F 40 Фобические тревожные расстройства у детей




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерные модели психологических исследований в диагностике и лечении психических и поведенческих расстройств

F00–F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, а также при выборе методов психотерапии, реабилитации.

Обследование направлено на изучение динамики психических процессов (темп, подвижность, истощаемость), выявление их изменений по органическому типу и включает следующие методики:

запоминание и воспроизведение различного стимульного материала: слова, цифры, текст, несмысловые словосочетания, предметы и т.д.;

таблицы Шульте, Горбова, счет по Крепелину, корректурная пробу;

Психометрическое обследование при помощи MMSE (тест Фольштейна)

классификация, исключение предметов, последовательные картинки, интерпретацию пословиц, текстов;

устный счет, чтение, письмо;

рисование, конструирование фигур по образцу;

личностные опросники: ММРI (СМИЛ), ПДО, опросник Кеттелла, шкалы депрессии, тревоги и др.

При необходимости проведения количественной оценки уровня интеллектуального снижения, проводится психометрический тест Векслера или Равена.

 

F20 – F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

Экспериментально – психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, а также для оценки эффективности терапии и выявления скрытых в острый период специфических нарушений психических процессов – в процессе лечения или в последующие периоды (по показаниям).

Обследование направлено на выявление диагностически значимых изменений восприятия, мышления, аффективно-личностных свойств и включает следующие методики:

понимание текстов, сюжетных картинок, интерпретация пословиц;

методика пиктограмм;

классификация, исключение предметов, понятий; сравнение понятий;

ассоциативный эксперимент;

личностные опросники ММРI (СМИЛ), опросник Кеттелла;

проективные методики: ТАТ, Розенцвейг, рисуночные тесты, цветовой тест Люшера.

F20.8 хх3 Детский тип шизофрении

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, в дальнейшем – при необходимости.

Обследование направлено на выявление специфических нарушений мышления, эмоций и поведения и включает следующие методики:

■ дети до 10 лет

интервью с родителями ребенка с целью сбора психологического «анамнеза»;

наблюдение за поведением ребенка в ситуации спонтанной и экспериментальной игровой деятельности;

проективные методы: рисунки, лепка, песок; методика САТ;

соответствующие возрасту тесты на мышление: интерпретация текстов, пословиц, сюжетных картинок, исключение предметов, классификация предметов, методика пиктограмм, сравнение понятий и др.;

личностный опросник Кеттелла (с 8 лет).

■ дети старше 10 лет:

беседа с подростком и членами его семьи;

исследование мышления: пиктограмма, классификация, исключение понятий, предметов, сравнение понятий, интерпретация пословиц, текстов, шуток;

личностные методики: MMPI (СМИЛ) - (с 14 лет), ПДО (с 12 лет), опросник Кеттелла (использовать один из них);

проективные методы: рисунки, цветовой тест Люшера, ТАТ, тест Розенцвейга и др.;

шкалы тревоги, депрессии, самооценки, ценностных ориентаций.

 

F30 – F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

Экспериментально-психологическое обследование проводится на этапе постановки диагноза и после выхода пациента из острого состояния.

Обследование направлено на выявление изменений в эмоциональной сфере, мышлении и психомоторике и включает следующие методики:

запоминание 10 слов, таблицы Шульте, Горбова, корректурная проба;

методика пиктограмм;

классификация;

ассоциативный эксперимент;

личностный опросник ММРI (СМИЛ);

шкалы депрессии (Бека, Гамильтона, Цунга, Монтгомери-Асберга), тревоги;

цветовой тест Люшера.

 

F30 – F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей: см. F90

 

F 40 Фобические тревожные расстройства у детей

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, при выборе методов психотерапии.

Обследование направлено на выявление личностных особенностей ребенка, выраженности эмоционально-волевых нарушений, степени социальной дезадаптации и включает следующие методики:

■ дети до 10 лет:

интервью с родителями, с целью сбора семейного «анамнеза»; опросник АСВ для родителей;

наблюдение за поведением ребенка в экспериментальной игровой ситуации;

проективные методы: тест САТ (с 3-х лет); рисунки (человек, семья, мои страхи, несуществующее животное и др.);

■ дети старше 10 лет:

личностные опросники: Кеттелла (с 8 лет), ПДО (с 12 лет), ММРI (СМИЛ) - (с 14 лет);

шкалы тревоги, депрессии, самооценки и др.;

проективные методы: цветовой тест Люшера, ТАТ, рисунки («Дом-дерево-человек», несуществующее животное, мои страхи и др.);

таблицы Шульте, Горбова; корректурная проба, счет по Крепелину;

пиктограмма, классификация, сравнение понятий.

 

F 42 Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: см. F 40

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: