует отношения между всеми социальными группами, включая и классы. И даже если гипотетически исчезнут классы, социальные группы не перестанут существовать. Всегда будет существовать дифференциация интересов у различных индивидов (групп). Эти интересы будут разными у разных поколений общества – у мужчин и женщин, между представителями различных профессий, религий, национальностей. Поэтому при соотнесении государственной и социальной власти можно твердо сказать, что государственная власть является лишь разновидностью социальной власти

Имея политическую природу, государственная власть, является разновидностью власти политической. Рассмотрим соотношение государственной и политической власти.

Рис. 4

1) Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях. Государственная власть – разновидность политической власти. К политической власти (помимо государственной) относят также партийную, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

2) В отличие от политической власти государство имеет только ему свойственную прерогативу: монополию на издание общеобязательных велений: монополия на применение государственного принуждения.

3) Взаимосвязь. Политическая власть получает материальное воплощение в системе органов и учреждений. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становится государственной.

4) Отождествление. Политика и любая форма государственности – постоянные спутники социальной жизни общества на определенных этапах его существования. Поэтому во многих юридических литературах данные понятия отождествляют.

Таким образом, при соотношении социальной, политической и государственной власти мы определили, что:

Рис. 5 (государственная власть – разновидность как политической, так и социальной власти)

Рис. 6.

Государственная власть имеет свою структуру.

Структура государственной власти:

1. Субъект (государство в лице его органов)

2. Объект (подвластные, население государства)

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет множество самых различных характеристик, в частности государственную власть можно рассматривать с точки зрения легальности и легитимности.

Рис. 7

Легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиниться.

Легальность – способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности (формальная легальность)

Формы осуществления государственной власти – внешнее практическое выражение деятельности субъектов государственной власти (органов госвласти, госполитинститутов, организаций, обществ). Другими словами, в какой форме органы государственной власти осуществляют свою деятельность (функции).

Рис. 8

Выделяют 2 формы осуществления государственной власти:

Правовые формы – деятельность, связанная с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке Неправовые формы – не требуют полного и строго юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий, которые не влекут за собой правовых последствий.
1. Правоустановительные – правотворчество – деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению, отмене (законодательная власть) 1. Организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того и иного органа. Правом регламентируется общая процедура совершений действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей управленческой деятельности
2. Правоисполнительные – деятельность субъектов государственной власти по реализации предписаний правовых норм (исполнительная власть) 2. осуществление материально-технических операций – подготовка материалов для издания юридических актов, составление справок, отчетов, ведение делопроизводства
3. Правоохранительные – деятельность субъектов государственной власти по охране правовых норм от нарушений (судебная власть)
4. Договорная форма (нетрадиционная). В последнее время выдвигается на передний план. Договор должен быть положен в основу правового регулирования, политических и управленческих отношений. Договор – взаимное соглашение граждан, выражающееся в признании и поддержке ими государственной власти. Например, административный договор (не путать с административным актом); договор между общественной организацией и государственным органом

 

2. Определение и основные признаки
государства как организации политической власти

 

Таким образом, государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, обладает наличием определенных сборов и налогов для материального поддержания управленческого аппарата, издает обязательные для всех веления, обладает суверенитетом и наличием государственных символов.

Признаки государства:

1) Наличие публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Аппарат управления – это особая группа людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда. В аппарат управления входят чиновники, армия, полиция, суды, тюрьмы и другие учреждения. Все то, что поддерживает порядок в обществе и организует данное общество.

2) Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что государственная власть распространяется на определенную территорию, на тех, кто проживает на данной территории, находятся под защитой государства.

3) Право (обязательные для всех веления). Государство не может жить без права, так как право юридически оформляет государственную власть и делает ее легитимной.

4) Монопольное право государства на правотворчество. Неразрывная связь государства и позитивного права (законы, принимаемые государством). Естественное право (право на жизнь, свободу, семью и пр.) выступает критерием позитивного права.

5) Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей (жизнь, свобода)) – определяется особой действенностью государственной власти.

6) Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на территории государства (гражданство, подданство).

7) Обладание материальными средствами для проведения своей политики. Аппарат управления содержится и поддерживается с помощью системы налогов, податей, займов, сборов, которые составляют основную доходную часть бюджета и необходимы для проведения политики (государственная собственность, бюджет, валюта).

8) Монополия на официальное представительство всего общества (никакая структура не вправе представлять всю страну кроме государства).

9) Суверенитет, т.е. государственная власть независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Государственный суверенитет это единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, невмешательство во внутренние дела.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: