ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ




Тема 8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.

КОНФЛИКТЫВ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Основы управления персоналом организации.

Взаимодействие человека в организации (группе).

Сущность и классификация конфликтов.

Управление конфликтами.

 

 

ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Персонал организации – это:

•весь штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно-хозяйственные функции;

•личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев;

•совокупность всех трудовых ресурсов, которыми обладает организация.

Персонал организации характеризуется, прежде всего, своей численностью:

1. Нормативная (определяется расчетным путем на основе нормативов).

2. Списочная (численность работников, которые официально приняты в организацию).

3. Явочная (численность работников, которые находятся на рабочем месте в данный момент времени).

Состав персонала любой организации различается по естественным и приобретенным признакам (например, по полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности и т.п.).

Классификация работников по каким-либо признакам образует структуру персонала организации.

Структура персонала организации — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо существенному признаку.

Структура персонала отражает его распределение по определенным признакам или группам должностей. Например, в зависимости от участия в производственном процессе выделяют:

• персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных подразделениях, аппарате управления);

• персонал неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы и т.п.).

Персонал основных видов деятельности, называемый также про- мышленно-производственным персоналом (ППП), в зависимости от выполняемых им функций подразделяется на рабочих и служащих.

К рабочим относятся работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных.

К основным относятся рабочие, непосредственно связанные с производством продукции, к вспомогательным — рабочие, занимающиеся обслуживанием производства.

В группе служащих выделяют руководителей, специалистов и технических исполнителей. Руководители — лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Специалисты — работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими аналогичными видами деятельности. Технические исполнители — работники, занимающиеся подготовкой документов, учетом и контролем, делопроизводством и прочим.

Каждый работник принимается в организацию на определенную должность для выполнения им соответствующей работы.

Должность – совокупность прав, обязанностей и ответственности работника, определяющая его трудовые функции и границы компетенции.

Любая должность имеет свое наименование (например, «менеджер по продажам», «инженер-механик», «старший экономист отдела стратегического планирования», «заведующий складом» и т.п.). Она закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом.

Каждая должность должна быть снабжена должностной инструкцией, в которой излагаются правила, регулирующие действия занимающего ее лица.

Должностная инструкция состоит, как правило, из пяти разделов.

В первом разделе — «Общие положения» — отражаются:

• наименование должности, порядок назначения и освобождения;

• подчиненность работника;

• основные служебные взаимосвязи по горизонтали и вертикали;

• перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности.

Во втором разделе — «Основные задачи и обязанности» — перечисляются:

• функции, задачи и порядок их выполнения должностным лицом;

• конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.

В третьем разделе — «Права» — определяются:

• самостоятельно решаемые и согласуемые с руководством вопросы;

• круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов;

• полномочия во внутренних и внешних контактах.

В четвертом разделе — «Ответственность» — приводятся сведения:

• о формах отчетности;

• критериях оценки результатов;

• об ответственности за собственные действия и действия подчиненных.

В пятом разделе — «Требования к работнику» — перечисляются требования к образованию, стажу работы, знаниям, умениям и навыкам работника.

Одним из главных результатов современного этапа глобализации экономики, конкуренции, научно-технической революции на базе информационных технологий стало превращение человека в главную движущую силу развития организации.

Персонал организации в настоящее время рассматривается как ее человеческий ресурс. Такое изменение связано с переосмыслением роли человека в организации в эпоху научно-технической революции.

Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов:

• человек наделен интеллектом;

• он способен к самосовершенствованию;

• человек выбирает профессию осознанно, ставя перед собой определенные цели;

• каждый человек — это личность с присущими ей интересами, мотивацией, предприимчивостью;

• процесс взаимодействия между работником и менеджером является осмысленным и двусторонним.

Именно эти особенности человеческих ресурсов предъявляют совершенно новые требования к управлению персоналом организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: