Дистанционное образование в Германии имеет свои особенности. Оно начиналось с централизованно планировавшейся дистанционной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Присоединение восточных земель дало возможность расширить рынок дистанционного образования. Примером высшего профессионального учебного заведения, осуществляющего дистанционную подготовку специалистов, является Заочный университет города Хаген (земля Северный Рейн-Вестфалия). Университет предоставляет образовательные услуги более 50 000 студентам в год. Однако диплом о высшем профессиональном образовании получают не более 20% от контингента обучаемых в результате большого отсева студентов, не выдерживающих высоких образовательных требований.
Единственный германский заочный университет был основан в 1974 г. в Хагене, Земля Северный Рейн-Вестфалия. В соответствии с волей его основателей он прежде всего должен был служить двум целям: во-первых, для того, чтобы работающие, которые по материальным или семейным соображениям не могут учиться или далее продолжать учебу в очном университете, смогли бы получить возможностью далее повышать свою профессиональную квалификацию. Кроме того, было желание разгрузить традиционные университеты, поскольку постоянно возрастало число студентов. Сегодня после спада потока поступающих по сравнению с предыдущими годами первоочередной становится задача дальнейшего образования. Таким образом, основная задача заочного университета - обеспечить возможность получения высшего образования взрослыми работающими гражданами.
С самого начала своей деятельности заочный университет наибольшее значение придавал сохранению традиций германской высшей школы - стремлению к качественному образованию и свободе в исследовательской работе и процессе обучения. Условиями поступления на заочное обучение в Хагене являются общая подготовка к обучению в высшей школе, которую можно получить одновременно с германским аттестатом зрелости после 13-летнего обучения в средней школе или при наличии другого образования того же уровня. Здесь следует отметить, что все академические экзамены и степени, дипломы и присвоение ученых степеней полностью соответствуют аналогичным степеням в очных университетах. Германскому работодателю не приходится сомневаться в уровне квалификации выпускника Хагенской школы.
|
В зимний семестр 1975/76 г. высшее учебное заведение в Хагене начало свою деятельность. 1300 студентов поступили на учебу по трем направлениям: математика, педагогические и социальные науки и экономические науки.
Сегодня, спустя более 25 лет в Хагенском заочном университете обучаются почти 56 тыс. студентов, из них 2.700 из новых Федеральных Земель. Количество факультетов увеличилось. На новых факультетах изучаются юридические науки, элкетротехника и информатика.
Для обучения предлагаются более 1500 различных курсов в форме учебных материалов. Для выполнения функции издания и распространения учебных материалов в 1993 г. в Хагене был создан современный Центр логистики, который может обеспечить учебниками до 80 тыс. студентов.
Но гораздо важнее, чем инфраструктура заочного университета, успехи и опыт, накопленные в процессе обучения в течение 20 лет. Эти знания собраны в обоих университетских центрах по развитию и исследованию заочной формы обучения.
|
Рассылка учебных материалов дополнена современными средствами связи. Передача знаний из учебного заведения студенту и контроль его работы посредством CD-Rom, вирутальные конференции или доступ в университетскую библиотеку в режиме On-line постоянно исследуются, оцениваются, совершенствуются. Заочный университет Хаген выполняет таким образом пилотную (опытную) функцию как университет средств информации. Можно предположить, что традиционные университеты должны обратиться к этому опыту, если они хотят и далее оставаться конкурентособными.
Конечно, заочный университет должен предоставлять своим студентам и преподавателям возможность личных контактов для интенсивных консультаций и диалога. Для этого созданы так называемые центры обучения, в которых внештатные сотрудники, имеющие высокую квалификацию в своей профессиональной области, помогают студентам советом и практически. 65 таких центров организованы в Германии, Австрии, Швейцарии. С 1993 г. Министерство иностранных дел Германии финансирует студенческие центры университета Хагена в Литве, России, Украине и Чехии.
Организация учебных центров в странах, не являющихся немецкоязычными, ни в коем случае не означает, что заочный университет Хаген стремится стать международной организацией. В странах Центральной и Восточной Европы он ограничивает свою деятельность передачей знаний только на немецком языке. Обучающиеся должны обладать отличными языковыми знаниями для усвоения учебного материала, и они сдают университетские экзамены только на немецком языке. Политика университета Хагена вообще направлена не на привлечение большого числа иностранных студентов, а на создание партнерской кооперации с аналогичными заочными высшими учебными заведениями во всем мире. Поэтому развиваются тесные связи с аналогичными институтами в Англии (открытые университеты), Франции, Швеции, Канаде, Южной Африке, Австралии, США и других странах. Учебный матеХагена адаптируется и переводится.
|
Обобщая 20-летний опыт работы заочного университета Хаген, можно отметить следующие достижения:
· обучение и передача знаний имеют более низкие затраты чем при традиционной форме обучения;
· печатный учебный материал позволяет провести открытую критическую проверку содержания и методов;
· взаимопроникновение професиональной практики и научного образования даёт превосходные результаты;
· равные шансы в получении образования у городских и сельских жителей.
Заключение
В будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно — электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.
В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.
Список использованной литературы
1. Агапонов С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
2. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 423-437.
3. Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 438-444.
4. Васильев В.Н. Университет как открытая система // Инновации. - 2007. - № 2. - С. 57-60.
5. Информационные технологии / Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008.
7. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Академия, 2010.
8. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009.
9. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. – М.: КУДИЦ-Образ, 2005.