Понятие «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство является центральным элементом политической системы, т.к. ПСО появляется только вместе с государством, без государства не может быть ПСО. Государство не столько как главное, как особое звено ПСО. Так как роль главного звена – выполняет личность. Место и роль государства в ПСО определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами ПСО.
Черты государства, определяющие его положение в ПСО:
1) Универсальность государственной власти. Государство – это организация, объединяющая все общество в целом. Ни одна организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
2) Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только государство располагает армией, милицией.
3) Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов ПСО, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно. Но внешне оно оформляет их деятельность.
4) Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
5) Государство обладает суверенитетом. Государство является основным источником реализации политической власти. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции определенных категорий граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
6) Прерогатива государственной власти. Государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, других институтов политической системы.
|
7) Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций. Это единственная полновластная организация на всей территории страны.
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
В) Государство и церковь: соотношение
Многообразие конкретно-исторических религиозно-духовных состояний общества позволяет в рамках ТГП сформулировать несколько общих выводов, необходимых для понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической системы.
Взаимодействие государства и церкви:
В либерально-демократических политических системах. Как правило, политические системы большинства обществ, особенно на современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви (в соответствии с КРФ государство признается светским).
Данный принцип отделения государства от церкви означает невмешательство государства в дела церкви, а церкви не вмешивается в государственную жизнь и политику.
В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедания, автономии религии.
В тоталитарно-распределительных политических системах. Невмешательство государства в дела церкви определялось лишь формально. На самом же деле вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии являлись главной целью такого государства. Такие политические системы пытались использовать церковь в своих целях (СССР в послевоенный период до 1991 года)
|
В воинственно-атеистических политических системах – открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества, разрушение культовых сооружений (Россия после 1917 г.)
В религиозно-политических системах – (ислам). Религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом ПСО.
Но в любых системах, и соответственно при любом отношении государства к церкви церковь была и есть практически и фактически важным элементом ПСО.
Но всего должно быть в меру. В настоящее время наметились теократические тенденции во взаимодействии государства с церковью.
Теократия (историческая – Ватикан) – вмешательство церкви в политическую жизнь общества, использование государственных каналов для распространения своих вероучений, например через СМИ, попытки навязать обществу религиозно-регламентационные нормы.