Образы туристов в представлениях студенческой молодёжи




 

Социальное развитие современных обществ обусловлено влиянием различных факторов глобального и локального характера. Одни факторы оказывают позитивное воздействие на развитие обществ и отдельных сфер общественной жизни, другие - препятствуют интенсивному развертыванию социальных процессов. Одним из факторов, способствующих прогрессивному социальному развитию и решению многих социальных проблем, является туризм.

Туризм в настоящее время рассматривается как сложное политическое и социально-экономическое явление, имеющее значительное влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. Он является высокодоходной отраслью экономики, так как в этой сфере тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, ресторанного, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Развиваясь как отрасль экономики, туризм, тем не менее, имеет огромный социальный эффект. Это создание большого числа рабочих мест, обеспечение возможности рекреации, отдыха и лечения различных групп населения, в том числе и социально незащищенных слоев общества, решение проблемы гендерного неравенства и т.д.

Исследователями и практиками отмечается, что наибольшее значение в развитии современных обществ приобретает въездной туризм. Но производство качественного, высокодоходного туристского продукта возможно лишь на основе анализа личностных типических черт, потребностей и интересов потенциальных потребителей - туристов. Поэтому изучение характерных черт туристов различной этнической принадлежности, их образа, формирующегося у производителей туристского продукта, представляется весьма актуальным.

Черты, присущие представителям определенной этнической группы, обозначаются в науке целой группой понятий: "менталитет", "национальный характер" и другие. Менталитет, в частности, характеризует национальные особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных социальных слоев), живущих в определенный исторический период, формируется путем их социализации и обнаруживает прямую зависимость от целенаправленности воспитания, средств массовой коммуникации, традиций и обычаев, а также других факторов общественной жизни. Усвоение в онтогенезе существующего в обществе менталитета обеспечивает преемственность поколений.

Отражая специфику психологической жизни людей, менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, социальные установки, а также предпочтения мест отдыха, видов занятий на отдыхе, форм общения с местным населением во время отдыха и т.п., отличающие указанную общность от других.

В современной России в связи с интенсивным развитием туризма, стремлением ориентировать туристский продукт на привлечение иностранных туристов, особенно "европейцев" и "американцев", способных обеспечить приток значительных денежных средств в туристскую дестинацию, изучение этнических особенностей туристов, а также представлений о данных особенностях российских граждан - поставщиков национального туристского продукта, представляется особенно актуальным. Исследование данной проблемы и использование результатов научного анализа в практической деятельности позволит, на наш взгляд, привлечь в Россию с целью отдыха и знакомства с достижениями национальной культуры большое число американских и европейских туристов.

С целью изучения обобщенных образов "американского" и "европейского" туристов в представлениях студенческой молодежи в ноябре-декабре 2007 года нами было проведено прикладное социологическое исследование с использованием метода анкетирования. Объектом исследования явились студенты Тверского государственного технического университета. Объем выборочной совокупности составил 100 человек, из них 47% - юноши, 53% - девушки. В ходе исследования были получены следующие результаты.

Образ "европейского" туриста в представлениях студентов ТГТУ характеризуется, прежде всего, такими чертами как педантичность и аккуратность (22% от общего числа ответов), расчетливость и экономность (17,5%), любовь к комфорту (20%). В своих туристских предпочтениях, считают студенты, "европеец" руководствуется интересом ко всему новому (18,5% от общего числа ответов), к чужим культурам (21,5%) и любовью к комфорту (23%). Европейский турист предпочитает экскурсионный (20%), познавательный (15,5%) и пляжный (13%) виды туризма, а отдыхать любит в соседних европейских странах (43%), либо в Турции и на Кипре (24% от общего числа упоминаний).

В свою очередь, "американский" турист является патриотом (31,5%), его характеризует целеустремлённость (19%) и, как и "европейского" туриста, любовь к комфорту (30%). В своих туристских предпочтениях "американец" также руководствуется любовью к комфорту (27,5%) и интересом к различным культурам (22,5%). Он, в отличие от "европейца", предпочитает, прежде всего, развлекательный (20% от общего числа ответов), экстремальный (15%), деловой (13%) виды туризма, и лишь затем - экскурсионный (12,4%). Отдыхает "американский" турист преимущественно на территории своей страны (22,5%) и в странах Карибского бассейна (35%).

В ходе исследования также была получена информация о требованиях, предъявляемых, как считают студенты, "европейскими" и "американскими" туристами к отдыху. Было выявлено, что как для "европейцев", так и для "американцев" наиболее значимыми являются высокий уровень сервиса (соответственно, 22,5% и 30% от общего числа ответов) и комфортность размещения (соответственно, 20,5% и 21%). Для "европейцев" более, чем для "американцев" значима экологичность окружающих территорий (соответственно, 11,5% и 5,5%), в то время как для "американцев" важнее, чем для "европейцев" наличие известных достопримечательностей на маршруте (соответственно, 7,5% и 10%).

Таким образом, анализ научной литературы и результатов прикладного социологического исследования позволяет констатировать, что представления студентов о чертах национального характера, туристских предпочтениях "европейцев" и "американцев", в целом, соответствуют действительности, хотя и базируются, в значительной степени, на существующих этнических стереотипах, а не на личном опыте.


Заключение

 

Таким образом, напряженность в отношениях русских и нерусских в России действительно есть. Но носит она немного неожиданный характер. Идет противостояние не народов, а культур, характерных для этих народов. Очевидно, то есть, что противоречие "русские - нерусские" в России есть, но трактовать его следует как "вписывающиеся в российскую культуру - невписывающиеся". И именно на разрешение культурных противоречий между "русским" и "нерусскими" есть смысл направить все силы. При удачном разрешении этих культурных противоречий проблема напряженности в этнических отношениях и, соответственно, актов насилия, с которыми мы сейчас боремся, должна сама сойти на нет.


Список литературы

 

1. Республика Саха (Якутия): путь к суверенитету. - Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2007.

2. Бек У. Космополитическое общество и его враги // Журнал социологии и социальной Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Академия, 2007.

3. Круль А.С., Проблемы внедрения соционической инновации: Материалы международной конференции. Уфа, 2007, 74 - 85

4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2008.

5. Когнитивные модели и социальные институты // Сергеев В.М. Доклады международной конференции Диалог, стр.1 - 4, 2007.

6. Формы информации и их влияние на коммуникационные процессы // Круль А.С. Известия СПбГЭТУ "ЛЭТИ", спец. выпуск. Проблемы информатики: философия, науковедение, образование. С-Пб, 2007.

7. Доронин А. Куда любят ездить американцы (2008) // Туризм. №8.

8. Симонова Ю. Лето-2007: предпочтения профессионалов (2007) // Туризм. №5.

9. Бызов Л.Г. (2007) Ждет ли Россию всплеск русского нацизма? // Мониторинг общественного мнения № 4, 2007.

10. Власть и культура толерантности в Свердловской области. Колл. Монография. - Екатеринбург, 2007.

11. Нестерова О. (2007) Идет Мулат по городу // Труд, № 4, 2007.

12. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2008 года. М., 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: