Уровни готовности России к информационному обществу




Министерство РФ по связи и информатизации

ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

Уральский технический институт связи и информатики (филиал)

 

 

Методические указания по определению интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу для студентов-дипломников

 

Екатеринбург, 2004

 

 


ББК

УДК

 

 

Составители: Е.А. Суботин, И.Г. Ремез

Рецензент: Т.Л. Скрябина

 

Методические указания по определению интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу для студентов очной и заочной формы обучения / Е.А. Субботин, И.Г. Ремез. Екатеринбург: УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2004.

 

Методические указания по определению интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу для студентов очной и заочной формы обучения УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ» могут быть использованы при курсовом и дипломном проектировании

 

Рекомендовано НМС УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ» в качестве методических указаний по определению интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу для студентов очной и заочной формы обучения УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ»

 

 

Кафедра

Организации и управления в связи

 

© УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2004

 

 


Содержание

 

1. Пояснительная записка  
2. Методические указания  
3. Приложение  
4. Литература  

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка содержит методические указания по оценке определения интегрального критерия уровня готовности к информационному обществу.

В методической разработке представлена сопоставительная международная методика, которая определяет готовность страны в целом, региона, административно-территориальных образований к жизни в информационном мире. В курсовом и дипломном проектировании использование данных расчетов позволит определить уровень развития инфраструктуры, состояние внешней среды того региона, где осуществляет деятельность объект исследования.

Для расчета конкретных показателей представленных в методике используются статистические данные, отражающие состояние развития конкретного административно- территориального образования.

 

 

Используемые условные обозначения:

 

ВВП- валовый внутренний продукт

ИР- информационные ресурсы

ПК- персональный компьютер

СОТ- сотовые телефоны

ТА- телефонный аппарат

ТВ- телевизионные премники


Методические указания

 

Сегодня использование информационых и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих сферах услуг и промышленности стало совершенно необходимым элементом конкурентной борьбы и стратегического развития.

Глобальное значение этого явления состоит в том, что знания, зафиксированные в технологиях, компьютерных системах, становятся объективным фактором развития. В настоящий момент масштабы данного процесса становятся столь значительны, что придают ему новое качество-возникает информационная цивилизация, где знания становятся основой существования. Причем знания эти настолько специализированы и сложны, что для их использования необходимы специальные средства-информационные и коммуниационные технологии.

Широко распространенный термин «экономика знания» четко характеризует тенденцию формирования экономики информационного общества. Конечно, традиционная промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг по-прежнему преобладают в абсолютных объемах производства, но наибольшие темпы роста, доходность наблюдаются именно в отраслях информационной индустрии. Производство знаний становится важнейшей функцией общества, обеспечивающей его выживание и дальнейший прогресс.

В этих условиях особую актуальность приобретает задача-превратить потенциальные возможности ИКТ в реальную силу развития. По мнению многих ведущих экспертов, эти технологии, хотя и не решат всех проблем, но могут за счет качественного улучшения возможностей обмена информацией значительно облегчить создане новой социальной и экономической инфраструктуры. А именно новая инфраструктура и обеспечивает устойчивое экономическое развитие.

Критерии оценки уровня готовности России, ее структур административно-хозяйственного деления и отраслей к информационному обществу предназначены для определения их принадлежности к одному из четырех уровней готовности к информационному обществу:

1-й уровень – условия для перехода к информационному обществу отсутствуют;

2-й уровень – условия для перехода к информационному обществу созданы и используются малой частью общества;

3-й уровень – условия для перехода к информационному обществу созданы и используются значительной частью общества. Существует электронное расслоение общества;

4-й уровень – большая часть общества использует в жизни и в профессиональной деятельности инфокоммуникационные технологии, услуги и информационные ресурсы. Осуществляются меры по преодолению электронного расслоения общества и других негативных последствий информатизации.

 

Уровни готовности России к информационному обществу определяются в пяти направлениях, характеризующих развитие информатизации и проникновение ИКТ, услуг и информационных технологий в жизни и деятельности общества:

I-е направление – «Доступ к инфокоммуникациям». Характеризует обеспеченность общества инфокоммуникационной инфраструктурой; ее доступность населению и предприятиям по цене и времени доступа к сетевым ресурсам; скоростью и качеством передачи информации; развитием местной сбытовой сети аппаратных и программных средств и услуг; развитием местной сети телекоммуникационного сервиса, сопровождения аппаратных и программных средств; развитием местной сети доступа к Интернету.

II-е направление – «Информационное обучение». Характеризует обеспеченность средних и высших учебных заведений компьтерами и ресурсами Интернета, уровнем подготовленности преподавателей по применению ИКТ в преподавательской деятельности, возможностями получения специального и общего образования по ИКТ в государственных и негосударственных средних специальных, высших учебных заведений.

III-е направление – «Инфокоммуникационное общество». Характеризует возможности использования и использование Интернета, его информационных ресурсов в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, а также средний объем информации, получаемый одним человеком в год.

IV-е направление – «Инфокоммуникационная экономика». Характеризует влияние специализации в области ИКТ на рынок труда, развитие электронной коммерции «Фирма-покупатель» и «Фирма-Фирма», переход к «Электронному правительству», общее влияние отрасли экономической деятельности в сфере информатизации на экономику России (доля ВВП, получаемая от рынка ИКТ).

V-е направление – «Инфокоммуникационная политика». Характеризует влияние органив власти на либерализацию телекоммуникационного сектора экономики, на конкуренцию и развитие услуг в этом секторе, на ограничения, налагаемые лицензированием и стандартами на производственную и сбытовую деятельность в отношении ИКТ и информационных ресурсов, влияние правительства на информатизацию через реализацию государственных целевых программ и их концепций.

 

Интегральный критерий для региона (страны) рассчитывается по методу Международной Академии Связи и представляется вектором, имеющим модуль (длина вектора) и угол, определяющий положение вектора относительно единичного вектора с единичными координатами, либо относительно вектора, выбранного за точку отсчета в n-мерном пространстве.

 

Для его рассчета необходимо определить следующие критериальные показатели:

 

 

1) Экономический критерий- К

Определяется по формуле

 

К = ,

где К - процент ВВП региона (страны), обеспеченный за счет информационно-телекомуникационной экономики; он может быть исчислен как отношение доходов от инфокоммуникаций к ВВП;

К =0%; К =50%.

 

2) Комплексный информационно-технологический критерий - К

Определяется с использованием методики программы развития Организации Объединенных Наций по формуле

 

К = ,

где К , К , К , К - критериальные показатели.

 

Критерий территориальности- К

Характеризует процент покрытия территории страны (региона) инфокоммуникационными сетями, определяется с использованием методики Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле:

 

К = ,

где К -фактический процент территории региона (страны), покрытой инфокоммуникационными сетями;

К =0%; К =100%.

 

Критерий доступности-К

Определяет время, необходимое жителю страны для достижения инфокоммуникаций.

Критерий доступности рассчитывается по формуле

К = +bК ,

где К - критерий доступности для городских жителей и жителей крупных поселков;

К - критерий доступности для жителей труднодоступных и малонаселенных районов;

a, b- доли населения, проживающего, соответственно, в городской и сельской местности.

В свою очередь, критерии К и К рассчитываются по формуле

К =1- ,

где t-время, необходимое любому жителю для достижения инфокоммуникаций в регионе (стране);

t =5 мин

для К

t =15 мин

 
 


t =30 мин

для К

t =90 мин

 

Информационный критерий- К

Определяется как индекс объема интерактивной информации в год на 1 жителя и рассчитывается по формуле

К = ,

 

где I=

I- объем интерактивной информации в год на 1 жителя региона (страны);

N - количество телефонов (стационарных и мобильных) в регионе (стране);

H- население региона (страны);

V- средняя скорость передачи информации;

T- среднее время занятия канала;

I =10 байт;

I =10 байт.

 

Критерий развития инфокоммуникаций - К

Характеризует уровень наполнения общества инфокоммуникационными устройствами (терминалами) пользователя, определяется с использованием методики Программы развития Организации Объединенных Наций по формуле

К = ,

где

И = , (1)

D- плотность стационарных телефонов в регионе (стране)

D= , (2)

Н- население;

D =80%;

D =0%;

И ; И ; И -рассчитываются аналогично (1), (2).

D =D =D =100%

D =D =D =0%.

 

 

Все критериальные показатели являются относительными величинами, не имеющими размерности и изменяющимися от 0 до 1. Приближение к 1 означает движение к информационному обществу. Следует заметить, что определение конкретного значения показателя К в регионах России в настоящее время затруднительно из-за недостатка справочных данных: нет данных по доступности и степени покрытия инфокоммуникаций в регионах, время занятия канала и скорость передачи информации известны только как средние величины в целом по России. Поэтому К может быть пока оценен только критерием К .

 

Данные критерии оценки готовности не в полной мере отвечают в целом сегодняшнему состоянию российской экономики. С точки зрения Всемирного банка, Россия входит в число 22 трансформирующихся стран. Однако в дореформенный период в нашей стране были заложены определенные предпосылки для развития процессов информатизации, которые отсутствуют в развивающихся странах. Вместе с тем, как в стране с переходной экономикой, в которой государство во многих случаях берет на себя функции рыночных институтив, в России только начинается формироваться конкурентная среда, что является серьезным препятствием на пути информатизации. Все же полученная в результате интегральная оценка готоавности России или региона к информационному обществу позволит сопоставить имеющуюся ситуацию с положением дел в развивающихся, других странах или оценить динамику движения к информационному обществу в конкретном регионе административно-территориального образования. Общую готовность России к жизни в информационном мире оценивают как близкую к третьему уровню из четырех, что отвечает состоянию «в движении» (начало развития информационного общества, массового использования ИКТ населением страны, а также появление информационного неравенства). Хотя реальный уровень развития информационного общества в России невысок, страна находится на самом динамично отрезке пути. Кроме того, отмечен высокий уровень информационного неравенства-как для различных групп населения, так и для отдельных регионов. Например, Москва по многим показателям приближается к высшей, четвертой степени или уже находится на ней, в то время как отдельные или сельские регионы страны находятся на первой или даже нулевой стадии.

Результаты расчета показателей могут быть представлены в виде пентограммы.

 

 
 
Ки

 


200… 200… 200… 200…
Кэ
Кт
Кд
Рис 1-Движение по пути к глобальному информационному обществу

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уровни готовности России к информационному обществу

1. Доступ к инфокоммуникациям

 

Уровни готовности России к информационному обществу
1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
1 Доступ к инфокоммуникациям
1.1 Инфокоммуникационная инфраструктура
Доступ к инфокоммуникациям очень слабый.   Небольшая часть населения имеет хороший доступ к инфокоммуникациям.   Значительная часть населения имеет хороший доступ к инфокоммуникациям.   Доступ к инфокоммуникациям весьма распространен.  
Телефонная плотность очень низкая, менее 2-х основных линий на 100 человек населения.   Телефонная плотность от 2 до 8 основных линий на 100 человек населения Телефонная плотность составляет 8-40 основных линий на 100 человек населения Телефонная плотность достаточно высока, более 40 основных линий на 100 человек населения.  
Плотность мобильной связи ниже 0,5% населения. Плотность мобильной связи –0,5%-3% населения. Плотность мобильной связи – от 3% жителей.   Плотность мобильной связи – более 14% населения.  
Кабельное ТВ отсутствует.   Кабельным ТВ охвачено менее 0,5% семей. До 10% семей имеют кабельное ТВ. Кабельным ТВ охвачены более 10% семей
Телефонная плотность в квартирном секторе – 0,6 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС – 1/1000 жит. Телефонная плотность в квартирном секторе – 30тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС – 10/1000 жит. Телефонная плотность в квартирном секторе – 75 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС – 30/1000 жит. Телефонная плотность в квартирном секторе – 100 тел./100 семей. Плотность таксофонов ГТС и СТС – более 30/1000 жит.
Плотность междугородных (международных) таксофонов – 1 на 1000 жителей. Плотность междугородных (международных) таксофонов 5/1000 жителей. Плотность междугородных (международных) таксофонов 10/1000 жителей. Плотность междугородных (международных) таксофонов более 10/1000 жителей.
Плотность ОАУ пейджинговой связи – 0. Плотность ОАУ пейджинговой связи 10 ОАУ/1000 жителей. Плотность ОАУ пейджинговой связи 100/1000 жителей. Плотность ОАУ пейджинговой связи – более 100/1000 жителей.
Плотность ТА, являющихся абонентами интеллектуальной сети ТАИС/1000 жителей – 0 Плотность ТА, являющихся абонентами интеллектуальной сети ТАИС/1000 жителей – 5 Плотность ТА, являющихся абонентами интеллектуальной сети ТАИС/1000 жителей – 50 Плотность ТА, являющихся абонентами интеллектуальной сети ТАИС/1000 жителей – более 50.
Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств – 1%. Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств – 10% Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств – 50%. Доля телефонизации крестьянских (фермерских) хозяйств – более 50%.
Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания – 10% Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания – 25% Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания – 50% Доля телефонизации торговых, медучреждений, детсадов, школ, предприятий бытового и культурного обслуживания – более 50%
Плотность ПК – количество ПК на 100 жителей – 1. Плотность ПК – количество ПК на 100 жителей – 10/100. Плотность ПК – количество ПК на 100 жителей – 30/100. Плотность ПК – количество ПК на 100 жителей – 50/100.
Плотность терминалов для компьютерной телефонии – 0. Плотность терминалов для компьютерной телефонии – 5/1000 жителей. Плотность терминалов для компьютерной телефонии – 50/1000 жителей. Плотность терминалов для компьютерной телефонии – более 50/1000 жителей.
Плотность Хост-Интернет – 0. Плотность Хост-Интернет – 7/1000 жителей. Плотность Хост-Интернет – 35/1000 жителей. Плотность Хост-Интернет – более 50/1000 жителей.
Интернет – провайдеры, обеспечивающие местный доступ, отсутствуют. Ограниченное количество Интернет-провайдеров предлагают местный доступ – менее 1 на 1000000 жителей. Плотность местных Интернет-провайдеров – один на 500000-1000000 житлей. Провайдеры предлагают полный спектр услуг Интернет. Плотность местных Интернет-провайдеров более двух на 1000000 жителей. Отдельные провайдеры предоставляют цифровые выделенные линии и кабельную модемную связь.
Качественный доступ в Интернет отсутствует. Коммерческие организации не имеют возможности иметь выделенные линии у местного телефонного оператора. Некоторые провайдеры обеспечивают только одну сервис услугу – электронную почту. Пользователи часто имеют трудности в связи с местным Интернет-провайдером. Конкуренция в коммерческом лизинге выделенных линий отсутствует. Бизнес может арендовать выделенную линию только у единственного Интернет-провайдера. Существуют некоторые возможности для коллективного общественного доступа в Интернет. Связь с местными интернет-провайдерами нормальная, кроме часов пик. Один – два частных провайдера предоставляют выделенные линии для коммерческих организаций. Большинство потребителей имеют выбор в различных видах услуг, в зависимости от скорости доступа, сервиса, качества и цены. Интернет-провайдеры обеспечивают пользователей возможностью создания собственных Интернет-страниц. Существуют адекватные потребностям возможности для коллективного доступа в Интернет для тех у кого его нет дома, в школе или на работе. Связь с местными интернет-провайдерами – надежна. Частные провайдеры предоставляют выделенные линии для коммерческих организаций. Существует возможность предоставления мобильной связи для доступа в Интернет.
Плотность ТВ приемников – количество ТВ приемников на 1000 жителей – 50. Плотность ТВ приемников – 250/1000 жителей. Плотность ТВ приемников – 400/1000 жителей. Плотность ТВ приемников – более 400/1000 жителей.
Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) – 10% Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) – 30% Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) – 75% Охват населения телевизионным вещанием (ТВ) – 100%
Охват населения радиовещанием – 25% Охват населения радиовещанием – 50% Охват населения радиовещанием – 75% Охват населения радиовещанием – 100%
Охват населения проводным вещанием – 25% Охват населения проводным вещанием – 50% Охват населения проводным вещанием – 75% Охват населения проводным вещанием – 100%
Критерий территориальности - % покрытия территории инфокоммуникационными сетями Кт=0,1 (10%) Кт = 0,5 Кт = 0,75 Кт = 1,0
Критерий развития инфокоммуникаций КРИ=0,25 КРИ=0,12 КРИ=0,33 КРИ=0,75
1.2 Доступность инфокоммуникаций
Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети). а) для городских жителей время доступа > 15 минут Кд=0 б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов время доступа > 90 минут Кд=0 Цены на междугородную и международную телефонную связь очень высоки и доступны малой части населения. Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети). а) для городских жителей время доступа - 10 минут Кд=0,5 б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов время доступа - 70 минут Кд=0,34 Цены на местные телефонные звонки достаточно высоки, чтобы препятствовать широкому использованию Интернета, даже для большинства тех, кому Интернет необходим. Существуют возможности для локального доступа, но расценки за сервис не позволяют широко использовать Интернет. Недостаток конкуренции в установке выделенных линий отражается на очень высокой цене или даже невозможности позволить себе такую услугу. Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети). а) для городских жителей время доступа - 7 минут Кд=0,8 б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов время доступа - 50 минут Кд=0,66 Стоимость доступа в Интернет отражает существование конкуренции на рынке выделенных линий для коммерческих организаций и цены падают, хотя еще высоки. Показатель доступности инфокоммуникаций (время доступа к сети). а) для городских жителей время доступа - 5 минут Кд= 1 б) для жителей труднодоступных и малонаселенных районов время доступа - 30 минут Кд=0 Цены на телефонные услуги конкурентны и и доступны почти для всего населения. Для местных звонков установлена повременная оплата. Цены на услуги Интернет конкурентны и доступны для всего населения. Может существовать повременная оплата. Может существовать бесплатное Интернет обслуживание в особенности в районах, где установлена повременная оплата за местные звонки. Цифровые выделенные линиии и кабельная модемная связь имеют конкурентные расценки, которые могут зависеть от скорости работы или объема информации. Коммутируемая связь не имеет повременной оплаты. Цены за выделенные линии для коммерческих организаций конкурентны (большое количество продавцов).
1.3 Скорость и качество передачи информации
Менее половины телефонных звонков успешны. Качество звука часто неудовлетворительно. Более 100 попыток связи в год на 100 телефонных линий не достигают адресата. Местная телекоммутационная инфраструктура поддерживает только работу электронной почты. Крупный бизнес, которому необходим доступ в Интернет, вынужден обращаться к зарубежным Интернет-провайдерам. 50-70% обращений к адресатам по местным телефонным каналам успешны. От 50 до 100 попыток связи в год на 100 телефонных линий не достигают адресата. Телекоммуникационная инфраструктура в основном поддерживает модемную передачу со скоростью 9,6 Кбит/сек.. Крупный бизнес и Интернет-провайдеры могут связывать свои информационные сети с главным кабелем локальной инфраструктуры, но пропускная способность главного кабеля неадекватна требованиям пользователей. Потери информации значительны, а связь часто прерывается при онлайновом режиме. 70-90% обращений к адресатам по местным телефонным каналам успешны. Пользователи имеют доступ по телефонным каналам через модемы со скоростью передачи до 288 Кбит/сек. Широко распространены выделенные линии для бизнеса и Интернет-провайдеров со скоростью передачи до 64 Кбит/сек. Оборудование для кабельной связи работает эффективно, хотя в пиковые часы замечается некоторое замедление в работе информационной сети. Потери информации незначительны. Более 90% обращений к адресатам по местным телефонным каналам успешны. Распространен модемный доступ со скоростью 56 Кбит/сек. Существует также ограниченный доступ к высокоскоростным цифровым линиям связи, кабельным модемам и беспроводной доступ к высокоскоростным цифровым линиям связи, кабельным модемам и беспроводной связи. Высокоскоростной доступ предоставляется большинству пользователей, возможна еще более скоростная связь в некоторых регионах. Кабельная связь адекватна потребностям (кроме пиковых периодов). Потери информации в сети ниже 10%.
         

 

 

2. Информационный критерий (К )

I уровень - 0,2; 10 байт на 1 чел. в год

II уровень – 0,4; 10 байт на 1 чел. в год

III уровень – 0,6; 10 байт на 1 чел. в год

IV уровень – 1,0; 10 байт на 1 чел. в год

 

3. Экономический критерий, обеспеченный за счет инфокоммуникаций (К )

I уровень – 0,02

II уровень – 0,2

III уровень – 0,6

IV уровень – 1,0

 

4. Комплексный информационно-технологический критерий (К )

I уровень – 0,1

II уровень – 0,38

III уровень – 0,62

IV уровень – 0,94

 

Литература

1. Российский портал развития http:/ www.russia-gateway.ru

2. Руководящий документ отрасли. Информационные технологии. Мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга-М.: Минсвязи России, РД 115.005-2002

3. Стратегический план Екатеринбурга-взгляд в будующее: Программа «Связь-вызов вена»/ Муниципальное образование г. Екатеринбург, Программный совет стратегического развития Екатеринбурга. УрТИСИ СибГУТИ.-Екатеринбург: изд-во АМБ, 2003

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: