Боевые действия 64-й отдельной морской




Бригады 20-й армии

(по материалам Дмитровского музея)

На ближних подступах к Москве активное участие в боевых дейст­виях принимали около 25 тысяч моряков (в составе отдельных морских стрелковых бригад, особых отрядов и отдельных батальонов).

В самый разгар сражения за Москву в составе Западного фронта действовали морские стрелковые бригады - 62,64,71,75, 84 и 154-я. Бригады морской пехоты, защищавшие Москву, комплектовались в основном из командиров и краснофлотцев береговой службы, но нема­ло в них и добровольцев с кораблей, из военноморских училищ. Мно­гие из них прибывали из состава Тихоокеанского флота и Амурской флотилии.

Одной из отдельных морских бригад, прибывших на фронт под Москву, была 64-я бригада, состоявшая из 5000 моряков-доброволь­цев Тихоокеанского флота. Вначале командиром бригады был капитан 2-го ранга Сандалов - волевой, смелый офицер-подводник. Но ему не хватало опыта для командования целым соединением в боях на суше. Поэтому Военный совет Западного фронта назначил командиром бри­гады общевойскового офицера - полковника И.М.Чистякова, ранее командовавшего стрелковым корпусом одной из армий Приморского округа.

64-я бригада вступила в бой сразу же после прибытия на фронт. Не успев выгрузиться из вагонов, она получила задачу на уничтожение парашютного десанта противника, высаженного в нашем тылу у Дмит­ровского шоссе в районе населенных пунктов Деденево и Кузяево. Фашисты намеревались в районе Деденева захватить мост через канал и тем самым обеспечить беспрепятственное продвижение своих танко­вых частей на противоположный берег канала. Переправиться в дру­гом месте гитлеровцы не могли, так как канал имел крутые берега и ширину 80-90 метров при глубине 5-6 метров. Кроме того, наши саперы подрывали лед на канале против участков сосредоточения войск противника.

Но замысел противника был сорван успешными действиями брига­ды. Пройдя около 15 километров по глубокому снегу, моряки внезапно атаковали десантников врага и в ожесточенном бою уничтожили их. В плен было взять до 20 гитлеровцев и боевые трофеи: радиостанция, пулеметы, автоматы и большое количество стрелковых боеприпасов.

В ночь на 4 декабря 1941 года бригада получила задачу во взаимо­действии с 24-й танковой бригадой уничтожить противника в селе Белый Раст и овладеть районом Никольское - Белый Раст - Зарамушки, прочно обеспечивая правый фланг армии. Командиру бригады для выполнения этой задачи и развития наступления на Солнечногорск и Волоколамск было приказано создать и лично возглавить лыжный отряд, вооруженный винтовками, гранатами, ПТР и минометами. Лыжникам предстояло обходным маневром через лесной массив выйти к селу Белый Раст, внезапным ударом освободить его, а затем насту­пать в направлении Солнечногорска. Созданный лыжный отряд на­считывал в своем составе 500 человек, из которых, правда, хорошо ходить на лыжах могли только 150 человек.

Белый Раст, расположенный на вершине холма и занимавший клю­чевую позицию на этом участке местности, был превращен в мощный опорный пункт. В нем было сосредоточено более полка 32-й пехотной дивизии противника, танки, артиллерия и минометы. Наступление на Белый Раст началось рано утром 4 декабря. Удар противнику был нанесен с двух сторон. Передовая группа лыжного отряда бригады в составе 1-й роты 1-го батальона под командованием старшего лейтенанта М.А.Токарева и комиссара батальона старшего ролитрука И.Ф.Миронова, совершив искусный обходной маневр через лесную чащу, нанесла удар с тыла. С фронта противника атаковала танковая рота (10 танков) под командованием старшего лейтенанта Я.Г.Шевченко с десантом моряков (рота моряков-автоматчиков под Командованием батальонного комиссара Лихоманова).

Внезапной атакой моряки сбили боевое охранение противника и ворвались в село. Пока танкисты уничтожали вражеские орудия, сто­явшие около церкви, и вели огневой бой с танками, моряки гранатами и огнем из винтовок и автоматов уничтожали ошеломленных неожи­данной атакой гитлеровцев. В этом бою только танковая рота с десан­том уничтожили 11 танков, 5 бронемашин, 6 орудий, 5 мотоциклов, 7 автоцистерн и до роты пехоты противника. Однако силы были нерав­ные. Основная часть лыжного отряда, наносившему удар по противнику с тыла, задержалась и своевременно не поддержала атаку. Это позволило гитлеровцам организовать и провести контратаку силами двух батальонов с танками. Под ударом значительно превосходящих сил противника моряки были вынуждены оставить село и отойти на исходные позиции.

Не удалось овладеть Белым Растом и подошедшим основным силам лыжного отряда. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало удер­жать этот опорный пункт, прикрывающий Рогачевское шоссе, по ко­торому они подвозили боеприпасы и продовольствие.

Упорные бои за Белый Раст продолжались трое суток. После неу­дачной попытки с ходу овладеть сильным опорным пунктом противни­ка командование бригады перешло к проведению частых внезапных атак и вылазок, изнуряющих противника. Моряки при этом проявили массовый героизм, настойчивость и боевую инициативу.

Характерным примером мужества и героизма моряков бригады яв­ляются действия артиллерийского дивизиона под командованием ка­питана Демина и младшего политрука Дуклера. 5 декабря Демин получил приказ командира бригады выдвинуть ночью часть артилле­рии дивизиона в район Белого Раста, чтобы нанести внезапный огне­вой удар по выявленной разведчиками боевой технике и живой силе противника. Противотанковая батарея из леса севернее Белого Раста внезапно выдвинулась на огневые позиции в лощине у самой окраины села и открыла всеми четырьмя орудиями беглый огонь по месту, где были обнаружены вражеские танки и автомашины.

Выполнив задачу, батарея двинулась в обратный путь. Противник открыл ожесточенный огонь по тяжелым машинам с пушками на бук­сире. Орудие сержанта Литвинова, с которым находился младший политрук Дуклер, прикрывало отход, продолжая вести огонь. Увле­ченные стрельбой, моряки-артиллеристы не заметили, как враг обо­шел их позицию со всех сторон. В окружении оказались 23 человека. Оценив обстановку, моряки решили занять крайний дом села и там обороняться до подхода подкрепления. С рассветом гитлеровцы начали наступление на дом, где обороня­лась группа храбрецов. Целый день продолжался тяжелый неравный бой. Несмотря на многочисленные атаки, гитлеровцы не смогли до­биться успеха и сломить сопротивление моряков. Понеся большие потери и утратив всякую надежду взять советских моряков в плен, фашисты решили сжечь их заживо. Они подожгли соседние дома, откуда дул небольшой ветер. Вскоре загорелся и дом, в котором оборо­нялись отважные воины. От нестерпимой жары и дыма становилось трудно дышать. Дым ел глаза, мешал наблюдать за противником. Моряки напрягали все силы, чтобы продержаться до вечера. Было решено под покровом темноты по 2-3 человека скрытно отойти к своим. Снаряды, патроны, гранаты - все было на исходе. Почти все моряки получили ранение, некоторые по два и по три, но продолжали стойко держаться.

С наступлением темноты моряки стали ползком отходить к ложби­не. Их отход прикрывали огнем те, кто уже не мог двигаться и остался, чтобы геройски погибнуть. Они решили последними гранатами взор­вать фашистов и себя, если гитлеровцы ворвутся в дом. Из 23 отважных воинов вернулись в бригаду шестеро героев.

Обескровив и измотав противника в частых и тяжелых стычках, бригада снова в ночь на 7 декабря повела решительное наступление на Белый Раст. Атака началась неожиданно и так стремительно, что противник не успел оказать сколько-нибудь организованного сопро­тивления. Отступая, враг оставил много исправной военной техники, а штабной автобус и два бронированных тягача были брошены с рабо­тающими моторами.

Продолжая наступать, моряки освободили село Никольское в 2 километрах северо-западнее Белого Раста.

68 моряков отдали жизни в бою за освобождение Белого Раста. Еще шли сражения на фронтах Великой Отечественной войны, а в 40 километрах севернее Москвы, в селе Белый Раст, на месте боев 64-й морской стрелковой бригады силами самих военных моряков был воз­двигнут памятник. 1 ноября 1942 года при открытии этого первого на подмосковной земле памятника советским военным морякам состоял­ся многолюдный митинг, на котором выступил и участник боев за Белый Раст А.Л.Дуклер. После войны этот памятник был реставриро­ван. На пьедестале, перед которым лежит привезенный с Тихого оке­ана корабельный якорь, изваян советский воин-победитель с боевым знаменем. На памятнике надпись: «Героическим морякам, павшим смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками при защите Москвы. Декабрь 1941 г." На могиле моряков всегда живые цветы. Особенно много их в день освобождения села от фашистских захватчиков. Ежегодно возлагают венки и отличники боевой подго­товки, делегаты от моряков-тихоокеанцев.

А в одном из залов Центрального военно-морского музея в Ленин­граде стоит 76-миллиметровая пушка. Она доставлена сюда из Белого Раста. На пушке выбит №115, рядом надпись: "С этим орудием воевал зимой 1941 года под Москвой отряд моряков под командованием младшего политрука А.Л.Дуклера". Да, это та самая пушка, из кото­рой корабельный командор комсомолец Литвинов, впоследствии ин­женер одного из уральских заводов, вел огонь до последнего снаряда, когда 23 отважных моряка были окружены гитлеровцами.

Как в тяжелый период упорной обороны, так и в ходе решительного наступления моряки покрыли себя неувядаемой славой. Их дерзкие и умелые действия наводили ужас на фашистских солдат и офицеров. Один пленный офицер заявил на допросе: "О, эти ваши черные люди... Я прошел много стран Европы, и всюду меня ожидала только победа. Этот ваш особый народ положил на меня и моих воинов вечное пятно позора". Бригады военных моряков освободили 250 населенных пунктов Московской области, приняли самоё активное участие в разгроме наиболее опытных вражеских группировок, рвавшихся к Москве. Мар­шал Советского Союза Г.К.Жуков писал, что моряки "под Москвой окрыли себя боевой славой и в значительной степени содействовали 5щему успеху советских войск".

 

ДМИТРОВ ПРАВОСЛАВНЫЙ

Дмитров, как и многие древние города России, имеет богатые ду­ховные традиции. Наиболее распространено в районе православное вероисповедание. Издревле дмитровцы строили храмы в честь особо значимых библейских событий, великих праздников, а также местночтимых святых земли Русской. Часто храмы возводились на народ­ные деньги или пожертвования состоятельных прихожан. Одним из старейших храмов в районе является Успенский собор в

Дмитровском кремле, построенный в первой половине XVI века в княжение Юрия Ивановича и претерпевший позднее некоторые пере­стройки. С самого начала он был замыслен как главный храм удельно­го Дмитровского княжества, и потому он так выделяется среди других церквей города величавым благолепием. И когда в 1788 году в Дмит­рове была учреждена архиерейская кафедра. Успенский собор стал кафедральным храмом, наметим попутно, что далеко не каждый город в Подмосковье удостоен чести иметь свою кафедру.

По установившейся церковной традиции, Дмитровским епископом является ректор Московских духовных академии и семинарии, распо­ложенных в Троице-Сергиевой Лавре. В разное время Дмитровскую кафедру занимали выдающиеся церковные деятели

Дмитров является также и центром церковного округа (благочи­ния), включающего в себя Дмитровский и Талдомский районы и город Дубну. В районе в настоящее время действует 22 общины Рус­ской Православной Церкви. Верующим принадлежат 21 храм и 2 мо­настыря (Борисо-Глебский в г.Дмитрове и Спасо-Влахернский в Деденеве). В этих храмах регулярно, а в некоторых ежедневно совер­шаются богослужения.

Особо почитаемым в Дмитрове является святой великомученик Димитрий Солунский Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (совре­менный греческий город Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество усиливало гонения на последователей новой веры. Отец и мать святого Димитрия были тайны ми христианами, поэтому мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, Димитрий уже достиг совершен­нолетия, и император Валерий Максимиан, убедившись в его образо­ванности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от вар­варов и истреблении христианства. Воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Христа". Приняв же назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Про него говорили, что он стал для фессалоник "вторым апостолом Павлом", который основал когда-то в этом городе первую общину верующих; Димитрию предназначено было последо­вать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин и многих римских подданных, увлеченным его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвраща­ясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христиа­нами. Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними -будем искать себе богатства небесного".

Когда император вошел в город, Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, а сам предался мрачным гладиаторским зре­лищам, любуясь, как его любимый силач сбрасывал побежденных им в борьбе христиан с помоста на копья воинов. Отважный юноша из солунских христиан, по имени Нестор, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел свирепого гер­манца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал до того христиан. Разгневанный император приказал тут же казнить Нестора и осудил на смерть благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную тем­ницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшенного на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. Позднее над могилой святого Димитрия была воздвигнута цер­ковь.

Сто лет спустя, при строительстве нового храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовон­ного мирра, в связи с чем великомученик Димитрий получает церков­ное наименование Мирроточивого. Несколько раз почитатели чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таин­ственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фесссалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходивше­го стены и внушавшего ужас. Может быть, потому имя святого Димит­рия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после принятия ими христианства. Да и сами греки считали Димитрия, по преимуществу, славянским святым.

С именем Димитрия Солунского связаны первые же страницы рус­ской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константино­полем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством свято­го великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских были­нах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Рус­ской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов XI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий мона­стырь, сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Кре­щении Димитрием. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах князь Владимирский Всеволод III Большое Гнез­до, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе сво­ем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т.е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димит­рия Солунского из иконостаса этого собора написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти свя­того Преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Алек­сандра Невского. Святой Александр назвал в честь великомученика старшего сына. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иване Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Свя­той изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали и молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

Почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины, святого великого князя Мос­ковского Димитрия Донского, который, как гласило "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", "страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, вста­ющих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил ". Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской бит­вы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Ди­митрия Солунского. В Московском Успенском соборе был устроен при­дел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминове­ния Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским в присутствии самого святого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликов­ской битвы.

В Дмитревском раойне почитается и Преподобный Мефодий, игу­мен Пешношский, основатель Пешношского монастыря. В юности он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению Преподобного Сер­гия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий также посетил его и дал совет построить обитель и храм. Пре­подобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, "пеш" нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша. С 1391 года Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся для молитвы за две версты от монастыря, сюда же для духовных бесед к нему приходил Преподоб­ный Сергий, почему эта местность и получила название "Беседы".

Преподобный Мефодий был погребен в 1392 году в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Йешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII века.

Одной из наиболее известных дмитровских святынь является Жи­вотворящий Крест Господень, о явлении которого из письменных ис­точников можно узнать следующее.

В лето 1291 г., во княжение Димитрия Александровича, сына свя­того Александра Невского, в пятницу перед Троицею, слепая отроду девица, купаясь в реке Яхроме, внезапно прозрела. Пораженная днев­ным светом и внезапно совершившимся над нею чудом, она закричала. На крик собрался народ и монахи из бывшего Никитского монастыря, находившегося поблизости. Невдалеке от места свершившегося чуда собравшиеся увидели Животворящий Крест Господень, который плыл против течения реки Яхромы. Крест этот был взят в Никитский монастырь, а спустя некоторое время, по просьбам духовенства и людей Дмитревского уезда, был перенесен в Успенский собор.

До 1824 года подробных сведений о Животворящем Кресте не име­ется. В тот год в Дмитров привезена была купеческая жена Параскева Алексеевна Бабкина, долгое время бывшая одержимой злым духом. В соборе пред Животворящим крестом она исцелилась. Передаются и другие предания о его чудесных свойствах. Так, в 1834 году 19 августа в городе был страшный пожар. Из-за сильного ветра огонь угрожал истребить все лавки в городских рядах. И когда неоткуда было уже ждать помощи, некоторые горожане пошли в собор и вынесли Крест на городской вал - ветер, с еще большей силою, подул в противоположном направлении, и пожар вскоре потух. Во времена опустошительных эпидемий 1830-31-47-48-70-71 годов в летнее время Животворящий Крест Господень обносился по всему уезда, во всех приходских храмах и просто больших селениях служили молебны, и многие получали облегчение и исцеление.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: