Схематично система образования в России представлена в Приложении 2.
Для того чтобы выявить возможные причины низкого качества обученности российских школьников мы решили проанализировать систему образования России по тем же параметрам, что и в Финляндии.
1. Некоторые особенности российской системы образования [4]. В России дети посещают школу с 7 лет, также разрешено посещать с 6,5. В школу поступают дети после подготовительной группы дошкольного учреждения, а также некоторый процент детей посещает подготовительные занятия при школе весной перед поступлением в школу. Также есть дети, которые не ходили ни в детский сад, ни на подготовительные занятия. Учебный год начинается с 1 сентября и оканчивается 31 мая. Выбор школы свободный, однако, большинство людей предпочитают школы по месту жительства.
2. Виды школ в России. Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. В возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом [5] и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.
3. Выпускной экзамен в России проводится по окончанию неполного среднегообразования (9 классов) и полного среднего образования (11 классов). По окончании этих классов выпускники сдают экзамены: в 9 классе 2 обязательных экзамена по русскому языку и алгебре и 2 экзамена по выбору учащихся; в 11 классе - обязательно математику и русский язык – в форме ЕГЭ, другие экзамены, по желанию. По результатам этих экзаменов девятиклассники могут продолжить обучение в школе, либо в колледже или училище, а после 11 класса при достаточных баллах в сертификате по ЕГЭ выпускник может подать документы на поступление в университет. Поступит он или нет – так же, как и в Финляндии, решает приёмная комиссия университета. Однако, в отличие от Финляндии, число поступающих не зависит от преподавательского состава.
|
4. Социокультурные условия как фактор успеха. В России в подавляющем большинстве семей нет традиции читать вечерами книги, как в Финляндии. Чтение не является ценностью в нашем государстве [6]. Об этом также свидетельствует опрос родителей и анализ библиотечных формуляров учащихся нашей школы (Приложение 3). Ценностные и нормативные установки в российских семьях не схожи, поэтому очень сложно прописать единый алгоритм повышения читательской способности россиян. Наше правительство пытается решить эту проблему. В рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования РФ и Федерального агентства по образованию, подготовлены Примерные программы начального общего образования, в которых поставлена задача формирования читательской компетентности. В статье «Литературное чтение: планируемые результаты» [6] говорится: «…если раньше мы ставили задачу научить читать быстро, то теперь… надо выйти на понимание того, ради чего читаешь, что поможет школьнику сформировать свою точку зрения».
|
Для того чтобы узнать, каково отношение нынешних школьников к школе и к учителям, мы провели анкетирование. Как выяснилось, нет негативного отношения взрослых и детей к школе, но существующая организация учебно-воспитательного процесса не совсем удовлетворяет запросы общества.
Был проведён также опрос, касающийся престижа послешкольного образования в нашей стране. Результаты следующие: 24% респондентов заявляют о желании обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста, 76% - хотели бы получить образование в России; для 43% молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 75%– несовершенное владение иностранными языками, для 41% - недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе.
5. Интеграция, а не дифференциация. Сегодня в российских общеобразовательных школах обучаются школьники с разными стартовыми учебными возможностями. Ежегодно проводятся заседания психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам которой выявляются дети с какими-либо нарушениями в развитии. Педагогам рекомендуется обучать этих детей по программам особого вида. Эти дети обучаются вместе с остальными. Для детей-инвалидов созданы специальные условия: педагоги обучают их на дому, либо в спецшколах. Таким образом, эти дети оторваны от общества, им сложно после такой организации обучения адаптироваться к жизни в обществе.
|
Интегративная школа в России не имеет таких преимуществ как аналогичная школа в Финляндии, так как в российских школах учитель работает в основном на «среднего» ученика, приближая слабоуспевающих и сильных к одинаковому «среднему» уровню в ущерб «сильным» и способным ученикам. К тому же в наших школах помимо учителей индивидуально с детьми никто в системе не работает.
Оставление на второй год считается унизительно для ученика и дискомфортно для учителя. Второгодничество не признано педагогически и экономически бессмысленным.
Также в российских школах существует внутренняя дифференциация в обучении - углубленное изучение одних предметов в ущерб другим, а также выделение «элитных» классов из общего потока. Следует также отметить, что наряду с тем, что все школы государственные, существует, особенно в больших городах репетиторство.
Доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения).
6. Все дело в начале. В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии. Однако в настоящее время существует проблема: не все желающие могут посещать детский сад из-за недостаточного количества мест, необходимых для детей. Образованию в детских садах уделяется незначительное внимание, кроме того, многие воспитатели детских садов не имеют достаточно высокой квалификации и иногда даже высшего образования. Анализ данной ситуации свидетельствует о том, что некоторая часть детей после детского сада не готовы обучаться в школе не только по свой подготовке, но и психологически. Также в российской школе постоянно обсуждается вопрос о преемственности между садиком и начальной школой, а также в связи с переходом детей на следующую ступень обучения.
7. Приоритет энциклопедических навыков. В России основное направление пока ещё идет на энциклопедические знания. То есть знания берутся из учебников, а не те, которые пригодятся в жизни. В отличие от финского образования программа строится так, что ученикам предлагаются не умения применять знания, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы, а знания ради знаний. В 2011 году с 1 класса во всех школах России введён новый образовательный стандарт (стандарт 2 поколения). Это документ, в котором изменены подходы и цели образования для начальной школы. Возможно, с этим нововведением изменится результат образования российских школьников, но заметно это будет ещё не скоро, потому что нынешние второклассники обучаются по-старому. Поэтому изменения в результатах PISA будем ожидать через 9 лет.
Если спросить российских школьников, зачем они ходят в школу, то получим такие ответы: получать знания - 22%, общаться с друзьями – 25%, получить оценки – 11%, потому что так надо – 13%, чтоб поступить в вуз – 15%, заставляют родители – 11%, не знаю – 9%. Элементарной практической грамоте как то: оформить квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и др. в российских школах не учат. Поэтому у многих школьников России существует проблема мотивации к обучению.
8. Статус учителя. Статус учителя остаётся на невысоком уровне, заработная плата педагогов ниже, чем у их коллег из западных стран. Из телевизионных новостей в марте мы узнали, что средняя заработная плата учителей по России составляет 13.000 рублей. Что касается замены учителей, то в большом преподавательском коллективе этот вопрос почти всегда решаем, а в сельских школах, где порой один человек преподаёт не одну дисциплину, заменить его другим специалистом весьма проблематично.
9. Внутришкольные факторы низких достижений российской школы. Школьный персонал. В отличие от Финляндии в России учителя не могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как каждый учитель является классным руководителем, в результате этого на него возлагаются все проблемы, возникшие в его классе. Учитель сегодня выступает в роли предметника, куратора, воспитателя, социального педагога, ассистента, а порой даже выполняет функции родителей. Соотношение учитель-ученик для общеобразовательной школы составляет в среднем 1:12. Приоритет отдается фронтальному обучению.
Психолог. Из должностной инструкции №8 педагога-психолога НРМОБУ «Сингапайская СОШ»: «Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
1. Осуществление деятельности по сохранению психологического и соматического благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
2. Изучение психолого-медико-педогагических особенностей личности обучающихся и её микросреды, условий жизни;
3. Формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников;
4. Установление сотрудничества с органами психолого-медико-педагогической поддержки».
Ознакомившись с данной инструкцией, мы предполагаем, что роль школьного психолога в России значительно отличается от роли его коллег из Финляндии.
В российских школах, как и в финских, есть медсестра, но она не имеет дополнительного образования в области профилактической оздоровительной работы.
Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают бесплатное одноразовое горячее питание.
9. Программы обучения. В российской школеединая система обучения с общими программами и учебными планами, в гимназиях и лицеях обучение ведётся более углублённо по предметам, но по программам, не отличающимся в корне от общеобразовательных. В последнее время большое внимание уделяется профилизации школ.
Школьная система постоянно подвергается государственной инспекции. Учителям предоставляется свобода выбора методов и форм преподавания, что является проявлением доверия со стороны государства. Однако, если качество обучения у данного учителя низкое, то проводится контроль за его деятельностью.
10. Социальная ответственность вузов. Министерство образования РФ критикует уровень подготовки кадров в Российских вузах. «Структура и уровень подготовки кадров не соответствует запросам экономики сегодняшнего дня и той экономики, которая будет завтра», - сказал заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Ливанов [7].
11. Сотрудничество с родителями. Родителей в России привлекают к участию в жизни школы всеми возможными способами: участию в Совете школы, в Управляющем совете, в Попечительском совете, приглашают на родительские собрания, на индивидуальные беседы, на все школьные и внешкольные мероприятия.Но если родители не хотят участвовать в школьной жизни детей, то школа обходится без них и забота о воспитании таких учеников ложится на плечи классных руководителей и учителей.