Назначение и устройство двухмашинный агрегат, его тех. характеристика.




Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива

Урок №16

Тема программы 5.3.Устройство вспомогательных электрических машин

Тема урока: Двухмашинный агрегат, тех. характеристика. Устройство двухмашинного агрегата

Цели урока: изучить назначение и устройство двухмашинный агрегат, его тех. характеристика.

Оборудование урока:

компьютер, проектор.

План урока

I. Организационный момент.

II Изучение нового материала: назначение и устройство двухмашинный агрегат, его тех. характеристика.

 

Работа над новым теоретическим материалом

Назначение и устройство двухмашинный агрегат, его тех. характеристика.

Вспомогательный генератор

Тип DT-701-4, постоянного тока, четырех-полюсный, с параллельным возбуждением и самовентиляцией

Мощность, кВт 14,4/12

Напряжение, В 115

Ток, А 125/104

Частота вращения якоря, об/мин 2400/1280

Возбудитель

Тип DT-706-4, постоянного тока, четырех-полюсный, с комби-нированным возбуждением и самовентиляцией

Мощность, кВт 16,2/4

Напряжение, В 90/45

Ток, А 180/90

Частота вращения якоря, об/мин 2400/1280


Двухмашинный агрегат тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э

 

 

Этот агрегат представляет собой механическое объединение двух электрических машин (вспомогательного генератора ВГ и возбудителя В). Вспомогательный генератор питает цепи управления, освещения, независимую обмотку возбуждения возбудителя и заряжает аккумуляторную батарею. Возбудитель предназначен для питания независимой обмотки возбуждения тягового генератора.

Станины 1 и 2 обеих машин (рис. 110, а) представляют собой стальные цилиндры диаметром 457 мм. к нижней части которых с двух сторон приварены лапы 3, используемые для монтажа агрегата на главной раме тепловоза. В каждой станине просверлены 16 сквозных отверстий а под болты крепления полюсов и отверстие б с резьбой М20 под рым-болт. На торцах станин имеются четыре резьбовых отверстия а под болты крепления подшипниковых щитов.

Цилиндрическая часть станины возбудителя соединена сварным выступом и перемычкой с кольцом, в котором сделаны четыре сквозных отверстия г под болты 15 (Ml2) (см. рис. 109, а), соединяющие станины обеих машин. При сборке двухмашинного агрегата фиксация станин обеспечивается постановкой двух цилиндрических штифтов диаметром 10 мм.

К станинам прикреплены болтами по четыре главных и четыре добавочных полюса. Сердечники 14 (рис. 110, б) главных полюсов набраны и 115 (вспомогательный генератор) и 65 (возбудитель)листов электротехнической стали толщиной I мм, изолированных друг от друга лаком. По концам пакета поставлены стальные лис ты толщиной 5 мм. Каждый пакет спрессован и стянут пятью заклепками 17 диаметром 8 мм. В пакете сделаны два резьбовых отверстия д (M12) под крепежные болты.

На сердечнике главного полюса вспомогательного генератора установлена катушка 16, размещенная между двумя гетинаксовыми прокладками 13 толщиной 3 мм. Четыре последовательно соединенные катушки, выполненные из 800 витков изолированного медного провода, образуют обмотку параллельного возбуждения вспомогательной) генератора. На главных полюсах возбудителя расположены три обмотки возбуждения, назначение и устройство которых рассмотрены ниже. На каждом полюсе катушки всех трех обмоток отделены друг от друга гетинаксовыми прокладками 13 толщиной 3 мм. При сборке между станинами и главными полюса-ми с обеих сторон ставят резиновые клинья 15.

Добавочные полюсы обеих машин (рис. 110, в) конструктивно одинаковы и отличаются лишь по способу крепления катушек. Сердечники 22 выполнены цельными и имеют по два резь-бовых отверстия д (Ml2) под крепежные болты. Обмотки добавочных полюсов состоят из четырех последовательно соединенных катушек, имеющих по 22 (вспомогательный генератор) и 17 (возбудитель) витков полосовой меди. Катушка 23 добавочного полюса возбудителя снизу упирается в полюсный наконечник 24, приваренный к сердечнику, а сверху фиксируется двумя цилиндрическими штифтами 21 диаметром 3 мм, проходящими через отверстия в сердечнике. Катушка 25 добавочного полюса вспомогательного генератора укреплена на сердечнике посредством двух верхних 21 и двух нижних 26 штифтов. Концы всех штифтов разведены в разные стороны. Каждая катушка помещена между двумя гетинаксовыми прокладками 13 толщиной 4 мм.

 


 

Рис. 109. Двухмашинный агрегат:

а — продольный разрез; б, в подшипниковые узлы; 1 — вал агрегата; 2 — роликовый полтинник; 3 — масленка; 4 — подшипниковый щит; 5 траверса; 6 — щеткодержатель; 7 — коллектор: 8 — обмотка якоря; 9, 15 — болты; 10 - главный полюс; 11 — рым-болт; 12 — станина; 13 — вентиляторное колесо; 14 -- панель зажимов; 16 — шариковый подшипник; 17, 20 — передняя и задняя нажимные шайбы; 18 — лапа; 19 — сердечник якоря; 21 — нижняя крышка; 22, 23 — передняя и задняя крышки; 24 —упорное кольцо; 25 - стопорное кольцо

 

Якори обеих машин собраны на общем валу 1 (см. рис. 109, а) и конструктивно почти одинаковы. Каждый якорь состоит из сердечника, обмотки и коллектора. Сердечники 19 набраны из 266 (вспомогательный генератор) и 166 (возбудитель) листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, изолированных друг от друга лаком. Листы зафиксированы шпонкой и стянуты двумя чугунными нажимными шайбами, напрессованными на вал. При сборке задние нажимные шайбы 20 насаживают до упора в борт вала, а передние нажимные шайбы 17 дополнительно стопорят пружинным кольцом.

Сердечники имеют по восемь вентиляционных каналов диаметром 22 мм для прохода охлаждающего воздуха, а также 47 (вспомогательный генератор) и 37 (возбудитель) пазов, в которые уложены волновые обмотки якорей 8, собранные соответственно из 47 и 37 катушек. Каждая катушка состоит из трех одновитковых секций, т. е. якорная обмотка вспомогательного генератора имеет 141 виток, а возбудителя — 111 витков. В каждом пазу сердечников якорей находятся шесть изолированных проводников. Поперечное сечение проводников якорной обмотки возбудителя (и соответственно ширина паза) несколько больше, чем вспомогательного генератора, так как у последнего ток нагрузки ниже. Катушки в пазах закреплены текстолитовыми клиньями; лобовые части катушек укреплены проволочными бандажами. Шаг обмоток по пазам 1 — 13 (вспомогательный генератор) и 1 — 10 (возбудитель), шаг по коллектору соответственно 1 — 71 и 1 — 56. Концы секций якорных обмоток припаяны к петушкам коллекторных пластин.

Коллекторы 7 по конструкции одинаковы и имеют 141 (вспомогательный генератор) и 111 (возбудитель) коллекторных пластин. Корпус 28 коллектора (рис. 110, г) и нажимная шайба 32 спрессованы и стянуты шестью шпильками 27 (М12). Гайки, навернутые на передние концы шпилек, дополнительно фиксируются лепестковыми шайбами. Коллекторные пластины 29 изолированы друг от друга миканитовыми прокладками, а от корпуса коллектора и нажимной шайбы — миканитовым цилиндром 30 и двумя манжетами 31.

Вал 1 (см. рис. 109) вращается в двух подшипниках: шариковом 16 (со стороны вспомогательного генератора) и роликовом 2 (со стороны возбудителя). Подшипники установлены в щитах 4, прикрепленных четырьмя болтами 9 (М12) к торцам станин. Внутренняя полость подшипников, заполняемая смазкой, образована передней 22 и задней 23 подшипниковыми крышками, которые стянуты тремя болтами М6, проходящими через отверстия в щитах. Задние крышки 23 вместе с упорными кольцами 24 образуют лабиринтные уплотнения, препятствующие попаданию смазки внутрь машин. Упорное кольцо со стороны возбудителя напрессовано на вал до упора в борт, а кольцо со стороны вспомогательного генератора надето на вал свободно, но прижато к его борту внутренним кольцом подшипника 16. Опорный подшипник 16 дополнительно закреплен стопорным кольцом 25. Опорно-упорный подшипник 2 ограничивает осевой разбег вала двухмашинного агрегата. При сборке во внутреннюю полость каждого подшипника закладывают 100— 120 г смазки ЖРО, а при текущих ремонтах через масленки 3 добавляют по 10 —20 г.

 

Подшипниковые щиты 4 отлиты из чугуна и по конструкции одинаковы. В каждом щите расточено центральное отверстие диаметром 110 мм под подшипник. Для осмотра коллектора и щеток в щитах сделаны четыре люка, закрываемые съемными крышками с пружинными замками. Нижние крышки имеют прорези для прохода охлаждающего воздуха.

На среднюю часть вала 1 напрессован стальной диск, к которому пятью болтами М8 прикреплено вентиляторное колесо 13, отлитое из силумина. Охлаждающий воздух засасывается через прорези в нижних крышках 21 подшипниковых щитов и выбрасывается через окна в станине возбудителя. Сверху к станине возбудителя прикреплена текстолитовая панель зажимов 14 (на рис. 111 на вкладке расположение зажимов соответствует их расположению на панели 14), закрываемая съемной крышкой.

Токосъемные устройства обеих машин конструктивно одинаковы и аналогичны щеточному устройству тягового генератора. Четыре комплекта щеткодержателей вместе с пластмассовыми изоляторами укреплены при помощи стяжных болтов в приливах чугунной траверсы 5 (см. рис. 109), которая прикреплена четырьмя болтами М8 к подшипниковому щиту. Комплект состоит из двух щеткодержателей 6, в каждом из которых установлено по одной щетке. Щетки вспомогательного генератора и возбудителя отличаются по размерам (см. приложение 1) и поэтому невзаимозаменяемы.

Со стороны возбудителя на конусную часть вала напрессован шкив 35 (рис. 110, д) с восемью ручьями под приводные ремни. Шкив дополнительно закреплен гайкой 34 с двумя шайбами, из которых одна пружиная. Для спрессовки шкива предусмотрены осевое отверстие е и радиальное отверстие ж, совпадающее с кольцевьГ; канавкой з на наружной поверхности вала 33.

Приваренными к станинам лапами двухмашинный агрегат опирается на плиты 7 и 8 (см. рис. 110, а), изготовленные из швеллера. Задняя плита 7 (со стороны тягового генератора) с обоих концов имеет приварные пластины 6 и при помощи пальцев 4 шарнирно соединена с ушками 5. В середине передней плиты 8 приварена накладка 9 с вырезом под стяжной болт 10, головка которого пальцем II шарнирно соединена с ушками 12 (ушки 5 и 12 приварены к главной раме тепловоза). Такое крепление агрегата на главной раме позволяет, меняя затяжку болта 10, регулировать натяжение приводных ремней. При усилии 1У Н (1 кгс) стрела прогиба для новых ремней должна быть равна 12 — 14 му, а для старых — 13 — 15 мм.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1.Из каких электрическихз машин состоит двухмашинный агрегат?

2. Назначение вспомогательного генератора?

3. Назначение возбудителя?

4. Перечислите основные части вспомогательного генератора и возбудителя?

5.Перечислите тех. характеристики двухмашинного агрегата?

 

 

IV. Домашнее задание:

Проработать текст, посмотреть предоставленные рисунки. Ответить на вопросы для самопроверки. Выучить позиции двухмашинного агрегата.Фото с ответами выложить в группу в контакте https://vk.com/club194189853 (Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение)или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе

 

 

Литература:

1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;

2. А. Пойда Тепловозы. Механическое оборудование, устройство и ремонт, М.,
Транспорт, Г1988г.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: