ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерные модели психологических исследований в диагностике и лечении психических и поведенческих расстройств
F00–F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, а также при выборе методов психотерапии, реабилитации.
Обследование направлено на изучение динамики психических процессов (темп, подвижность, истощаемость), выявление их изменений по органическому типу и включает следующие методики:
запоминание и воспроизведение различного стимульного материала: слова, цифры, текст, несмысловые словосочетания, предметы и т.д.;
таблицы Шульте, Горбова, счет по Крепелину, корректурная пробу;
Психометрическое обследование при помощи MMSE (тест Фольштейна)
классификация, исключение предметов, последовательные картинки, интерпретацию пословиц, текстов;
устный счет, чтение, письмо;
рисование, конструирование фигур по образцу;
личностные опросники: ММРI (СМИЛ), ПДО, опросник Кеттелла, шкалы депрессии, тревоги и др.
При необходимости проведения количественной оценки уровня интеллектуального снижения, проводится психометрический тест Векслера или Равена.
F20 – F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Экспериментально – психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, а также для оценки эффективности терапии и выявления скрытых в острый период специфических нарушений психических процессов – в процессе лечения или в последующие периоды (по показаниям).
Обследование направлено на выявление диагностически значимых изменений восприятия, мышления, аффективно-личностных свойств и включает следующие методики:
|
понимание текстов, сюжетных картинок, интерпретация пословиц;
методика пиктограмм;
классификация, исключение предметов, понятий; сравнение понятий;
ассоциативный эксперимент;
личностные опросники ММРI (СМИЛ), опросник Кеттелла;
проективные методики: ТАТ, Розенцвейг, рисуночные тесты, цветовой тест Люшера.
F20.8 хх3 Детский тип шизофрении
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, в дальнейшем – при необходимости.
Обследование направлено на выявление специфических нарушений мышления, эмоций и поведения и включает следующие методики:
■ дети до 10 лет
интервью с родителями ребенка с целью сбора психологического «анамнеза»;
наблюдение за поведением ребенка в ситуации спонтанной и экспериментальной игровой деятельности;
проективные методы: рисунки, лепка, песок; методика САТ;
соответствующие возрасту тесты на мышление: интерпретация текстов, пословиц, сюжетных картинок, исключение предметов, классификация предметов, методика пиктограмм, сравнение понятий и др.;
личностный опросник Кеттелла (с 8 лет).
■ дети старше 10 лет:
беседа с подростком и членами его семьи;
исследование мышления: пиктограмма, классификация, исключение понятий, предметов, сравнение понятий, интерпретация пословиц, текстов, шуток;
личностные методики: MMPI (СМИЛ) - (с 14 лет), ПДО (с 12 лет), опросник Кеттелла (использовать один из них);
проективные методы: рисунки, цветовой тест Люшера, ТАТ, тест Розенцвейга и др.;
|
шкалы тревоги, депрессии, самооценки, ценностных ориентаций.
F30 – F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
Экспериментально-психологическое обследование проводится на этапе постановки диагноза и после выхода пациента из острого состояния.
Обследование направлено на выявление изменений в эмоциональной сфере, мышлении и психомоторике и включает следующие методики:
запоминание 10 слов, таблицы Шульте, Горбова, корректурная проба;
методика пиктограмм;
классификация;
ассоциативный эксперимент;
личностный опросник ММРI (СМИЛ);
шкалы депрессии (Бека, Гамильтона, Цунга, Монтгомери-Асберга), тревоги;
цветовой тест Люшера.
F30 – F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей: см. F90
F 40 Фобические тревожные расстройства у детей
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, при выборе методов психотерапии.
Обследование направлено на выявление личностных особенностей ребенка, выраженности эмоционально-волевых нарушений, степени социальной дезадаптации и включает следующие методики:
■ дети до 10 лет:
интервью с родителями, с целью сбора семейного «анамнеза»; опросник АСВ для родителей;
наблюдение за поведением ребенка в экспериментальной игровой ситуации;
проективные методы: тест САТ (с 3-х лет); рисунки (человек, семья, мои страхи, несуществующее животное и др.);
■ дети старше 10 лет:
личностные опросники: Кеттелла (с 8 лет), ПДО (с 12 лет), ММРI (СМИЛ) - (с 14 лет);
шкалы тревоги, депрессии, самооценки и др.;
проективные методы: цветовой тест Люшера, ТАТ, рисунки («Дом-дерево-человек», несуществующее животное, мои страхи и др.);
таблицы Шульте, Горбова; корректурная проба, счет по Крепелину;
пиктограмма, классификация, сравнение понятий.
F 42 Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: см. F 40