Система образования России




Схематично система образования в России представлена в Приложении 2.

Для того чтобы выявить возможные причины низкого качества обученности российских школьников мы решили проанализировать систему образования России по тем же параметрам, что и в Финляндии.

1. Некоторые особенности российской системы образования [4]. В России дети посещают школу с 7 лет, также разрешено посещать с 6,5. В школу поступают дети после подготовительной группы дошкольного учреждения, а также некоторый процент детей посещает подготовительные занятия при школе весной перед поступлением в школу. Также есть дети, которые не ходили ни в детский сад, ни на подготовительные занятия. Учебный год начинается с 1 сентября и оканчивается 31 мая. Выбор школы свободный, однако, большинство людей предпочитают школы по месту жительства.

2. Виды школ в России. Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. В возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом [5] и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

3. Выпускной экзамен в России проводится по окончанию неполного среднегообразования (9 классов) и полного среднего образования (11 классов). По окончании этих классов выпускники сдают экзамены: в 9 классе 2 обязательных экзамена по русскому языку и алгебре и 2 экзамена по выбору учащихся; в 11 классе - обязательно математику и русский язык – в форме ЕГЭ, другие экзамены, по желанию. По результатам этих экзаменов девятиклассники могут продолжить обучение в школе, либо в колледже или училище, а после 11 класса при достаточных баллах в сертификате по ЕГЭ выпускник может подать документы на поступление в университет. Поступит он или нет – так же, как и в Финляндии, решает приёмная комиссия университета. Однако, в отличие от Финляндии, число поступающих не зависит от преподавательского состава.

4. Социокультурные условия как фактор успеха. В России в подавляющем большинстве семей нет традиции читать вечерами книги, как в Финляндии. Чтение не является ценностью в нашем государстве [6]. Об этом также свидетельствует опрос родителей и анализ библиотечных формуляров учащихся нашей школы (Приложение 3). Ценностные и нормативные установки в российских семьях не схожи, поэтому очень сложно прописать единый алгоритм повышения читательской способности россиян. Наше правительство пытается решить эту проблему. В рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования РФ и Федерального агентства по образованию, подготовлены Примерные программы начального общего образования, в которых поставлена задача формирования читательской компетентности. В статье «Литературное чтение: планируемые результаты» [6] говорится: «…если раньше мы ставили задачу научить читать быстро, то теперь… надо выйти на понимание того, ради чего читаешь, что поможет школьнику сформировать свою точку зрения».

Для того чтобы узнать, каково отношение нынешних школьников к школе и к учителям, мы провели анкетирование. Как выяснилось, нет негативного отношения взрослых и детей к школе, но существующая организация учебно-воспитательного процесса не совсем удовлетворяет запросы общества.

Был проведён также опрос, касающийся престижа послешкольного образования в нашей стране. Результаты следующие: 24% респондентов заявляют о желании обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста, 76% - хотели бы получить образование в России; для 43% молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 75%– несовершенное владение иностранными языками, для 41% - недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе.

5. Интеграция, а не дифференциация. Сегодня в российских общеобразовательных школах обучаются школьники с разными стартовыми учебными возможностями. Ежегодно проводятся заседания психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам которой выявляются дети с какими-либо нарушениями в развитии. Педагогам рекомендуется обучать этих детей по программам особого вида. Эти дети обучаются вместе с остальными. Для детей-инвалидов созданы специальные условия: педагоги обучают их на дому, либо в спецшколах. Таким образом, эти дети оторваны от общества, им сложно после такой организации обучения адаптироваться к жизни в обществе.

Интегративная школа в России не имеет таких преимуществ как аналогичная школа в Финляндии, так как в российских школах учитель работает в основном на «среднего» ученика, приближая слабоуспевающих и сильных к одинаковому «среднему» уровню в ущерб «сильным» и способным ученикам. К тому же в наших школах помимо учителей индивидуально с детьми никто в системе не работает.

Оставление на второй год считается унизительно для ученика и дискомфортно для учителя. Второгодничество не признано педагогически и экономически бессмысленным.

Также в российских школах существует внутренняя дифференциация в обучении - углубленное изучение одних предметов в ущерб другим, а также выделение «элитных» классов из общего потока. Следует также отметить, что наряду с тем, что все школы государственные, существует, особенно в больших городах репетиторство.

Доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения).

6. Все дело в начале. В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии. Однако в настоящее время существует проблема: не все желающие могут посещать детский сад из-за недостаточного количества мест, необходимых для детей. Образованию в детских садах уделяется незначительное внимание, кроме того, многие воспитатели детских садов не имеют достаточно высокой квалификации и иногда даже высшего образования. Анализ данной ситуации свидетельствует о том, что некоторая часть детей после детского сада не готовы обучаться в школе не только по свой подготовке, но и психологически. Также в российской школе постоянно обсуждается вопрос о преемственности между садиком и начальной школой, а также в связи с переходом детей на следующую ступень обучения.

7. Приоритет энциклопедических навыков. В России основное направление пока ещё идет на энциклопедические знания. То есть знания берутся из учебников, а не те, которые пригодятся в жизни. В отличие от финского образования программа строится так, что ученикам предлагаются не умения применять знания, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы, а знания ради знаний. В 2011 году с 1 класса во всех школах России введён новый образовательный стандарт (стандарт 2 поколения). Это документ, в котором изменены подходы и цели образования для начальной школы. Возможно, с этим нововведением изменится результат образования российских школьников, но заметно это будет ещё не скоро, потому что нынешние второклассники обучаются по-старому. Поэтому изменения в результатах PISA будем ожидать через 9 лет.

Если спросить российских школьников, зачем они ходят в школу, то получим такие ответы: получать знания - 22%, общаться с друзьями – 25%, получить оценки – 11%, потому что так надо – 13%, чтоб поступить в вуз – 15%, заставляют родители – 11%, не знаю – 9%. Элементарной практической грамоте как то: оформить квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и др. в российских школах не учат. Поэтому у многих школьников России существует проблема мотивации к обучению.

8. Статус учителя. Статус учителя остаётся на невысоком уровне, заработная плата педагогов ниже, чем у их коллег из западных стран. Из телевизионных новостей в марте мы узнали, что средняя заработная плата учителей по России составляет 13.000 рублей. Что касается замены учителей, то в большом преподавательском коллективе этот вопрос почти всегда решаем, а в сельских школах, где порой один человек преподаёт не одну дисциплину, заменить его другим специалистом весьма проблематично.

9. Внутришкольные факторы низких достижений российской школы. Школьный персонал. В отличие от Финляндии в России учителя не могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как каждый учитель является классным руководителем, в результате этого на него возлагаются все проблемы, возникшие в его классе. Учитель сегодня выступает в роли предметника, куратора, воспитателя, социального педагога, ассистента, а порой даже выполняет функции родителей. Соотношение учитель-ученик для общеобразовательной школы составляет в среднем 1:12. Приоритет отдается фронтальному обучению.

Психолог. Из должностной инструкции №8 педагога-психолога НРМОБУ «Сингапайская СОШ»: «Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

1. Осуществление деятельности по сохранению психологического и соматического благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

2. Изучение психолого-медико-педогагических особенностей личности обучающихся и её микросреды, условий жизни;

3. Формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников;

4. Установление сотрудничества с органами психолого-медико-педагогической поддержки».

Ознакомившись с данной инструкцией, мы предполагаем, что роль школьного психолога в России значительно отличается от роли его коллег из Финляндии.

В российских школах, как и в финских, есть медсестра, но она не имеет дополнительного образования в области профилактической оздоровительной работы.

Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают бесплатное одноразовое горячее питание.

9. Программы обучения. В российской школеединая система обучения с общими программами и учебными планами, в гимназиях и лицеях обучение ведётся более углублённо по предметам, но по программам, не отличающимся в корне от общеобразовательных. В последнее время большое внимание уделяется профилизации школ.

Школьная система постоянно подвергается государственной инспекции. Учителям предоставляется свобода выбора методов и форм преподавания, что является проявлением доверия со стороны государства. Однако, если качество обучения у данного учителя низкое, то проводится контроль за его деятельностью.

10. Социальная ответственность вузов. Министерство образования РФ критикует уровень подготовки кадров в Российских вузах. «Структура и уровень подготовки кадров не соответствует запросам экономики сегодняшнего дня и той экономики, которая будет завтра», - сказал заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Ливанов [7].

11. Сотрудничество с родителями. Родителей в России привлекают к участию в жизни школы всеми возможными способами: участию в Совете школы, в Управляющем совете, в Попечительском совете, приглашают на родительские собрания, на индивидуальные беседы, на все школьные и внешкольные мероприятия.Но если родители не хотят участвовать в школьной жизни детей, то школа обходится без них и забота о воспитании таких учеников ложится на плечи классных руководителей и учителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: