Анализ динамики прибыли и рентабельности предприятия ООО «Продукты»




Прибыль всегда отражает результаты деятельности предприятий торгов­ли. Оценка формирования прибыли рассматриваемого предприятия ООО «Продукты» представлена в таблице 2.17.

Таблица 2.17 – Анализ формирования прибыли ООО «Продукты» в 2013-2014 годах

Показатели Ед. изм. 2013 год 2014 год Отклонение (+;-) Темп изме-нения, %
           
Оборот розничной торговли тыс. руб.        
Себестоимость продаж тыс. руб.        
Валовая прибыль          
- сумма тыс. руб.        
- уровень %       ×
Издержки обращения          
- сумма тыс. руб.        
- уровень %       ×
Прибыль от продаж          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность продаж %       ×
Доходы от участия в других предприятий тыс. руб. - - - -
Проценты к получению тыс. руб. - - - -
Проценты к уплате тыс. руб. - - - -
Прочие доходы тыс. руб.        
Прочие расходы тыс. руб.        
Прибыль до налогообложения          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность до налогообложения %       ×
Текущий налог на прибыль тыс. руб.        
Отложенные налоговые обязательства тыс. руб. - - - -
Отложенные налоговые активы тыс. руб. - - - -
Чистая прибыль          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность конечной деятельности %       ×

Следующим этапом анализа является расчет показателей рентабельности деятельности ООО «Продукты».

Таблица 2.18 – Анализ динамики рентабельности деятельности ООО «Продукты» в 2013-2014 годах

Показатели Расчет 2013 год 2014 год Отклонение (+; -)
         
Рентабельность продаж, %      
Рентабельность до налогообложения (общей деятельности), %      
Рентабельность конечной деятельности, %      
Рентабельность затрат, руб./руб.      
Рентабельность использования производственных фондов, руб./руб.      
Рентабельность использования трудовых ресурсов, тыс. руб./чел.      

 

 

Таблица 2.19 – Анализ динамики рентабельности продаж ООО «Продукты» в 2010-2014 годах

Показатели Единицы измерения Годы Темп изменения к 2010 году, %
         
               
Оборот розничной торговли тыс. руб.            
Прибыль от продаж              
- сумма тыс. руб.            
- рентабельность продаж % 2,93 3,01 3,03     ×

 

 

Экономическое обоснование прибыли ООО «Продукты»

Планирование показателей, определяющих формирование прибыли предприятия ООО «Продукты»

Планирование факторов, влияющих на формирование прибыли в будущем году начнем с планирования общего объема оборота розничной торговли на 2015 год для ООО «Продукты» различными методами. При этом учтем, что ин­декс цен на будущий год составляет 1,1.

В первую очередь осуществим планирование оборота розничной торгов­ли ООО «Продукты» с использования экономико-статистических методов.

Исходные данные для осуществления планирования экономико-статистическим методом на основе среднегодовых темпов роста представлены в таблице 2.3 (3.1)

Таблица 3.1 – Данные для планирования оборота розничной торговли ООО «Продукты» на 2015 год на основе среднегодовых темпов роста

Годы Оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах (к базисному году), тыс. руб. Цепные темпы изменения, в сопоставимых ценах, %
       
      -
       
       
       
       

 

Планируемый объем оборота розничной торговли на 2015 год на основе среднегодовых темпов роста:

Далее рассчитаем оборот розничной торговли еще одним экономико-статистическим методом, а именно выравниванием динамического ряда по скользящей средней. Необходимые данные сгруппированы в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Данные для планирования оборота розничной торговли ООО «Продукты» на 2015 год выравниванием динамического ряда по скользящей сред­ней, %

Годы Цепные темпы прироста Коэффици-ент Расчет Значение
         
  - - - -
    - - -
       
       
       
       
       
       

 

Выбираем стратегию усиления позиций на рынке, поэтому берем за осно­ву (определить величину и ее обосновать):

Сведем полученные значения планирования оборота розничной торговли ООО «Продукты» в таблицу 3.5.

Таблица 3.5 – Планирование оборота розничной торговли ООО «Продукты» на 2015 год различными методами, тыс. руб.

Методы планирования 2014 год 2015 год (план) 2015 год (план) в сопоста-вимых ценах Темп изменения, %
в действу-ющих ценах в сопоста-вимых ценах
           
Экономико-статистический метод          
- по среднегодовым темпам роста          
- выравнивание динамического ряда по скользящей средней          
Планируемое значение          

 

Далее распределим оборот розничной торговли по реализуемым товарным группам. Расчет будет осуществлен по удельным весам, занимаемым каж­дой товарной позицией в структуре продаж ООО «Продукты». При этом будет ис­пользована среднеарифметическая за последние три года работы (табл.3.6).

Таблица 3.6 – Планирование структуры оборота розничной торговли ООО «Продукты» на 2015 год в разрезе товарных групп по среднеарифметическим значениям

Товарные группы 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год (план)
         
Фрукты, овощи, картофель, орехи 8,53      
Мясо, продукты и консервы из мяса 10,29      
Рыба и морепродукты 10,37      
Хлеб и мучные кондитерские изделия 2,55      
Сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад 1,00      
Мороженное и замороженные десерты 1,32      
Алкогольные напитки и пиво 25,84      
Безалкогольные напитки 12,74      
Табачные изделия 4,28      
Молочные продукты и яйца 10,24      
Мука и макаронные изделия 4,36      
Крупа 2,33      
Чай, кофе, какао 4,33      
Сахар 0,90      
Соль 0,30      
Пищевые масла и жиры 0,62      
Итого 100,00 100,00 100,00 100,00

 

Далее рассчитаем оборот розничной торговли по товарным группам в аб­солютном выражении в 2015 году (табл.3.7).

Таблица 3.7 – Планирование оборота розничной торговли ООО «Продукты» на 2015 год в разрезе товарных групп

Показатели 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+; -) Темп из-менения, %
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %
               
Фрукты, овощи, картофель, орехи              
Мясо, продукты и консервы из мяса              
               
Рыба и морепродукты              
Хлеб и мучные кондитерские изделия              
Сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад              
Мороженное и замороженные десерты              
Алкогольные напитки и пиво              
Безалкогольные напитки              
Табачные изделия              
Молочные продукты и яйца              
Мука и макаронные изделия              
Крупа              
Чай, кофе, какао              
Сахар              
Соль              
Пищевые масла и жиры              
Итого              

 

После планирования оборота розничной торговли, перейдем к обоснова­нию расходов на будущий год.

Исользуя экономико-статистическим методом, а именно выравниванием динамического ряда по скользящей средней осуществим планирование издержек обращения. При этом используем исходные данные из таблице 2.12 Соответствующие расчеты оформим в таблице 3.8.

Таблица 3.8 – Данные для планирования издержек обращения ООО «Продукты» на 2015 год выравниванием динамического ряда по скользящей средней, %

Годы Уровень издержек обращения Условное обозначение Расчет Значение
         
    К1    
    К2    
    К3    
    К4    
    К5    

 

Выбирите стратегию предприятия на рынке (например усиления позиций на рынке), для этого необходимо взять за ос­нову (обосновать выбранную величину Уио). Соответственно, на основе полученных значений коэффициента К6 возможная сумма издержек обращения в будущем году составит:

Также рассчитаем издержки обращения на основе определения коэффи­циента эластичности:

Далее спланируем уровень издержек обращения ООО «Продукты» технико-экономическим методом (рис.19). Исходными данными являются уровни дан­ного вида затрат за последние пять лет развития рассматриваемого предприятия (табл.2. 12).

При планировании издержек обращения ООО «Продукты» используется полиномиальная модель (построение линии тренда на последующий год развития предприятия). Соответственно уровень издержек обращения в 2015 году может составить:

На основе проведенных расчетов выберем рекомендуемый уровень и сумму издержек обращения на 2015 год для ООО «Продукты» (табл.3. 9).

Таблица 3.9 – Сводная таблица планов издержек обращения ООО «Продукты» на 2015 год

Показатели 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+; -) Темп из-менения, %
сумма, тыс. руб. уровень, % сумма, тыс. руб. уровень, % сумма, тыс. руб. уровень, %
               
Экономико-статистический метод (выравнивание динамического ряда по скользящей средней)              
               
На основе расчета коэффициента эластичности              
Планируемое значение              

 

Далее рассчитаем сумму прочих расходов предприятия на будущий год. В их составе можно выделить две составляющие. Первая – расходы на оплату услуг банков. Их расчет на будущий год будет осуществлен на основе среднего уровня данных затрат за два последних года работы организации:

Далее, налог на имущество.

Планируемый в будущем году состав прочих расходов ООО «Продукты» представлен в таблице 3.10.

Таблица 3.10 – Сводная таблица планов прочих расходов ООО «Продукты» на 2015 год

Показатели 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+; -) Темп из-менения, %
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %
               
Расходы на оплату банков              
Налог на имущество              
Недостачи, выявленные во время инвентаризации              
Итого              

 

Далее перейдем к планированию доходов ООО «Продукты». И начнем его с обоснования валовой прибыли организации на будущий 2015 год.

Планирование валовой прибыли начнем с расчета данного показателя экономико-статистическим методом, а именно выравниванием динамического ряда по скользящей средней. Используем исходные данные (табл.2.6). Соответствующие расче­ты оформим в таблице 3.11.

Таблица 3.11 – Данные для планирования валовой прибыли ООО «Продукты» на 2015 год выравниванием динамического ряда по скользящей средней, %

Годы Уровень валовой прибыли Условное обозначение Расчет Значение
         
    К1    
    К2    
    К3    
    К4    
    К5    

 

Соответственно на основе получен­ного значения планируемого уровня валовой прибыли можно рассчитать дан­ный показатель в денежном выражении:

 

Далее спланируем валовую прибыль на 2015 год расчетно-аналитическим методом:

Далее спланируем уровень валовой прибыли по среднеарифметической в разрезе товарных групп (табл.3. 12). При этом расчет будет осуществлен за три последних года работы организации.

Таблица 3.12 – Планирование уровней валовой прибыли ООО «Продукты» на 2015 год в разрезе товарных групп по среднеарифметическим значениям

Товарные группы 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год (план)
         
Фрукты, овощи, картофель, орехи 25,22      
Мясо, продукты и консервы из мяса 24,00      
Рыба и морепродукты 24,07      
Хлеб и мучные кондитерские изделия 24,72      
Сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад 23,67      
Мороженное и замороженные десерты 25,10      
Алкогольные напитки и пиво 25,56      
Безалкогольные напитки 24,59      
Табачные изделия 25,81      
Молочные продукты и яйца 24,59      
Мука и макаронные изделия 26,31      
Крупа 23,28      
Чай, кофе, какао 25,35      
Сахар 24,17      
Соль 24,56      
Пищевые масла и жиры 24,29      
Итого 25,16      

 

С учетом рассчитанных уровней валовой прибыли на будущий год спла­нируем валовую прибыль ООО «Продукты» на 2015 год в разрезе товарных групп (табл.3.13).

Таблица 3.13 – Планирование валовой прибыли ООО «Продукты» на 2015 год в раз­резе товарных групп

Товарные группы Оборот розничной торговли, тыс. руб. Валовая прибыль, тыс. руб. Уровень валовой прибыли, %
       
Фрукты, овощи, картофель, орехи      
Мясо, продукты и консервы из мяса      
Рыба и морепродукты      
Хлеб и мучные кондитерские изделия      
Сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад      
Мороженное и замороженные десерты      
Алкогольные напитки и пиво      
Безалкогольные напитки      
Табачные изделия      
Молочные продукты и яйца      
Мука и макаронные изделия      
Крупа      
Чай, кофе, какао      
Сахар      
Соль      
Пищевые масла и жиры      
Итого      

 

На основе проведенных расчетов валовой прибыли ООО «Продукты» на 2015 год выберем рекомендуемую величину (табл.3.14).

Таблица 3.14 – Сводная таблица планов суммы и уровня валовой прибы­ли ООО «Продукты» на 2015 год

Показатели 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+; -) Темп из-менения, %
сумма, тыс. руб. уровень, % сумма, тыс. руб. уровень, % сумма, тыс. руб. уровень, %
               
Экономико-статистический метод (выравнивание динамического ряда по скользящей средней)   25,42   25,47 3181,00 0,05 117,32
               
Расчетно-аналитический метод   25,42   25,48 3214,00 0,06 117,50
Расчет уровней по средней арифметической   25,42   25,29 3030,00 -0,13 116,50
Планируемое значение   25,42   25,47 3181,00 0,05 117,32

 

Далее рассчитаем сумму прочих доходов предприятия на будущий год. В их составе можно выделить две составляющие. Первая – доходы от сдачи пло­щадей в аренду. Как уже отмечалось, в аренду сдается 70м, арендная ставка -515 руб./м2 в месяц отчетном году. В будущем году планируется увеличить площади, предназначенные под аренду с 70 до 80м2, за счет оптимизации их расположения. Арендная ставка вырастет с учетом роста цен на 10%. Тогда данные доходы в будущем году могут составить:

Такой вид прочих доходов, как излишки, выявленные во время инвента­ризации, в будущем году не планируются.

Планируемый в будущем году состав прочих доходов ООО «Продукты» пред­ставлен в таблице 3.15.

Таблица 3.15 – Сводная таблица планов прочих доходов ООО «Продукты» на 2015 год

Показатели 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+; -) Темп из-менения, %
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %
               
Доходы от сдачи площадей в аренду              
Излишки, выявленные во время инвентаризации             ×
Итого              

 

Осуществив планирование различных показателей, влияющих на формирование прибыли предприятия, перейдем к непосредственному ее расчету на будущий год для ООО «Продукты».

Далее перейдем к планированию прибыли на основе плановой рентабельности оборота.

Начнем с расчета экономико-статистическим методом, а именно выравниванием динамического ряда по скользящей средней. Используем исходные данные (табл. 2.19). Соответствующие расчеты оформим в таблице 3.16.

Таблица 3.16 – Данные для планирования прибыли от продаж ООО «Продукты» на 2015 год выравниванием динамического ряда по скользящей средней, %

Годы Рентабельность продаж Условное обозначение Расчет Значение
         
    К1    
    К2    
    К3    
    К4    
    К5    

Выбрать и обосновать величину Увп.

 

Планирование прибыли предприятия ООО «Продукты»

На основе полученных данных при планировании факторов, влияющих на формирование прибыли ООО «Продукты», осуществим расчет данного показателя на будущий 2015 год методом прямого счета (табл.3.17).

Таблица 3.17 – Планирование прибыли ООО «Продукты» на 2015 год методом прямого счета

Показатели Ед. изм. 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+;-) Темп изме-нения, %
           
Оборот розничной торговли тыс. руб.        
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг тыс. руб.        
Валовая прибыль          
- сумма тыс. руб.        
- уровень %        
Издержки обращения          
- сумма тыс. руб.        
- уровень %        
Прибыль (убыток) от продаж          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность продаж %        
Проценты к получению тыс. руб.        
Проценты к уплате тыс. руб.        
Доходы от участия в других организациях тыс. руб.        
Прочие доходы тыс. руб.        
Прочие расходы тыс. руб.        
Прибыль (убыток) до налогообложения          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность предприятия %        
Текущий налог на прибыль тыс. руб.        
Изменение отложенных налоговых обязательств тыс. руб.        
Изменение отложенных налоговых активов тыс. руб.        
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода          
- сумма тыс. руб.        
- рентабельность конечной деятельности %        

 

Также прибыль предприятия можно рассчитать с помощью метода полу­чения целевой прибыли. Расчет осуществляется на основе использования за­данной нормы рентабельности конечной деятельности предприятия, принятой на будущий год. Норма рентабельности для ООО «Продукты» на 2015 год составит 3% к объему оборота розничной торговли. Тогда планируемая сумма чистой прибыли на будущий год рассчитывается следующим образом:

 

Помимо этого планирование прибыли осуществим методом «СVР» или

методом с использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли».

При этом учтем, что плановый уровень валовой прибыли был определен в таблице 3.16 и он будет составлять: ______

Сумма условно-постоянных издержек обращения может быть рассчитана исходя из суммы данных издержек за 2014 год, скорректированной на планиру­емый индекс цен 1,1, в результате чего в 2015 году она может составить ___тыс. руб.:

ИОпост(пл) =

Планируемый уровень условно-переменных издержек обращения может быть рассчитан по средней арифметической за два последних года работы предприятия. В результате он может составить _________

 

В результате точка безубыточности реализации продукции в 2015 году будет составлять _____________тыс. руб.:

 

Плановая сумма прибыли от продаж может достигнуть _____________.:

Плановая сумма чистой прибыли, с учетом того, что предприятие находится на уплате налога на прибыль по ставке 20%, в будущем году может со­ставить ЧП(пл) = (тыс. руб.)

Далее на основе проведенных расчетов чистой прибыли ООО «Продукты» на 2015 год выберем наиболее оптимальную величину (табл. 3.18).

Таблица 3.18 – Сводная таблица планов чистой прибыли ООО «Продукты» на 2015 год

Показатели 2014 год 2015 год (план) Отклонение (+; -) Темп из-менения, %
сумма, тыс. руб. рента-бель-ность, % сумма, тыс. руб. рента-бель-ность, % сумма, тыс. руб. рента-бель-ность, %
               
Метод прямого счета   2,54   2,58 355,00 0,04 119,31
Метод получения целевой прибыли   2,54     700,00 0,46 138,08
               
Метод «CVP» (с использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли»)   2,54   3,36 1006,00 0,82 154,73
Планируемое значение   2,54   2,58 355,00 0,04 119,31

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: