После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами.
Интеллигенция выражала недовольство умеренным характером реформ:
-сохранением помещичьего землевладения,
-обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела
-введением временнообязанного состояния.
У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно. Доказательством этого считались выступления крестьян Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии. Поводом для действий революционеров служили медлительность правительства.
Идейной основой для деятельности народников становиться «теория общинного социализма» А.Герцена, произведения Н.Чернышевского. Еще в_ 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе», — «Земля и воля». Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных общественных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, т. е. «лиц разного чина и званий» —разночинцев..
Программа «Земли и воли» включала требования созыва парламента и установления демократической республики широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины.
Практическая деятельность организации сводилась к изданию и распространению революционной литературы; к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. «Земля и воля» готовилась начать открытое выступление в1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания Уставных грамот.
Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены «Земли и воли». А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование —не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Весной 1864г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.
Идеи «общинного» социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевскогостали теоретической основойнародничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство как реальную политическую силу и считали главной задачей сделать эту силу сознательной. Они считали что Россия имеет особый путь развития. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Основой для социалистического строя являлась бы община. Наиболее крупными теоретиками народничества в 70 годах были М.А. Бакунин, П. Л. Лавров. Д,А.Ткачев.
Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) считался идеологом анархического (бунтарского) крыла народничества.Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, Русский на род он считал изначально нардом-бунтарем, но его должна была разбудит интеллигенция. Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство.
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандисткого крыла народничества. Не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, путём пропаганды.
Петр Никитич Ткачев (1844—1885)являлся идеологом Заговорщического направленияТкачев полагал, что крестьянство не с пособно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспеированная организация революционеров.Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора
В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.
Народнические организации второй половины 60-х — начала 70-х гг
Главной целью народников являлась организация крестьянской—революции в России.Представления о способах достижения-этой-цели в народнических организациях не раз менялось.В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863— 1866). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил покушение на Александра П.Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.
В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Москве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» — свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Однако организация существовала недолго.
В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса.
«Хождение в народ».,В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленной революции, то капитализм,, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было по их мнению идти в народчтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя» и поднять на революцию.
В 1874—1875 гх сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей разбрелись по России. Они толковали с крестьянами о революции, о социализме. Номужики, как правило, не понимали «бар». С их иностранной речью. Чаще всего крестьяне доносили на пропагандистов в полициюВласти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавами и показательными судами над революционерами.
«Земля и воля».
Неудача агитационного, движения за стави ла революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных. групп На смену увлечению идеями Бакунина и Лаврова "пришло пристальное внимание к доводам Ткачева. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля» Ее создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в «Землю и волю» вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, Своей целью они провозгласили переход, всей земди в руки трудового крестьянства, организацию жизни, общества на принципах общинного самоуправления и считали что осуществить эти цели можно только вследствии насильственного переворота.
Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали..ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ос-лабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее «вредных» чиновников (индивидуальный террор). Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с_работой по специальностям врачами, учителями, агрономами.
Дезорганизаторской группеудалось провести ряд громких террористических актов,В январе 1878 гГ молодая революционерка R. И- Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.В августе 1878 г. в центре Петербурга средь бела дня С. - М.—Кравчипский—заколол кинжалом.щефа.жандармов Мезенцева. 2 апреля 1879 г. землев олед А. К. Соловьев совершил новое покушение на Александра._ГЦ_Пять выпущенных~им пуль не достигли цели, царь остался жив.
В августе 1879 года «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации: «Черный передел» куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы во главе с Г. Плехановым и «Народная воля» сторонники индивидуального террораМихайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, I С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер,,—
«Народная воля»: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру П. Они были убеждены, что гибель царя послужит сигналом для крестьянской революции.
Исполнительный комитет,* Народной воли* начал настоящую охоту на Александра II.
Было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Действовали три группы террористов. Первая состояла из М. Фроленко и Т. Лебедевой, которые устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Но императорский поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Здесь его ожидала вторая группа народовольцев во главе с А. Желябовым, который под видом купца обустраивал землю у самого полотна железной дороги якобы для строительства кожевенного завода. Однако при прохождении царского поезда заложенная бомба не взорвалась. К делу была подключена третья группа во главе с С. Перовской, которая подготовила подкоп под железнодорожное полотно в 7 км от Москвы. Но судьба вновь оказалась благосклонна к императору. Был взорван не тот поезд.
Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения — взрыва в Зимнем дворце. Народник С. Н. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Комната столяров находилась под царской столовой. Взрыв намечался на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья, но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.
1 марта 1881г. император был смертельно ранен ГриневицкимПочти все члены Исполнительного комитета «Народной/ воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.
Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен. Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.