Роль труда в формировании сознания




Проблема сознания в философии

Первые философские взгляды на происхождение сознания возникли еще в древнеиндийской и древнекитайской философии. Эти взгляды положили начало космологическому подходу к проблеме сознания. По мнению древнеиндийских течений локаята (чарвака) и вайшешика сознание есть свойство живого материального тела, состоящего из воздуха, огня, земли и воды. Этих же представлений придерживались философы античности. Материальным носителем сознания является субстанция бытия: природные стихии или атомы. Подобных взглядов на источник человеческого сознания придерживались философы-сенсуалисты эпохи Нового времени: Ф. Бэкон, Д. Локк и др.

На границе космологических и естественнонаучных взглядов на происхождение сознания находится учение Л. Фейербаха. «Человек вышел из природы как бабочка из кокона». То есть сознание есть врожденное свойство человека.

Современное естествознание, основоположником которого является Ф. Энгельс, утверждает, что человеческое сознание произошло благодаря трудовой деятельности

Все эти воззрения выражают материалистические взгляды на происхождение и развитие сознания.

Противоположными взглядами на эту проблему являются идеалистические представления. Объективные идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, трактуя его как нечто изначальное, никем не объяснимое.

Субъективные идеалисты признают сознание единственной достоверной реальностью, создающей объективный мир.

Все эти взгляды обладают своими достоинствами и недостатками. Достоинства заключаются в том, что каждое учение пытается решить какую-то определенную проблему в сознании и ставит новые вопросы, на которые необходимо найти ответы. К недостаткам можно отнести ограниченность представлений каждого этого учения.

Сознание как свойство высокоорганизованной материи, как функция человеческого мозга, как высшая форма отражения действительности. Идеальное и материальное

Сознание человека есть высшая форма отражения действительности, свойство высокоорганизованной материи – головного мозга. Сознание есть отражение не только в виде чувственно-конкретных образов, а отражение в виде абстрактных понятий и представлений, формируемых на базе языка как неотъемлемого средства мышления человека.

Отражение это способность материальных объектов запечатлевать в своем состоянии внешние воздействия.

Развитие форм отражения

Материальные носители Формы отражения Механизмы отражения
Неживая природа
физические тела След механическое, физическое, химическое взаимодействие
Живая природа
живая клетка раздражимость обменные процессы
нервная клетка чувствительность инстинкты
нервная система восприятие рефлекс
мозг человека Сознание членораздельная речь

Сознание является высшей формой отражения действительности и своими корнями уходит в неживую природу.

Идеальное и материальное

Мозг человека есть орган сознания, а сознание есть функция мозга. Сознание связано протекающими в мозгу биохимическими, физиологическими, нервными процессами и не существует помимо них. Но эти процессы не составляют сущность сознания, они лишь выступают материальным субстратом сознания. Нематериальным является совокупность субъективных образов. Субъективный образ – это отражение вещи, явления, процесса в мозгу человека. Как копия отражение является источником активности, связанной с переработкой отразившегося образа, с его преобразованием. Преобразование есть акт осмысления воспринимаемого образа в знаковой системе, то есть при помощи членораздельной речи. Сознание существует как субъективный образ объективного мира, как способ социальной регуляции человеческой деятельности. Оно есть идеальное в том смысле, что образ – это не вещь, а снимок с нее в мозгу человека. Этот образ, если он верно отражает материальное, объективен по своему содержанию.

Субъективный образ и человеческий мозг находятся в диалектическом единстве, основой которого является чувственно-предметная деятельность.

Роль труда в формировании сознания

В процессе эволюционного становления человека как разумного существа главную роль сыграл труд. Только благодаря ему сформировалось и развивается человеческое сознание. В процессе труда необходимо в течение более или менее долгого времени удерживать в памяти образ предмета и цель деятельности и управлять процессом движения к ней. При этом цель должна соответствовать потребностям всей социальной общности. Кроме этого, развитие трудовой деятельности вело к использованию все большего числа предметов, требовало роста объема памяти, совершенствования воображения, мышления и других психических способностей. И, наконец, трудовая коллективная деятельность породила общение, то есть способствовала появлению речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: