В настоящее время ещё не существует специальных работ, посвящённых анализу методов эстетического исследования, но в содержании и в направленности эстетических работ можно отметить рассмотрение таких методов, как субъектный или объектный, социологический или психологический, эмпирический или теоретический, логический или исторический, аналитический или синтетический и так далее. В истории эстетики наблюдались ориентации на какой-либо один метод анализа эстетических явлений или допускались все возможные методы. Кратко рассмотрим эти точки зрения.
Субъектный и объектный методы.
Субъектный метод ориентирует исследователя на изучение личностных, субъективных форм выражения и существования эстетических явлений; свидетельства художников, их дневники, письма, заметки, свидетельства публики, анкетные опросы, интервью художников и публики, анализ переживаний, оценок, суждений субъектов, создающих и воспринимающих эстетические ценности. Такой анализ имеет право на существование, потому что эстетические ценности адресованы одним субъектом другому. Безусловно, изучение субъективной стороны эстетической жизни общества одна из важнейших задач эстетики.
Объектный метод эстетического исследования устремлен на изучение внешних, материальных, эстетических явлений вне их отношения к субъекту (художнику и публике): т.е. анализ произведений, анализ объективной биографии художника, исследование объективного поведения публики, художественных учреждений и т.п. Все эти явления тоже образуют содержание эстетической жизни общества и имеют право на исследование, но в то же время абсолютизация подобного метода не дает возможности целостно представить эстетическую область деятельности.
|
Психологический и социологический методы. Психологический метод изучения эстетических явлений связан с анализом психологического механизма творчества и восприятия, т.е., по существу, с анализом психических состояний художника в акте творчества и публики в акте восприятия.
Констатируя ограниченность психологического анализа искусства и эстетической деятельности в целом, следует отметить важность и актуальность разработки конкретных методик эстетико-психологического исследования и относительную ценность полученных эмпирических и теоретических данных у представителей психологической эстетики.
Но очевидно и другое: исследование эстетической деятельности общества не может ограничиваться психологическим методом, поскольку эстетическая деятельность достаточно сложное социальное явление. Это относится не только к психологии творчества и восприятия, но и к психологии искусства, и к социально-психологическим исследованиям художественной сферы.
Социологический метод связан с изучением эстетических явлений как социальных, общественных феноменов, социальных институтов и форм социальной деятельности. Психологический и социологический методы исследования искусства не исключают, а дополняют друг друга. Познание механизма эстетической деятельности возможно лишь путем комплексного её изучения.
Эмпирический и теоретический методы. Разграничение этих методов впервые сделано Гегелем применительно к эстетике. Эмпирический метод ориентирует ученого на внешнее, поверхностное, изучение искусства, на описание, каталогизацию, а не на объяснение. Конечно, эстетик может не ограничивать себя этими задачами, а попытаться размышлять об искусстве, строить на основании эмпирического материала теории, предписания, нормативы (Аристотель, Гораций).
|
Логический и исторический методы. Существует несколько аспектов отношения исторического и логического вообще. Мы будем исходить из того, что сам объективный, реальный мир, например реальная эстетическая деятельность, есть единство исторического и логического, то есть реальному историческому бытию эстетической деятельности присуща объективная логика развития.
История эстетической деятельности - это всё колоссальное разнообразие произведений, художников, стилей, видов, жанров, вкусов, оценок, реализованных эстетических идеалов, взлётов и падений, побед и поражений, находок и утрат. Этим занимается история. Исторический способ исследования предмета предполагает обращение исследователя к самому реальному предмету, к его реальной истории. Этот метод основан на изучении самого реального движения или реальной структуры предмета во всей целостности и конкретности.
Логика эстетической деятельности — это нить, которая проходит через всю её историю, это общее и закономерное, необходимое и в развитии, и в структуре предметной области исследования.
Заключение
Таким образом, в свете выше изложенного можем сказать, что эстетика это философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.
|
Искусство в духовно-практическом, а эстетика в теоретическом плане сосредотачивают внимание на общечеловеческом, они актуальны, так как способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.
Литература
1. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.: Высш. Шк., 2002.
2. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
4. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
5. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция. – М.: МВШМ МВД России, 1993.