Экспериментально-психологическое обследование проводится на этапе постановки диагноза, а также при составлении программы психотерапевтической помощи и реабилитации.
Обследование направлено на выявление личностных особенностей, сбор психологического «анамнеза» и анализ актуального состояния пациента и включает следующие методики:
опросники: ММРI (СМИЛ), ПДО, опросник Кеттелла; проективные методы: ТАТ, цветовой тест Люшера, рисуночные методы, шкалы депрессии, тревоги, самооценки (используется 1-2 личностных методик);
незаконченные предложения;
запоминание 10 слов, таблицы Шульте, счет по Крепелину, корректурная проба, методика пиктограмм;
ассоциативный эксперимент.
F 43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство у детей
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, составлении программы реабилитации, а также после проведенного лечения для оценки его эффективности.
Обследование направлено на выявление, психопатологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере, вызванных травматическим стрессом и включает следующие методики:
интервью с родителями;
интервью с пациентом, пережившим психотравму (стандартизировано в 1986 г. Пинусом и Спенсером);
личностные опросники Кеттелла (с 8 лет), ММРI (СМИЛ) – (с 14 лет); шкалы тревоги, депрессии, самооценки и другие;
шкала последствий событий (Horowitz, 1987);
проективные методы: цветовой тест Люшера; методики САТ и ТАТ;
глоссарий механизмов психологической защиты (Vaillant, 1987).
F 48 Неврастения в детском возрасте
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, а также для контроля за эффективностью проводимого лечения (по необходимости).
Обследование направлено на изучение личностных характеристик, особенностей эмоционально-волевой регуляции поведения, умственной работоспособности и включает следующие методики:
■ дети до 10 лет:
интервью с родителями, сбор психологического «анамнеза»;
рисунки, песок, лепка и другие виды творчества;
наблюдение за ребенком в процессе спонтанной или организованной игровой деятельности;
запоминание слов, рассказа;
таблицы Шульте, корректурная проба; счет, исключение 4-го лишнего, кубики Кооса и др.;
личностный опросник Кеттелла (с 8 лет), тест САТ (с 3-х лет)
■ дети старше 10 лет:
личностные опросники: ПДО (с 12 лет), ММРI (СМИЛ) – (с 14 лет); шкалы тревоги, депрессии, самооценки;
проективные методики: ТАТ, Розенцвейг, Люшер, рисуночные тесты (человек, семья, «Дом-дерево-человек», несуществующее животное);
10 слов; таблицы Шульте, Горбова; корректурная проба; исключение 4-го лишнего, кубики Кооса.
F 50 Расстройство приема пищи
Экспериментально – психологическое обследование проводится при постановке диагноза, с целью дифференциальной диагностики (с шизофренией, органическим поражением ЦНС), а также при выборе методов психотерапии и реабилитации.
Обследование направлено на выявление характеристик личности пациента, особенностей его познавательных процессов и включает следующие методики:
личностные опросники ММРI (СМИЛ), ПДО, опросник Кеттелла; ТАТ, тест Люшера, рисуночные тесты и др. (используются 1-2 личностных методики);
запоминание 10 слов, таблицы Шульте, методика пиктограмм, исключение предметов или понятий, сравнение понятий, классификация.
F 51 Расстройства сна неорганической этиологии
Экспериментально – психологическое обследование проводиться при постановке диагноза и для оценки эффективности терапии (по показаниям).
Обследование направлено на выявление личностных характеристик, специфики протекания психических процессов и включает следующие методики:
ММРI (СМИЛ), шкалы депрессии, тревоги, самооценки, тест Люшера;
запоминание 10 слов, таблицы Шульте, Горбова, корректурная проба;
методику пиктограмм, классификацию, сравнение понятий.
F 60 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза или перед началом психотерапии.
Обследование направлено на выявление личностных особенностей пациента, системы его ценностных ориентаций и включает следующие методики:
личностные опросники: ММРI (СМИЛ), ПДО, опросник Шмишека, Кеттелла, тест Люшера, шкалы депрессии, тревоги, самооценки, ценностных ориентаций и др. (использовать 1-2 личностных методик);
методику пиктограмм, классификацию, ассоциативный эксперимент.