Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах по сравнению со странами Запада настолько велики, что не приходится говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании [8]. Осознание «отсталости» отечественной системы образования не могло не повлиять на падение престижа образования, которое сказывается на мотивации учащихся к обучению. В-четвёртых, недостаточное финансирование образовательных программ и профилей. В-пятых, была выявлена роль психологических факторов, влияние которых на результаты PISA – косвенное, но значительное. Например, 39% наших учащихся испытывают психологическое напряжение при выполнении домашних заданий по математике, 32% российских подростков, по их собственному признанию, «ужасно нервничают, когда решают математические задачи», 72% беспокоятся, что они получат плохую оценку по этому предмету. Эти показатели на 10 – 20% превышают аналогичные данные по международной выборке, что свидетельствует о высоком уровне тревожности российских школьников. Примечательно, что в Финляндии, процент ответов, свидетельствующих о стрессовых настроениях, – существенно ниже, чем в других странах.
Сравнение системы образования России и Финляндии
Чтобы более наглядно представить систему образования России и Финляндии в сравнении по одним и тем же параметрам, мы составили таблицу.
|
Россия | Финляндия | |
Сходства | 1. Развитая система дошкольного образования 2. Обучение с 7 лет 3. Бесплатное питание 4. Наличие попечительских советов 5. Система поддержки сирот 6. Идея «профилизации» школ 7. Сотрудничество с родителями | |
Различия | 1. Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования 2. Наличие экзаменов по окончанию основной школы 3. Среднее отношение школьников и общественности к учителю 4. Недостаточная работа психологов с учениками школ 5. Более 20 человек в классах 6. Чтение не имеет особого значения, не сформировано на достаточном уровне умение анализировать информацию 7. Слабая мотивация к обучению в основной школе 8. Различные ценностные установки в семьях 9. Во главе угла российского образования стоят старшие классы 10. Энциклопедическое образование 11. Учитель выполняет функции различных специалистов 12. Контроль со стороны государства за работой школ и учителей 13. Структура и уровень подготовки кадров в ВУЗах не соответствует запросам общества | 1. Финляндия расходует на образование одного школьника в возрасте от 7 до 15 лет чуть более 60 тыс. долларов за весь период обучения 2. Экзамены по окончанию основной школы являются необязательными 3. Высокий статус учителя в финском обществе 4. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран 5. Работа в малых группах (15 учеников в классе) 6. Высокая ценность чтения, умение проводить анализ полученной информации 7. Высокая мотивация к обучению 8. Схожесть ценностных и нормативных установок в финских семьях 9. Во главе угла всей школьной системы – дошкольное и начальное образование 10. Функциональное образование 11. Наличие дополнительных специалистов в школе 12. Отмена государственной инспекции за деятельностью школ и учителей 13. Повышение «социальной ответственности» вузов |
Заключение
|
На основе анализа табличных данных пришли к выводу о том, что основные возможные причины некачественного выполнения международного теста PISA российскими школьниками в следующем:
- Энциклопедические знания в ущерб практическому применению;
- Низкий уровень работы с информацией;
- Во главе угла российского образования стоят старшие классы;
- Недостаточная работа психологов и социальных педагогов с отстающими и слабыми учащимися;
- Невысокий статус учителя в России;
- Слабая мотивация к обучению;
- Слабая «социальная ответственность» вузов.
Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы по достижению цели данной работы. Нам удалось сравнить систему образования в Финляндии и России и выявить некоторые из причин низкого качества обученности российских школьников. Гипотеза подтвердилась.
Перспективы работы: 1) организовать практические исследования по выявлению ценностей современного общества Финляндии и России; 2) проанализировать проблемы образования в ВУЗах России и сравнить с вузовским образованием в других странах.
Библиография
Основная литература
1. Загвоздкин В. Секрет финского успеха //Факторы эффективности финской системы образования. Ж. «Народное образование», № 4, 2006 г.
|
2. Аникин Л. Как школьники соседней страны стали грамотнее всех в мире. Ж. «Невское время» от 13.01.2009
3. Гин А. Учиться у финнов. Ж. «Народное образование», № 2, 2007 г.
4. Беспалова Т. Система образования в России. www.kop.ru
5. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 12 — ФЗ.
6. Чудинова В. Статья «Чтение детей как национальная ценность». Информационно-публицистический бюллетень, «Просвещение», № 1 (23), март 2009, с. 5
Дополнительная литература
7. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России. Государственный Университет «Высшая школа экономики». webmaster@hse.ru
8. Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО.
Интернет-издание «Завуч.Инфо». https://www.zavuch.info/pismo_v_pravitelsvo/index.html
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E2_%D4%E8%ED%EB%FF%ED%E4%E8%E8
10. https://www.ec.kharkiv.edu/finland.html
Приложение 1
Схема