ОЧЕРК ИСТОРИИ ДМИТРОВСКОГО КРАЯ




История Дмитрова уходит в тьму веков. Но современный Дмитров имеет смысл рассматривать как результат двух великих переселений: тридцатых годов - времени строительства канала, и 50-60-х - период бурного развития промышленных предприятий. В связи с этим и новые жители прибывали из разных мест: в 30-е - со всей страны, одни под конвоем, другие без конвоя, но тоже в приказном порядке; в 50-60-е - в основном из окрестных деревень на работу на заводы и фабрики. В связи с тем, что население росло в основном за счет приезжих (в начале века население было 4,5 тысячи человек, сейчас 65 тысяч), исторических вековых традиций, как на Арбате, не сложилось. В основном большинство жителей - дмитровчане (а часто и горожане) в первом, втором, редко третьем поколении. Но многовековая история города накладывает свой отпечаток. Если в городах-новостройках, как Дубна, горожане сами творили историю, прокладывали улицы и сами придумывали им названия, строили дома на пустом месте, то в Дмитрове история корректировала планы людей, приучала руководителей к неспешности и основательности решений, а простых жителей - к философскому восприятию окружающей действительности и консерватизму. Все события, все явления город меряет на свой вековой аршин. Можно сказать, что Дмитров обладает своим характером, он как разумное существо имеет свое мнение, которое может быть незаметным только из-за того, что годы для человека - мгновения для города.

Подмосковье!.. Где бы ни жил русский человек, какие бы расстояния и земли он ни прошел, в Подмосковье всегда есть для него что-то притягательное, близкое и родное. Но есть в Подмосковье места, в которых особенно ярко выразились эти черты, где история на протя­жении столетий оставила свои зримые следы. Одно из таких мест -Дмитров.

Если посмотреть на план Москвы, то легко заметить, как от центра столицы во все стороны расходятся лучи-дороги, шоссейные и желез­ные. Несколько дорог ведут на север: северо-западный луч на Тверь, северо-восточный на Ярославль и, наконец, прямо на север - Дмитровский. Эта дорога, как и другие исторические пути, связавшие издавна Москву с русскими городами, начинается в самом сердце Москвы. Сначала проходит она по улице Пушкинской и улице Чехова (бывшим Большой и Малой Дмитровке), затем по улице Новослободской, на­званной так по находившейся здесь когда-то Новой Дмитровской сло­боде, и идет почти прямо на север, в направлении Савеловского вокзала. Отсюда начинается и железная дорога на Дмитров, построен­ная на рубеже XIX и XX столетий. Есть и еще один путь к Дмитрову, водный - канал имени Москвы. Это самая новая дорога, существующая всего каких-нибудь пять с половиной десятков лет.

Первое летописное известие, связанное с Дмитровским краем, от­носится к середине XII столетия.

"В лето 6662-е (то есть в 1154 по современному летоисчислению) родися Юрью сын Дмитрей, - повествует летопись, - бе бо тогда в полюдьи на реце на Яхроме, и с княгинею, и заложи град во имя сына своего и нарече и (его) Дмитров, сына же нарече Всеволодом". В других летописных сводах этот рассказ повторяется с небольшими вариациями.

Согласно летописному свидетельству, история основания Дмитро­ва выглядит так. Князь ростово-суздальский Юрий Долгорукий, соби­равший со своей дружиной дань на северо-западной окраине своего княжества, на берегу реки Яхромы, решил заложить здесь новый го­род-крепость. Название новому городу Юрий дал в честь недавно родившегося у него сына Всеволода, в крещении Дмитрия. Давать ребенку двойное имя (славянское и христианское) было в обычае того времени.

Летописное свидетельство не вызывает особых сомнений, если не считать двух неясных мест: что было на месте Дмитрова до его основа­ния и названия реки, на которой он стоит. Устное предание, пытаясь объяснить эти неясности, внесло свои "коррективы" в летописное из­вестие.

На месте Дмитрова, утверждает предание, ранее существовало на­селенное место - "Великое полюдие", а название реки связано якобы с пребыванием здесь княгини, жены Юрия Долгорукого, которая, ос­тупившись, воскликнула: "Ах, я хрома", дав тем самым название реке. Первый критик этой легенды, известный историк Г.Ф.Миллер, в своем описании Дмитрова 1779 года так характеризовал подобную этимологию: "Такое примечание не довольно важно, чтобы о том много сомневаться или спориться". Небезынтересно отметить в этой связи, что название Яхрома есть в Тверской области, известны также поселения со сходным корнем Яхробол, Яхреньга и т.п. Профессор Кузнецов производил название реки от финских слов "йок рокма" (удельная река), в русском произношении превратившихся в Яхрому. «Современные исследователи не дают пока объяснения этому названию. И все же, вероятнее всего, название принадлежит языку одному из племен, населявших этот край до прихода славян – возможно, что Древнефинскому племени "меря".

Древнефинской же культуре раннего железного века относится группа археологических памятников края – Синьковское городище. Городище было открыто в 1901 году Я.И.Смирновым, и с тех пор здесь неоднократно производились раскопки (в частности, Б.А.Куфтиным), что позволило воссоздать картину создателей городища, населявших его в середине первого тысячелетия нашей эры.

Синьковское городище представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищенного естественной преградой - оврагами с двух сторон и насыпным валом - с третьей стороны.

Всего в двух километрах от городища имеется другое древнее поселение - Каргашинское селище, связанное в период своего существования с Синьковским городищем.

Многочисленные находки железных и костяных орудий, остатков керамики, украшений и прочего на Синьковском городище и Каргашинском селище свидетельствует о довольно сложной хозяйственной организации и развитой культуре ремесел обитателей этих мест. Особенно интересны находки, связанные с гончарным промыслом, имевшем необычайное распространение в крае уже в более позднее время.

V-VI столетиями датируются отдельные находки и материалы раскопок славянских могильников на территории края: керамика, украшения, предметы, связанные с ткацким ремеслом.

Эти находки свидетельствуют о высокой культуре ремесла у восточных славян, о развитии охоты и рыболовства, скотоводства и земледелия. На территории Дмитровского края обитали в это время преимущественно кривичи - одна из ветвей восточных славян.

Археологические материалы свидетельствуют о том, что город с его культурой, развитыми ремеслами и торговлей возник не на пустом месте, а явился закономерным преемником опыта, накопленного восточно-славянскими племенами в ранний период их развития. На это указывают археологические находки в окрестностях Дмитрова и ма­териалы раскопок Дмитровского городища в 1933-34 годах под руко­водством Н.П.Милонова.

Дмитровский кремль, в отличие от других русских крепостей, ис­пользующих естественные возвышения, построен у подошвы горы, в заболоченной низине. Раскопками было установлено, что при строи­тельстве жилищ внутри крепости приходилось использовать сваи, на­сыпать у домов песчаные заваленки для защиты от подпочвенных вод. Но эти неудобства искупались соображениями обороны: болото, подступающее с северной стороны к самому валу, служило естественной защитой города. Рукав старой Яхромы также довольно близко подхо­дил к самой крепости. С юга и юго-запада крепость была окружена искусственным рвом шириной от 12 до 30 метров. Вал с этой стороны был выше. Общая протяженность его около 980 метров.

На валу возвышались деревянные укрепления - стены и башни. Места этих укреплений проглядываются на валу в виде углублений на местах бывших башен и проходов на месте ворот - Никольских на западной стороне и Егорьевских на юго-востоке (третий, Пятницкий пролом появился уже в прошлом столетии, когда крепость давно утра­тила свое оборонительное значение).

Раскопки дали ценный материал и для изучения ремесел ранних обитателей Дмитрова. Очень интересен ассортимент изделий из ме­талла: украшения - височные кольца, перстни, браслеты; бытовые предметы - пуговицы, иглы, булавки и прочие. Среди изделий местных кузнецов много различных предметов, связанных с земледелием, ры­боловством, охотой и другими хозяйственными занятиями дмитровцев.

Другая характерная находка - осколки стеклянных браслетов (до 700 штук), которые относятся уже к типично городскому типу укра­шений. Браслеты эти привозились издалека, по-видимому, с юга. Рас­копки в Москве, давшие большое количество такого же рода браслетов, датируемых Х веком, подтвердили высказываемую ранее (в частно­сти, М.Н.Тихомировым) гипотезу о городском характере поселения на месте современной Москвы, существовавшем задолго до Юрия Долго­рукого. По Дмитрову этого нельзя утверждать наверное до более под­робного изучения материала, а может быть, и новых раскопок, хотя наличие более ранних поселений в районе современного Дмитрова и сейчас не вызывает сомнения.

Наиболее древнее известные нам стоянки, относящиеся к эпохе неолита, располагались по берегам больших рек и озер. Так, уже давно археологам известна стоянка Николо-Перевоз на реке Дубне, полтора десятка стоянок открыто по берегам озера Круглого, на границе совре­менных Дмитровского и Мытищинского районов. Эти стоянки отно­сятся к так называемой "льяловской культуре" ямочно-гребенчатой керамики.

Но такая уж наука археология: чем ближе она к нашему времени, тем более уходит в глубь веков. На пашне неподалеку от деревни Давыдково попался очень выразительный кремневый нако­нечник копья. Удалось обнаружить и другую "подъ­емку" (как называют археологи находки на поверхности земли). А уже на следующий год проведенные здесь под руководством В.В.Сидо­рова раскопки дали богатейший материал, который позволил идентифицировать Давыдковскую стоянку как наиболее раннюю из известных на территории края. Не исключена возможность новых открытий, которые существенно "удревнят" время заселения Дмитрова и его окрестностей.

По видимому, уже в XII веке вокруг крепости возник посад, жители которого занимались огородничеством, ловлей рыбы, охотой, ремеслами. Здесь же, рядом с крепостными воротами, располагался рынок - центр обмена между городом и окрестными селениями. Таким образом, уже в начальный период своего существования, еще до превращения в самостоятельный удел, Дмитров обновится центром жизни края.

Обратимся к политической и военной истории Дмитрова в начальный период его существования.

Основание Дмитрова Юрием Долгоруким было закономерным про­должением начатой ранее политики укрепления Ростово-Суздальской земли: в 1132 году основывается город Коснятин (от имени Константин) у впадения Нерли в Волгу, двумя десятилетиями позднее - Кострома, Переславль-Залесский - в 1152 году, через два года - в 1154 году - Дмитров, а еще через два года Андреем Боголюбским закладывается Московский кремль как укрепленный центр уже существовавшего поселения. Начальная история Дмитрова полна грозовыми событиями, в которой городу отводится чаще всего роль страдающей стороны.

В 1181 году черниговский князь Святослав Всеволодович, в союзе с «Огородцами и половцами, выступил против владимирского князя Всеволода. Встреча их произошла на реке Веле. "...И стояше меж себя две недели. Дружина же Всеволода хотяху крепко битися, ехати на Святослава, - повествует летопись. - Всеволод же благосердный, не може пролити крови, не еха на ны (т.е. на них). Он же (Святослав) убояся разводья, пожга Дмитров, возвратися опять в Русь, а Всеволод возвратися вспять".

О могуществе Всеволода красочно повествует "Слово о полку Игореве": "Великий князь Всеволод! - обращается к нему в своем "золотом вдове" киевский князь Владимир. - Не помыслишь ли ты прилететь из своего далека, чтобы поблюсти отеческий золотой престол? Ведь ты можешь веслами Волгу раскрепить, а шлемами вычерпать Дон". При Всеволоде III Владимирское княжество становится одним из самых влиятельных на Руси, и с ним вынуждены считаться не только другие веские княжества и Новгород, но и зарубежные государства. Сыновья Всеволода III "Большое гнездо ", разделившие после смерти отца его наследство, вели длительную междоусобную борьбу. В 1213 году Дмитров, принадлежавший князю переславскому Ярославу Всеволодовичу, подвергся нападению его брата - Владимира. Дмитровцы совали посады, затворились в крепости и отбили все приступы. Владимир, испуганный вестью о приближении Ярослава со своей дружиной, отступил к Москве, оставив в прикрытие часть своей дружины. Отряд был уничтожен дмитровцами, организовавшими преследование ярославской дружины.

Междоусобицы князей тяжелым бременем легли на плечи простых людей - горожан и поселян. Но все ужасы померкли перед нашествием иного врага - татаро-монгольских орд. Вместе с другими городами русской земли Дмитров подвергся жестокому разорению в 1238 году. Вот свидетельство летописи:

"Татары разсыпашася по всей земли той к Ростову и к Ярославлю »на Городець по Волге, все грады поплениша и до Галичья Мерьского,а инии к Юрьеву, и к Переславлю, и к Дмитрову и тех взяша; а инии Тверь взяша, в ней же сына Ярослава убиша и все грады поимаше по Ростовской земли и Суздальской во един месяц февраль 14. И несть же места до Торжку по всей земли той, идеже не быша".

В начале XIV столетия Дмитров упоминается в связи с событием, свидетельствующим о его роли как стратегического укрепленного пун­кта, который занимал центральное местоположение среди городов Владимиро-Суздальской земли. Под 1301 годом летопись сообщает:

"Того же лета бысть съезд всем князем в Дмитрове о княженьях и бысть молва велия. Князь великий же Андрей Александрович володи-мирский, князь же Михаиле Ярославич тверской, князь великий Данило Александрович московский, князь Иван Дмитриевич, внук Александров переславский и поделишися".

Съезд четырех князей проходил на территории тогдашнего княже­ства переславского, в который Дмитров входил еще с начала XIII столетия. Внук Александра Невского, князь Переславский и Дмитровский Иван принимал у себя могущественных соседей - князей Влади­мирского, Московского и Тверского. Эта мирная конференция "за круглым столом" не прекратила междоусобиц, а для Дмитрова сохра­нилась как воспоминание о его былом значении в символике герба, утвержденного в XVIII веке:

"Герб города Дмитрова представляет в верхней части щита герб Московский, а в нижней четыре княжеских короны в горностаевом поле, в память бывшего в оном городе знаменитого четырех Россий­ских князей съезде".

Середина XIV столетия - известный рубеж в жизни Руси. В это время начинается процесс собирания русских земель вокруг единого центра, в роли которого выступила Москва. В княжение Дмитрия Ивановича, впоследствии прозванного Донским, Дмитров входит в состав Московского княжества. Вместе с москвичами героически сра­жались дмитровцы на Куликовом поле, вместе с Москвой и другими городами пережил Дмитров новое нашествие татар в 1382 году.

Еще раньше, в 1372 году, Дмитров подвергся нападению со стороны тверичей, соперников Москвы. "Михаиле, - сообщает летопись, - с своей ратью единой Тверской пришед, взя город Дмитров, и посад и села пожже, а бояр и людей множестве с женами и с детьми среде в Тверь".

И, наконец, последнее нашествие татар под водительством хана Едигея в 1408 году, во время которого Дмитров еще раз подвергся разорению. Но эти последние усооицы и нашествия уже не могла помешать общему процессу объединения Руси, усилению политичен ского и военного могущества Москвы, а вместе с ней и подъему Дмит­рова.

Во второй половине XIV столетия происходит интенсивное заселе­ние края, в котором большую роль играли переселенцы с юга. В меж­дуречье Оки и Волги возникают новые города и селения, усиливается экономическое и политическое значение уже существующих городов. В это же время возникают и многие монастыри, превратившиеся в течение XV и XVI столетий, как, например, Троице-Сергиев мона­стырь, в важные укрепленные и торговые центры, обладающие значи­тельными земельными владениями. Троице-Сергиев монастырь, основанный в середине XIV столетия, становится вскоре своеобразным рассадником "дочерних" монастырей.

Как свидетельствует предание, один из учеников основателя Тро­ицы - Сергия Радонежского - Мефодий поселился в глухом лесу на берету Яхромы. Постепенно вокруг него собирается все больше и боль­ше любителей уединения и благочестия, и, по совету своего наставни­ка Мефодий основывает новый монастырь. В его истории рассказывается: "Преподобный Мефодий, приняв совет и благословдевие своего наставника, начал сам трудиться в построении церкви и кедий, пеш ноша деревья через речку, которая и получила от сего название Пешноши, а по ней и монастырь наименован Пешношским. цщеаяаевским же называется он от соборной церкви, сооруженной во имя святителя и чудотворца Николая". Объяснение названия реки Пешноши - типичная топонимическая легенда, но сама история основания монастыря настолько типична, что не вызывает сомнений.

Примерно в одно время с Николо-Пешношским или немного позд­нее на берегу реки Сестры возникает Богородице-Рождественский монастырь на Медведевой пустыни.

Удельные князья, на территории которых находились монастыри, всячески поддерживали их - жаловали земельные владения, предо­ставляли льготы в торговле и т.п. Для монастырей Дмитровского края одним из первых таких благодетелей был князь Петр Дмитриевич, получивший во владение Дмитровский удел по завещанию своего отца - Дмитрия Донского.

В описании удела Петра Дмитриевича, данном во втором завеща­нии Дмитрия Ивановича, можно найти довольно четкие границы зе­мель, расположенных вокруг Дмитрова и связанных с ним как центром удельного княжества.

Вхождение Дмитрова в состав Московского княжества, укрепление политических и хозяйственных связей с Москвой и другими городами и, в то же время, известная его самостоятельность как удельного цен­тра вызвали экономический подъем города и края. Дмитров, располо­женный на удобном речном пути ("водяном ходе") по Яхроме, Сестре, Дубне в Волгу, становится в концу XV - началу XVI столетий одним из центров внутреннего и международного обмена. Наибольшего рас­цвета Дмитров достигает в княжение Юрия Ивановича, сына Ивана 111,8 первой трети XVI столетия.

«Речной путь, шедший из Дмитрова, затем разветвлялся: одна ветвь вела на север, другая на запад. Северный путь по Волге и Шексне связывал Дмитров с Белым Озером, где находился Кирилло-Белозерский Монастырь, один из важных торговых центров на севере Руси. По этому пути доставлялись в Дмитров соль, рыба и другие товары. В 1553 году этой дорогой ездил на богомолье в Кирило-Белозерск Иван Гроз­ный. Западный путь шел через Тверь к Новгороду Великому, а далее на север, к Ладоге и Орешку.

Третий путь вниз по Волге вел к Нижнему Новгороду, а далее на юг до самого Каспия.Кроме того, получили некоторое значение и другие пути, водные и сухопутные. Для Дмитрова наибольшее значение имела дорога на Москву. В это время Дмитров становится своего рода северным портом Москвы, перевалочным пунктом, где товары перегружались с воды на сушу. Среди товаров, привозимых в Москву через Дмитров, кроме соли и рыбы, имели значение железная руда и упоминаемые в таможенных грамотах Дмитрова икра, мед и другие товары. Главным товаром, отправляв­шимся через Дмитров на север, был хлеб.

Оживление торговли в крае подняло значение и других пунктов, связанных так или иначе с главными торговыми путями. Крупнейшим торговцем становится Троице-Сергиев монастырь. Принимали участие в торговле и другие монастыри Дмитровского края - Николо-Пешношский и Медведева пустынь, а также дмитровский Борисоглебский монастырь, возникший, вероятно, в первой половине XV столетия.

Все это время растет торговое значение села Рогачева, расположен­ного у реки Яхромы выше Дмитрова. К Рогачевской пристани подхо­дили довольно крупные суда, а здесь товары перегружались и далее следовали на юг к Дмитрову в лодках, имевших небольшую осадку. Рогачево сохранило роль местного торгового центра и после упадка Дмитрова.

Экономический подъем XV - первой половины XVI столетий ска­зался и на других сторонах жизни края. Именно в это время возводятся в Дмитрове величественные каменные здания Успенского собора в кремле и собора Борисоглебского монастыря. Строятся каменные зда­ния и за пределами Дмитрова - Никольский собор в Пешношском монастыре, Богородице-Рождественский собор в Медведевой пустыни.

Но этот расцвет Дмитрова оказался временным, и уже в середине XVI столетия появились признаки упадка. После ликвидации удела упала роль Дмитрова как административного центра. Переместились и основные направления торговых путей: приобрел большое значение путь к Белому морю через Ярославль и Вологду. Крупным торговым центром становится Архангельск, через который осуществляется связь с Западной Европой. Дмитровская торговля все больше приобре­тает местный характер.

В период польско-литовской интервенции Дмитров на короткое время оказался в центре военных событий. После неудавшейся шест­надцатимесячной осады Троице-Сергиевого монастыря, оборона кото­рого - одна из героических страниц отечественной истории, интервенты под предводительством гетмана Сапеги в январе 1610 года отступили по дороге к Дмитрову. Их по пятам преследовало русское войско князя М.Скопина-Шуйского. Сильный отряд интервентов за­хватил Дмитров и подверг его страшному разорению.

"Город Дмитров взяли, - повествует летописец, - и огнем пожгли, а Московскую силу, посадских людей, жен их детей посекли и церкви божий поколебали и одеяние с них пограбили, и с икон оклады сдира­ли, иконы метали и книги пограбили и церкви пожгли".

Мрачную картину запустения являет собой Дмитровский край в первой четверти XVII столетия. По данным "Сотной выписи" города Дмитрова 1624 года, здесь на посаде показано 107 дворов, а людей в них 127 человек; пустых же дворовых мест 99, т.е. почти столько же. По этому же описанию, в городе числилось торговых мест: лавок 45, харчевен 6, три погребушка, да скамьи, да 2 места лавочных, пустых же лавочных мест было около 200.

На территории бывшего Дмитровского удела наблюдается подо­бная же картина: резкое уменьшение числа дворов и населения в селах и деревнях, а зачастую и исчезновение целых селений, упоминаемых в документах XVI столетия.

Восстановление края происходило постепенно на протяжении XVII столетия. К концу века наблюдается довольно значительный рост на­селения, оживление торговли и ремесел, как в самом Дмитрове, так и в других местах края. Проследим его на примере Дмитрова. Переписные книги 1646 года показывают такую картину: в Дмитрове в середи­не XVIII столетия было уже 242 двора с общим населением около 1300 человек (по подсчетам М.Н.Тихомирова), хотя это намного меньше того, что было в городе в период его наибольшего расцвета, и почти полное отсутствие пустых дворов.

В этих же переписных книгах встречается упоминание об одном событии, характерном, по-видимому, для Дмитрова в этот период - об оттоке населения в Москву и другие места: у жителя Сторожевской лободы Тимошки Биричева сын Гришка "бежал", о другом посадском человеке говорится, что он "збрел з бедности", его сосед Аноха Мошмяков » "сам сшел к Москве". При описании Васильевской слободы упоминаются два человека, ушедшие из Дмитрова. "Живет в Москве в наймах", - говорит о них переписная книга.

Переписная книга 1705 года так определяет занятие большого чис­ла Дмитровцев: "кормится черной работою огородной". Как мы видим, традиционное занятие жителей Дмитрова, огородничество, к началу XVIII столетия играло важную роль в хозяйственной жизни города. В последней трети XVII столетия некоторое значение в хозяйстве Дмитрова приобрели рыбные пруды, в которых содержалась живая рыба (для нужд царского двора). Рыба привозилась в особых «прорезанных стругах с севера по старому водному пути с Волги» и ее притоков Шексны. В Дмитрове существовал специальный "государев высший двор", ведавший учетом и поставкой рыбы для царского обеда. Кроме того, в дворцовом ведомстве состояла Конюшенная слобо­да. Специальные выборные люди от этой слободы заведовали государевыми лугами по реке Яхроме, с которых поставлялось сено на нужды двора.

Город управлялся воеводами, а некоторое время в 30-40-х годах XVII века - губными старостами. Посадские люди избирали из своей среды земского старосту и его помощников.

Дмитровцы страдали от притеснений приказных людей и откупщиков. Как видно из жалобы старосты и посадских людей города Дмитрова 1697 года, приезжающие из Москвы различных чинов приказные «Мхи по приказу воеводы ставятся на постой посадским людям, подцы у них емлют и корм себе и лошадям берут, сено и овес безденежно...". Ранее, в 1632 году, посадские люди жаловались на откупщиков, что "от великого их насильства" они "в конец погибли".

В лучшем положении, по-видимому, находились Конюшенная слойка. Жители ее были свободны от многих повинностей, которые приходилось выполнять посадским людям. В одном документе 1704 года об Обитателях Конюшенной слободы говорится, что они "в Дмитрове и в посаде торгуют и промышляют всякими торгами и промыслами и, дела в Дмитрове свои имеют".

Значительную роль в землевладении Дмитровского края в этот период играли монастыри. Самым богатым землевладельцем в северном Подмосковье в это время был Троице-Сергиевский монатырь. Авторитет монастыря, особенно после событий смутного времени и интервенции, настолько вырос, что он находился под особым покровительством монархов, которые использовали его иногда и как место защиты (Петр 1, например, дважды укрывался в монастыре во время стрелецких бунтов в 1682 и 1689 годах), и как место важных государственных переговоров (так, мирный договор 1618 года был заключен в окрестностях Троице-Сергиева монастыря - в селе Деули). Увеличение монастырских владений продолжалось вплоть до второй половины XVII века. К концу столетия в монастырских и архи­ерейских вотчинах Дмитровского уезда числилось 2710 крестьянских дворов. Из этого числа дворов 1103 находились во владении одного только Троице-Сергиева монастыря. Кроме Троицы, имели свои владения в уезде и другие монастыри: Кирилло-Белозерский, Троице-Калязинский, Новодевичий и др. Новгородскому архиерейскому до­му принадлежало село Ильинское, а патриарху - Игнатово.

Среди местных монастырей выделялся своим богатством Николо-Пешношский. Он довольно быстро оправился после разорения периода "смуты" и заново отстроился: к XVII столетию относится строительст­во новой каменной Богоявленской церкви, каменных стен и башен, окружающих монастырь. В уезде Николо-Пешношскому монастырю, по данным середины XVIII столетия, принадлежало 13.189 десятин земли и 2.327 "душ" крестьян.

Расслоение, существовавшее в монастырской вотчине - как внутри монастыря и в подмонастырской слободе между меньшой братией и высшим духовенством, так и вовне, между монахами и крестьянами -приводило не раз к столкновениям. Вторая половина XVII века - время упорных восстаний приписных крестьян против монастыря. Об одном из таких восстаний монахи Пешношского монастыря писали в своем прошении царю Алексею Михайловичу: "...В прошлом, государь, 173 (т.е. 1665) году все крестьянешки и служка Левка Винидиктов с товарищи приходили на монастырь бунтом, и крепости всякие погра­били и казначея старца Нафонаила смертным боем били и на чепь сажали".

Известную роль в XVII столетии в Дмитровском уезде играет и поместное землевладение, получившее развитие позднее, особенно с середины XVIII века.

XVIII столетие, и особенно вторая его половина - время нового экономического подъема Дмитрова, а вместе с ним и края.

В петровскую эпоху Дмитровский край вовлекается в орбиту обще­русских экономических связей. В связи со строительством новой рус­ской столицы - Петербурга - и созданием отечественной промышленности оживляются и транзитные торговые пути, проходя­щие по территории северного Подмосковья. Получил некоторое зна­чение и старый речной путь на север, заметно оживилась торговля в Рогачеве и Дмитрове. Известен целый ряд указов Петра, относящихся непосредственно к Дмитрову и касающихся посылки мастеровых, торговых и работных людей в строящийся Петербург. В это же время начинается крупная "отпускная" торговля хлебом с новой русской столицей.

Но особенно сильно сказались последствия реформ и новых эконо­мических связей уже в царствование Екатерины II в последней трети XVIII столетия. Время Екатерины II, как известно, характеризуется увеличением роли помещичьего землевладения и все усиливающимся закрепощением крестьян. В Дмитровском уезде, по данным генераль­ного межевания, проводившегося в последней трети XVIII столетия, существовали большие помещичьи владения: Нарышкиных и Разу­мовских - 7.641 десятина, Голицыных - 5.294 десятины, Салтыковых - 4.914 десятин целый ряд других.

Положение помещичьих крестьян было несравненно тяжелее госу­дарственных, бывших монастырских. Отчуждение монастырских вла­дений, по указу 1764 года, сыграло положительную роль в улучшении участи бывших монастырских крестьян за счет развития промыслов и торговли. Это привело к обогащению некоторых крестьян, расслоению в деревне. Из крестьян села Рогачево, например, бывшего в свое время во владении Николо-Пешношского монастыря, вышло заметное число торговцев и купцов, которые вели торговые операции в Москве, Петербурге и других городах. Большие перемены произошли в последней трети XVIII столетия и в Дмитрове. По свидетельству Г.Ф.Миллера, в Дмитрове числилось в первой гильдии -2, во второй -34 и в третьей -168 купцов. Дмитровские купцы занимались хлебной и мясной торговлей. Они покупали у местных крестьян в год около 300 тысяч пудов муки (по данным 60-х годов XVIII столетия) и отправляли ее сухим путем в Петербург. Туда отправлялось значительное количество мяса. Кроме того, дмитровцы торговали чесноком, луком, яблоками, которые отвозились на про­дажу в Москву.

Фабричных заведений в городе не было. В уезде Миллер отмечает суконные фабрики - полковника Ивана Михайловича Самарина в деревне Жохниво и подпоручика Матвея Зиновьева в селе Спасском, флеровую фабрику, принадлежащую секунд-майору Льву Ильичу Тлярову, с 15 станами. Самым большим предприятием в Дмитровском уделе был фарфоровый завод основанный в 1766 году англичанином Иранцем Гарднером в сельце Вербилки. В описании завода и процесса производства Миллер указывает на высокое качество гарднеровского фарфора: "оный может равняться добротою со всяким иностранным". Во время своей поездки в Дмитровский уезд Г.Ф.Миллер посетил и Рогачево. В своем описании он подчеркивает торговый характер села: "Жители большей частью зажиточные люди". Всего в селе насчитывалось 123 двора, а в них мужчин 311, женщин 446.

Не менее интересные данные о жизни края в последней трети XVIII века находим мы в книге Х.Чеботарева "Историческое и топографи­ческое описание городов Московской губернии с их уездами" 1787 года. Число жителей Дмитрова указано здесь в 2950 человек, из них 216 купцов с объявленным капиталом 126.870 рублей. «В городе име­ясь - фабрик: суконных - 4, мишурных - 3, заводов: солодовенных - 6, кожевенных - 8, сальных – 5 ("фабрики" и "заводы" Дмитрова были, на самом деле, небольшими предприятиями, с числом работников от одного до нескольких человек).

По сведениям "Географического словаря Российского государства" издания 1804 года, в Дмитрове было также 6 харчевен, 45 постоялых дворов и 14 кузниц. Домов насчитывалось 594, в том числе купеческих и мещанских 534, дворянских 2, приказнослужительских 6, священно и церковнослужительских 28, разночинских 23. Казенные строения: присутственные места, дом городничего, соляной "магазейн" (склад) и 5 питейных домов. Интересно и содержащееся здесь описание быта крестьян:

Крестьяне летом ходят в смурых черных домотканного сукна, по-зажиточнее в синих кафтанах и холщевых балахонах; а зимою в овчаных нагольных шубах, сверх коих надевают те же кафтаны, женщины же в иних крашеных, а кои побогаче, в праздничные дни в кумашных и китайчатых сарафанах; на голове употребляют из разных материй кокошники и шитые золотом, шелком и бумагою сороки; подвязываются также и разными платками, обувь имеют немногие кожаную, а то более лапти; строение домов крестьянских состоит из одной изоы, построенной на улицу в двумя волоковыми и одним крас­ным окошком без труб (т.н. черная" изба); а у некоторых есть ибелые, крытые дранью, по большей же части ржаною соломою".

"Гроза" 1812 года коснулась и Дмитровского уезда. В первых числах октября французский отряд из дивизии Дельзона занял Дмитров. Русские войска - арьергард корпуса Винценгероде - находились в это время на петербургской дороге, в Клину, и при первом известии о занятии Дмитрова французами двинулись к городу с целью преградить неприятелю дорогу на Кашин и Тверь. Но французский отряд оставил Дмитров без боя, и русские при вступлении в город застали пустой биваки захватили в плен несколько французов. В этой операции принимал участие герой Отечественной войны будущий декабрист С.Г.Волконский, описавший приведенный эпизод в своих записках о 1812 годе.

Отдельные отряды "великой армии" действовали в других местах нашего края. Крестьяне часто расправлялись с ними своими силами. Интересные эпизоды из Отечественной войны 1812 года рассказаны в воспоминаниях помещицы села Горки Яньковой: "...В деревне у нас неприятель не был, хотя был в Озерецком, в 12 верстах от нас, неболь­шой отряд, и тамошние мужики по-своему с ним расправились: кто вилами, кто дубиной, порядком француза отподчивали, так что он не то что нападать, а думал, как бы подобру, поздорову самому уплестись и бежать в лес; и там добили окончательно".

Партизанские отряды, созданные в других местах уезда, также приняли посильное участие в общем деле освобождения Родины от вражеского нашествия.

 

 

ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: