РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА




1. Сущность распределительной логистики

Распределительная (сбытовая) логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса физического продвиже­ния продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса, а также служит неотъемлемой частью общей логистической системы, обеспечивая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь распределения системы: мар­кетинг, транспортировку, складирование и др. Главное направ­ление — рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов.

Распределительная логистика отвечает за оптимизацию про­цесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями. Важнейшие функции распределительной логистики заключаются:

• в планировании, организации и управлении транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

• в управлении товарными запасами;

• в получении заказов на поставку продукции и их эффектив­ной обработке;

• в комплектации, упаковке и выполнении ряда других логи­стических операций по подготовке товарных потоков;

• в организации рациональной отгрузки;

• в управлении доставкой и контроле над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;

• планировании, организации и управлении логистическим сервисом.

Распределительная деятельность требует существенных затрат (издержек) на их выполнение. Основная часть этих затрат свя­зана с выполнением ключевых логистических операций: скла­дированием, переработкой, транспортировкой, экспедировани­ем, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о зака­зах, запасах, поставках и т.д. Эти затраты по своему экономиче­скому содержанию частично совпадают с издержками, возника­ющими в процессе производства, но в большей мере вызваны транспортно-складскими издержками, расходами на упаковку и тару, а также расходами, связанными с завозом товаров и их отправкой потребителям, и другими составляющими издержкам и обращения. Совокупные логистические издержки на локальном уровне определяются (и планируются) исходя из сумм продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации, или в процентах от стоимости чистой продукции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи состоит:

• в подчинении процесса управления материальными и ин­формационными потоками целям и задачам маркетинга;

• в системной взаимосвязи процесса распределения с процес­сами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

• в системной взаимосвязи всех функций внутри самого рас­пределения.

2. Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного про­дукта из сферы внимания поставщика.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:

- по какому каналу довести продукцию до потребителя;

- как упаковать продукцию;

- по какому маршруту отправить;

- нужна ли сеть складов на пути от поставщика к потребителю;

- какой уровень обслуживания обеспечить и др.

На уровне предпри­ятия логистика решает задачи:

• планирования процесса реализации;

• организации получения и обработки заказов;

• организации сети складов;

• выбора вида упаковки, принятия решения о комплектации;

организации выполнения операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

• организации отгрузки продукции;

• организации доставки и контроля транспортирования;

• организации послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики от­носят:

• выбор схемы распределения материального потока;

• определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

• определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.

Для решения задач по оптимизации распределения необхо­димо обеспечить контроль за всеми звеньями системы переме­щения грузов. При выборе оптимальной схемы товародвижения следует учитывать всю цепь прохождения груза до конечного потребителя: минимальные сроки поставки, максимальный уро­вень сервиса, максимальный уровень получения прибыли, ми­нимальные издержки.

Главным показателем успешной деятельности служит полу­ченная прибыль, а основными направлениями деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия, связанные:

• с созданием единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);

• экономическим объединением производства и сбыта;

• выработкой оптимальных схем складирования и пополнения запаса и др.

Для успешного ведения бизнеса предприятие должно решить вопросы: в какой мере затраты, связанные с сокращением вре­мени товародвижения, компенсируются увеличением выручки

3. Логистические каналы и цепи сбыта

Движение материальных потоков можно рассматривать как движение, которое исходит из различных источников — источ­ника сырья, производства или распределительного центра. Во всех случаях конечная цель движения материального потока -поступление непосредственно к потребителю. На всех этапах движения материального потока происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления. Производственное потребление — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств и предметов труда.

Непроизводственное потребление — это текущее использова­ние общественного продукта на личное потребление и потреб­ление в учреждениях и на предприятиях непроизвод­ственной сферы.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом, или иначе — Каналом распределения. Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществ­ляющих доведение материального потока от конкретного про­изводителя до его потребителей.

Упорядочение происходит до тех пор, пока не сде­лан выбор конкретных участников процесса продвижения ма­териального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Приня­тие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, служат выбором канала распределения. Выбор конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. — это выбор логистической цепи. Логистическая цепь— это линейно упорядоченное мно­жество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Каналы распределения имеют различное строение. В логи­стической системе с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких системах такие каналы присутствуют, а возможность выбора логистического канала распределения служит резервом повышения эффективности логистических процессов. |

Рис. Выбор логистического канала распределения

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. Выбор эффективной цепи распределения — выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. |

Производство может выбрать различные каналы распределения.

Товар может попасть напрямую к конечному потребителю.

Первоначальная стоимость товара в данном случае будет наименьшей, так как посредники будут исключены из цепи и стоимость товара возрастет лишь на расходы по доставке товаров.

Широкий ассортимент формирует оптовик, специализирующийся на данном направлении и расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю. Канал распределения через двух оптовиков (в месте производства и в месте потребления) обеспечит наибольший сервис потребителю, но при этом стоимость товара будет наиболее высокой.

4. Структура канала распределения

Под структурой канала понимается количество уровней и кон­кретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

1) от чьего имени работает посредник;

2) за чей счет посредник ведет свои операции.

Возможно выделение пяти типов посредников.

1. Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, ко­торые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар при­обретается ими по договору поставки, и дилер становится соб­ственником продукции.

2. Дистрибьюторы — оптовые и розничные посредники, вы­ступающие от имени производителя, но за свой счет. Произво­дитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей про­дукцией на определенной территории в течение определенного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается только право продажи.

3. Комиссионеры — посредники, которые выступают от своего имени и за счет производителя. Производитель остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потреби­телем. Договор о поставке с покупателем заключается от имени комиссионера. Но при этом риск случайной порчи товара лежит на производителе, перед которым отвечает комиссионер.

4. Агенты — посредники, выступающие в качестве предста­вителя другого лица (принципала). За свои услуги агент полу­чает вознаграждение как по тарифам, так и по договоренности с принципалом.

5. Брокеры — посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающей сделки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: