Цель: проанализировать текстовый материал, заполнить графы таблицы.
Структура работы:
1) Прочитайте тексты, заполните графы таблицы (Задание № 2). В процессе работы рассмотрите указанные произведения в презентации к уроку.
Образец таблицы:
Имя иконописца, годы жизни | Краткие сведения о личности | Известные произведения (название, время создания, месторасположение) | Характерные черты творчества | Интересные факты |
Феофан Грек | ||||
Андрей Рублёв | ||||
Дионисий |
2) Сформулируйте ответына вопросы (Задание № 3)
1) С чем связан расцвет иконописи в XIV-XV вв.?
2) Выберите иконописное произведение указанных авторов, которое произвело на Вас наибольшее впечатление. Опишите его, дайте краткую характеристику (мини-эссе в свободной форме). Обязательно дополните свою работу иллюстрацией.
Тексты для практической работы:
Феофан Грек (около 1340 - около 1410)
Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси.
Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием, с фигурами Адама, Авеля, Ноя, Сифа и Мелхиседека, а также образы пророков Илии и Иоанна.
|
Спустя двенадцать лет Феофан Грек переезжает в Москву, где руководит работой мастеров по росписи храмов Московского Кремля. Не все знают: оригинальные фрески Феофана Грека и его учеников не сохранились, но отдельные фрагменты их композиции вновь и вновь воспроизводились на стенах Кремлевских соборов. Помимо иконописания Феофан Грек создавал миниатюры для книг и оформлял Евангелия.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. Во фресках Феофана острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни.
Интересные факты: Феофану Греку приписывается авторство икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Это первый в России иконостас с фигурами святых, изображенными в полный рост. Также именно кисти Грека принадлежат хранящиеся в Третьяковской Галлерее Донская икона Божией Матери и икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор.
Удивительна не только манера Феофана Грека, но и сама его личность. Как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Современники свидетельствовали, что во время работы Феофан находился в постоянном движении – возможно, это была привычка художника, отражавшая его энергичную, эмоциональную натуру.
|
Андрей Рублев (около 1360 - 1428)
До сих пор неизвестно ни место рождения Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество - однако, скудность фактических сведений о мастере в определенном смысле даже добавляет его образу выразительности и яркости. Все, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует — Рублев уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем. Только здесь сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. И, наконец, в своей живописи Рублев продолжал глубинные и давние традиции именно этого края Ростово-Суздальской Руси.
Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире.
Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явлении праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.
Живопись Рублева мягче, умиротвореннее, чем живопись Фефана Грека. В работах мастера – мечта о мире, гармонии, красоте в эпоху бесконечных междоусобиц и вражеских набегов.
|
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры
Интересный факт: повествуя о росписи Благовещенского собора Московского кремля, Троицкая летопись упоминает имя «чернеца Рублева» последним в ряду Феофан Грек-Прохор с Городца-Рублев, что, согласно летописной традиции, означает, что именно он был младшим в артели. Вместе с этим сам факт совместной работы с Феофаном Греком дает понять, что к тому моменту Рублев был уже состоявшимся мастером.
Дионисий (около 1440 - 1502)
Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.
Работам Дионисия свойственны утонченный рисунок, мягкий, нежный колорит. Фрески проникнуты настроениями светлой радости и праздничности.
Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году - совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием - фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.
Интересный факт: о манере письма Дионисия можно судить по великолепно сохранившимся фресками того самого Ферапонтова монастыря на Белоозере. Эти фрески никогда не переписывались и не подвергались серьезной реставрации, оставаясь таким образом максимально близкими к своему оригинальному виду и цветовой гамме.
Контролирующий блок (все ответы и таблицу зафиксировать в отдельном документе в формате WORD)
Задание № 1- краткий очерк об архитектурном памятнике.
Задание № 2 - заполненная таблица «Древнерусские иконописцы» (все графы должны быть заполнены содержательно и правильно)
Задание № 3 – ответы на вопросы по теме «Древнерусские иконописцы»
Критерии оценивания очерка (оценивается по системе «зачет» - «не зачет»):
· содержание достаточно полное и емкое, не содержит фактических ошибок – «зачет»
· есть ошибки в содержании (допущены незначительные неточности в формулировках, указаны не все факты) – «зачет»
· в работе допущены существенные фактические ошибки, содержание отражено неполно – «не зачет»,
· работа не выполнена или выполнена небрежно, с грубыми ошибками – «не зачет»
Критерии заполнения таблицы (оценивается по системе «зачет» - «не зачет»)
· содержание таблицы достаточно полное и емкое, не содержит фактических ошибок – «зачет»
· есть ошибки в содержании (допущены незначительные неточности в формулировках, указаны не все факты) – «зачет»
· в работе допущены существенные фактические ошибки, содержание граф таблицы не соответствует тематике, заполнены не полностью – «не зачет»,
· работа не выполнена или выполнена небрежно, с грубыми ошибками – «не зачет»
Критерии оценивания ответов на вопросы:
· ответы сформулированы четко и грамотно, даны верные, аргументированные, полные ответы на все вопросы – «5»
· допущены незначительные ошибки в формулировках, аргументы недостаточно убедительны, ответы поверхностны – «4»
· ответы сформулированы с явными ошибками, ответы недостаточно корректны, содержат фактические ошибки – «3»
· работа не выполнена или выполнена с нарушением требований и грубыми ошибками – «2».
Дополнительные материалы по теме:
1) https://architecturalidea.com/architecture-history/arkhitektura-moskvy-xv-veka/ - Архитектура Москвы XV века
2) https://build.rin.ru/articles/156.html - Архитектура Московского государства конца XV-XVI в.
3) https://academy.foma.ru/ikonopisnaya-shkola-feofan-grek-rublev-dionisij.html - Иконописная школа: Феофан Грек, Рублев, Дионисий