Тема 8. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.
КОНФЛИКТЫВ ОРГАНИЗАЦИИ
Основы управления персоналом организации.
Взаимодействие человека в организации (группе).
Сущность и классификация конфликтов.
Управление конфликтами.
ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Персонал организации – это:
•весь штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно-хозяйственные функции;
•личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев;
•совокупность всех трудовых ресурсов, которыми обладает организация.
Персонал организации характеризуется, прежде всего, своей численностью:
1. Нормативная (определяется расчетным путем на основе нормативов).
2. Списочная (численность работников, которые официально приняты в организацию).
3. Явочная (численность работников, которые находятся на рабочем месте в данный момент времени).
Состав персонала любой организации различается по естественным и приобретенным признакам (например, по полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности и т.п.).
Классификация работников по каким-либо признакам образует структуру персонала организации.
Структура персонала организации — это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо существенному признаку.
Структура персонала отражает его распределение по определенным признакам или группам должностей. Например, в зависимости от участия в производственном процессе выделяют:
• персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных подразделениях, аппарате управления);
|
• персонал неосновных видов деятельности (работники жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы и т.п.).
Персонал основных видов деятельности, называемый также про- мышленно-производственным персоналом (ППП), в зависимости от выполняемых им функций подразделяется на рабочих и служащих.
К рабочим относятся работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных услуг. Рабочие, в свою очередь, подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным относятся рабочие, непосредственно связанные с производством продукции, к вспомогательным — рабочие, занимающиеся обслуживанием производства.
В группе служащих выделяют руководителей, специалистов и технических исполнителей. Руководители — лица, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение. Специалисты — работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими аналогичными видами деятельности. Технические исполнители — работники, занимающиеся подготовкой документов, учетом и контролем, делопроизводством и прочим.
Каждый работник принимается в организацию на определенную должность для выполнения им соответствующей работы.
Должность – совокупность прав, обязанностей и ответственности работника, определяющая его трудовые функции и границы компетенции.
Любая должность имеет свое наименование (например, «менеджер по продажам», «инженер-механик», «старший экономист отдела стратегического планирования», «заведующий складом» и т.п.). Она закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом.
|
Каждая должность должна быть снабжена должностной инструкцией, в которой излагаются правила, регулирующие действия занимающего ее лица.
Должностная инструкция состоит, как правило, из пяти разделов.
В первом разделе — «Общие положения» — отражаются:
• наименование должности, порядок назначения и освобождения;
• подчиненность работника;
• основные служебные взаимосвязи по горизонтали и вертикали;
• перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности.
Во втором разделе — «Основные задачи и обязанности» — перечисляются:
• функции, задачи и порядок их выполнения должностным лицом;
• конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.
В третьем разделе — «Права» — определяются:
• самостоятельно решаемые и согласуемые с руководством вопросы;
• круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов;
• полномочия во внутренних и внешних контактах.
В четвертом разделе — «Ответственность» — приводятся сведения:
• о формах отчетности;
• критериях оценки результатов;
• об ответственности за собственные действия и действия подчиненных.
В пятом разделе — «Требования к работнику» — перечисляются требования к образованию, стажу работы, знаниям, умениям и навыкам работника.
Одним из главных результатов современного этапа глобализации экономики, конкуренции, научно-технической революции на базе информационных технологий стало превращение человека в главную движущую силу развития организации.
|
Персонал организации в настоящее время рассматривается как ее человеческий ресурс. Такое изменение связано с переосмыслением роли человека в организации в эпоху научно-технической революции.
Отличие человеческих ресурсов от других видов ресурсов:
• человек наделен интеллектом;
• он способен к самосовершенствованию;
• человек выбирает профессию осознанно, ставя перед собой определенные цели;
• каждый человек — это личность с присущими ей интересами, мотивацией, предприимчивостью;
• процесс взаимодействия между работником и менеджером является осмысленным и двусторонним.
Именно эти особенности человеческих ресурсов предъявляют совершенно новые требования к управлению персоналом организации.