Глава I Теоретическая часть




Сравнительный анализ образовательной системы России и Финляндии

Автор: Фейзиева Нурджахан Тейфур кызы,

Россия, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 10 класс

 

Научный руководитель:

Баталова Оксана Владимировна, учитель математики,

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Введение

Качественное и доступное образование – одна из приоритетных задач, которая ставится перед современной российской школой. От того, какие теоретические знания и практические умения будут освоены нынешними школьниками и студентами, зависит будущее нашей страны. Исследованиями качества образования систематически занимается Организация экономического сотрудничества и развития. Каждые три года она проверяет знания школьников в возрасте 15 лет более чем в 50 странах. Тесты проводятся по трем направлениям: естественные науки, математика и чтение.

Я рассмотрела программу PISA – 2006[1], в которой представлены результаты проверки знаний и умений применять эти знания на практике в различных странах мира. Анализ представленных результатов позволяет сделать определенный вывод: по всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значительно ниже, чем результаты по странам ОЭСР[2] или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:

33-38 по естественнонаучной грамотности; 32-36 по математической грамотности (для сравнения: в 2003 году 29-31 место из 40 стран); 37-40 по грамотности чтения (для сравнения: в 2003 году 32-34 из 40 стран и в 2000 году 27-29 из 32 стран).

По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году. В ходе исследования математических навыков и умений российских школьников наши ученые установили, что решить простое уравнение готовы едва ли не все учащиеся, простое квадратное уравнение – 80%, а найти расстояние по карте – уже 57%, вычислить количество плитки для пола – только каждый второй из трех, понимать графики, публикуемые в газетах, – 65%.

Для успешного выполнения такого рода задач вызубрить формулы и решить уравнение по шаблону – явно недостаточно. Необходимо проявить смекалку, находчивость, использовать межпредметные связи. При проверке математической грамотности выявляется умение решать житейские проблемы средствами математики и других дисциплин – биологии, физики, химии. В заданиях по естественнонаучной грамотности учащимся предлагается выбрать диетические продукты, определить наиболее подходящее место строительства электростанции или оценить последствия глобального потепления.

При выполнении заданий по естественнонаучной грамотности чтения наши школьники не умеют: работать с информацией, представленной в разных формах; определять цель написания текста; выражать кратко содержание объемного текста; извлекать нужную информацию из таблиц, графиков, схем – для решения практической задачи; осуществлять выбор из нескольких альтернатив; искать тенденции, закономерности на основе имеющихся фактов. «Знать и не уметь сделать – вообще не знать», – гласит японская пословица, которая могла бы стать яркой иллюстрацией наших неудач в одном из главных международных исследований.

В западных странах итоги PISA служат поводом для реформирования системы образования: создаются новые программы, учебники. В обсуждение этого вопроса вовлечены все слои общества – от министров и депутатов до домашних хозяек.

Например, Германия в 2000 году показала очень посредственные результаты, которые были восприняты обществом едва ли не как угроза национальной безопасности страны. Были приняты экстренные меры, которые принесли свои плоды. Если в 2000 году средний балл немецких школьников составлял 484, то в 2003-м – он вырос до 503, а в 2006-м – до 516. В Венгрии регулярно проводятся мониторинги знаний учащихся по заданиям PISA. Аналогичная работа проводится в других странах.

Проанализировав результаты тестов PISA-2006, ОЭСР выяснила, что наилучшие показатели в целом демонстрируют школьники Финляндии. Им удалось занять второе место в тестах по математике и чтению и стать лидерами в области естественнонаучных знаний.

В свете сказанного анализ причин снижения качественного выполнения тестов PISA российскими школьниками является очень актуальной проблемой, так как качество образования для современного государства – это успех, инновация, сила, престиж и т.д.

Гипотеза: если изучить систему образования в Финляндии и России, то можно будет найти сходство и различия в образовании этих стран для понимания причин низкого качества выполнения российскими школьниками тестов PISA.

Цель данной работы является сравнение системы образования в Финляндии и России для выявления возможных причин низкого качества обученности российских школьников по сравнению со школьниками самой образованной страны.

Для достижения цели в данном исследовании мною поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать источниковую базу по данной проблеме;

2. Выявить основные принципы обучения самой образованной страны - Финляндии;

3. Изучить основные принципы образования в России по теме исследования;

4. Сравнить систему образования в Финляндии и России;

5. Обобщить материал исследования и сделать выводы по цели работы.

В исследовании были использованы такие методы: изучение литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, опрос, анкетирование.

Глава I Теоретическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: