Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность мира




Структура топливно-энергетического баланса

Научно-техническая революция привела к коренным изменениям в структуре производства и потребления основных видов энергии. Вплоть до начала ХIХ в. основным энергетическим ресурсом на планете была древесина. Затем ее значение начало падать, произошел «энергетический переход» к широкому использованию угля. Однако в ХХ в. в дополнение к углю пришли добыча и потребление иных видов топлива – нефти и природного газа, а также использование ядерной энергии. «Эра нефти» дала толчок интенсивному развитию всех отраслей мировой экономики, что потребовало, в свою очередь, увеличения производства и потребления ископаемого топлива.

Значительный рост потребления нефти и нефтепродуктов был связан, в первую очередь, с бурным развитием автомобильного транспорта и авиации, переходом железнодорожного и морского транспорта на жидкое топливо. Нефтепродукты стали применяться все в более широких масштабах в качестве сырья и топлива в промышленности, а также в бытовом секторе. Но в последние годы все более прочные позиции занимает газовое топливо – как более экологичный и перспективный на ближайшие десятилетия источник энергии земных недр. В структуре топливно-энергетического баланса растет доля атомной и гидроэнергии, а также альтернативных источников энергии (биотопливо и отходы, энергия геотермальная, солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов и т.п.). Серьезное влияние на развитие мировой энергетики, без сомнения, оказал энергетический кризис. Основные запасы нефти сосредоточены в развивающихся странах (и наибольшая их часть – в странах Ближнего и Среднего Востока). Неэквивалентный обмен практиковался в международной торговле между развитыми и развивающимися странами в течение многих лет. В начале 1970-х годов цены на нефть были значительно ниже среднемирового уровня цен на другие энергоносители. В результате – дешевая нефть вышла на первое место, потеснив все другие виды топлива в структуре топливно-энергетического баланса, особенно в экономически развитых странах. На рисунке 1 представлены изменения структуры топливно-энергетического баланса мира 1940-2007 гг.

Рисунок 1 – Изменение структуры топливно-энергетического баланса мира,

1940-2007 гг.,%

Энергетический кризис разразился при резком подъеме цен на нефть на мировом рынке в начале 1970-х и позже, в 1980-х и 2000-х годах. Для ослабления последствий уже первого энергетического кризиса в ведущих капиталистических странах были разработаны национальные энергетические программы, направленные на снижение доли нефти в топливно-энергетическом балансе, на экономию энергии, на снижение материало-и энергоемкости производства, на разработку новых месторождений топливных ресурсов на собственной территории, т.е. на уменьшение зависимости от импорта энергоносителей. В результате в мировом хозяйстве снизилось общее потребление энергии и несколько изменилась структура ТЭБ.

В целом же первый энергетический кризис способствовал постепенному переходу мировой экономики к новому, энергосберегающему типу развития, который оказался к тому времени возможным благодаря развитию науки и техники. В последующие годы важнейшим элементом воздействия НТР в энергетике будет являться рост производства электроэнергии. Все большая часть первичных источников энергии перерабатывается в электроэнергию (более 1/3, а в экономически высокоразвитых странах – до 50%). При этом практически во всех прогнозах предусматриваются опережающие темпы роста производства и потребления электрической энергии по сравнению с таковыми по первичным энергетическим ресурсам. Выработка электроэнергии в мире увеличилась за вторую половину ХХ в. почти в 20 раз. Производство электроэнергии в мире превысило 20 трлн кВт-ч.

 

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность мира

Нефтяная промышленность – одна из важнейших и наиболее быстро развивающихся в настоящее время отраслей промышленности. Основная часть ее продукции используется в качестве топлива, в связи с чем нефтяная промышленность относится к группе отраслей энергетики. Но очень значительная часть добываемой нефти и нефтепродуктов идет в нефтехимиическую переработку в химической промышленности.

Нефть имеет определенные естественные преимущества перед твердым топливом. Ее отличают: большая энергетическая эффективность на единицу объема и веса; свойства текучести, что облегчает механизацию и автоматизацию добычи, транспортировки, погрузки, переработки нефти; а также относительная дешевизна перевозок на наливных судах большой грузоподъемности. Однако главная причина бурного развития нефтяной промышленности состоит в высокой прибыльности этой отрасли. Быстрый рост спроса на нефтепродукты со стороны многих отраслей хозяйства и вооруженных сил, относительно низкие издержки на добычу и перевозку нефти по сравнению с углем, сосредоточение крупнейших запасов в экономически слабо развитых странах с чрезвычайно дешевой рабочей силой – все это превратило нефтяную промышленность в одну из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Прогнозируемые запасы нефти на планете составляют примерно 300 млрд т. Мировые достоверные (доказанные) запасы нефти в начале 2008 г. оценивались примерно в 170 млрд т. Большая часть мировых ресурсов этого вида топлива приходится на развивающиеся страны, в первую очередь на страны Ближнего и Среднего Востока. Только в гигантских месторождениях Аравийского полуострова сосредоточено более половины нефтяных богатств планеты. Структура доказанных запасов нефти представлена на рисунке 2.

Рисунок – Достоверные запасы нефти в мире на начало 2008 г.

Сохраняющийся территориальный разрыв между основными районами добычи и потребления нефти – главная особенность нефтяной промышленности мира. Это приводит к колоссальным масштабам дальних ее перевозок. Перевозки осуществляются по железной дороге, в нефтеналивных судах (танкерах) и по нефтепроводам (включающим в себя трубопровод, насосные станции и хранилища). Хранят нефть в наземных или подземных резервуарах (стальных, железобетонных) емкостью 30-50 тыс. м3. Основная масса экспортируемой нефти и значительная часть нефтепродуктов транспортируется морскими судами – танкерами, доля которых в тоннаже морского торгового флота превышает 40%. Причем развитие нефтяной промышленности оказало существенное влияние как на развитие мирового транспорта, так и на развитие судостроения. Низкая себестоимость морских перевозок нефти из стран Персидского залива обеспечила высокие темпы развития всего мирового хозяйства. За весь послевоенный период произошло семикратное повышение потребления нефти. При добыче, превышающей 3,6 млрд т, на мировой рынок энергоресурсов в настоящее время поступает около 1,6 млрд т сырой нефти в год. Важнейшей международной организацией, контролирующей мировую торговлю нефтью, является ОПЕК, однако страны-потребители нефти влияют на условия торговли нефтью с не меньшей эффективностью, чем страны-производители. Перед Второй мировой войной основной внешнеторговый поток нефти и нефтепродуктов направлялся из Америки (в основном из США и Венесуэлы, являвшихся крупнейшими мировыми экспортерами) в Западную Европу. Но затем география нефтяного экспорта существенно изменилась. Так, уже в конце 1980-х годов доля США, Канады и стран Латинской Америки в мировом экспорте нефти (исключая внутрирегиональную торговлю) не превышала 15%.

С 1970-х годов основную роль в мировой торговле нефтью играют страны Ближнего и Среднего Востока. Также росли торговые потоки из стран Северной и Западной Африки (Алжира, Ливии, Нигерии) и Индонезии в Азии. Крупным экспортером нефти являлся СССР. И в начале ХХI в. главные мировые грузопотоки нефти по-прежнему начинаются от крупнейших нефтяных портов стран Персидского залива и направляются к портам в Западной Европе, Японии и США. Другие важные грузопотоки идут из стран Латинской Америки и Северной Африки к США и Западной Европе. В Европу самые крупные танкеры следуют дальним путем – вокруг Африки, а танкеры меньшей грузоподъемности – через Суэцкий канал. В связи с ростом переработки нефти в развивающихся странах в целом снизилась доля сырой нефти, идущей на экспорт (с 60% в середине 1970-х гг. до 45% в 1990-е гг.). Но с 1997 г. по 2007 г. доля добываемой нефти, идущей в каналы международной торговли, вновь повысилась с 56,6% до 67,2% (до 2,7 млрд т, в т.ч. международные поставки нефти достигли 2,0 млрд т, а нефтепродуктов – 0,7 млрд т в 2007 г.). При этом доля стран бывш. СССР в мировом экспорте нефти и нефтепродуктов составила 15%.

Во внешней торговле нефтепродуктами значительно более важную роль (чем в торговле сырой нефтью) играет торговля между странами внутри крупных регионов (между США, Канадой и Мексикой; между странами Западной и Восточной Европы). Мировое хозяйство пронизано сетью нефтепроводов. Они проложены не только по территории многих стран мира, но и по дну морей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: