Московское зодчество XV-XVII веков.




Дисциплина: МХК ОГСЭ.08

Группа: 21А

Дата занятия по расписанию: 03.10.2020

Преподаватель: Феклистова О.В.

Способ коммуникации: взаимодействие через группу в Контакте

Сроки выполнения: 03/10 – 10/10

Формат предъявления – работа оформляется в документе в формате WORD и копируется на Гугл–диск по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1jBjQsVLv6Q734P9pW79t_acaGDnzWiJ2?usp=sharing

Тема: «Московское зодчество и живопись XV-XVII веков»

Количество часов: 2 ч.

Задачи:

1) выявить особенности развития русского зодчества XV-XVII веков;

2) определить значение исторических терминов по изучаемой теме;

3) проанализировать особенности творчества русских иконописцев (практическая работа)

Теоретический блок:

Актуализация знаний:

На основе своих знаний и материала прошлого урока вспомните (устная работа:

· Каковы основные последствия развития христианства для развития культуры Древней Руси?

· Каковы особенности первых каменных храмов Древней Руси? Что из себя представляет крестово-купольная базилика?

Изучение нового материала:

Работа с лекционным материалом.

Внимательно прочитайте текстовый материал. Составьте краткий конспект изучаемой темы в лекционной тетради. В процессе работы выделяйте все незнакомые либо трудные понятия, термины. Рассмотрите все упоминаемые объекты в презентации (см. материалы к уроку).

Текст для изучения:

Московское зодчество XV-XVII веков.

 

Монголо-татарское нашествие (XIII-XV вв.) нанесло серьёзный урон русской культуре. Однако национальная культурная традиция не прервалась. Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской культуры на русскую.

В середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры. Прежде всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.

В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) — белокаменный Кремль. Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашённые итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора (арх. Аристотель Фиораванти). По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой — Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор — усыпальница великих князей (1508 г., арх. Алевиз Новый). Русские зодчие-псковичи построили в Кремле Благовещенский собор — домовую церковь великих князей. Вертикальной доминантой столицы стала колокольня Ивана Великого (1508 г., арх. Бон Фрязин). Итальянскими мастерами Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари был возведён великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата, предназначенная для иноземных послов (1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.).

К концу XV в. в общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. Превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Стремительное изменение жизни требовало серьёзного осмысления.

В 1510—1511-е гг. монах Филофей в своем «Послании» излагает концепцию о Москве как «Третьем Риме». В его изображении Москва предстаёт последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»), которые были низвергнуты за грехи и отступничество. Москва стала «Третьим Римом», а четвёртому «не бывать». Эта теория служила нуждам идеологического оформления независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия Русского государства с монархиями Европы.

Событием огромной важности стало возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553 г. Её называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Фёдоров и его соратник Пётр Мстиславец.

В XVI в. ведётся интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиораванти в конце XV в.

Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В её основу был положен приём, давно известный в русском деревянном зодчестве — шатёр — конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремлённой вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560 г., арх. Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окружённая со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.

В начале XVII в. общий характер архитектуры ещё мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой архитектурного убранства середины XVII в. является его подчёркнутая декоративность, нарядность и многоцветность. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов. Зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент — шатрами увенчивались колокольни. С 90-х гг. XVII в. в русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль — «нарышкинское (московское) барокко».

Характерной чертой этого стиля было использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко, но влияние европейской архитектуры ограничивалось внешним оформлением зданий, не затрагивая самой конструкции. Наиболее ярким примером «нарышкинского барокко» является церковь Покрова в Филях (1693 г.), в которой традиционная для русского деревянного зодчества форма ярусного храма сочетается с западноевропейским по стилю декором. От XVII в. до нашего времени дошли прекрасные деревянные храмы. Широко известен архитектурный комплекс Кижи.

Помимо храмового строительства, ведётся строительство светских зданий. Надстраиваются шатры над башнями Московского Кремля. В 1630-х гг. на территории Кремля для Михаила Фёдоровича Романова был сооружен каменный Теремной дворец (арх. Важен Огурцов, Антип Константинов, Ларион Ушаков), а конце 1660-х — загородная царская резиденция — деревянный дворец в селе Коломенском — любимое место пребывания Алексея Михайловича.

Практический блок:

Задание № 1. Выберите один из архитектурных объектов изучаемого периода, составьте краткий очерк о нем:

 

· Название

· Месторасположение

· Время создания

· Автор

· История создания, предназначение

· Особенности внешнего убранства

· Внутреннее убранство

· Ваши впечатления от данного памятника архитектуры (чем привлек, показался интересным, необычным).

Дополните свою работу иллюстрациями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: