Большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях, живут по их законам, взаимодействуют с другими членами организации.
Входя в новую организацию, человек сталкивается с организационным окружением и, прежде всего, с группой, в рамках которой он будет работать. Для более полного понимания сущности группы приводим несколько определений разных авторов.
Группа – это:
•двое или более людей, которые общаются между собой и влияют друг на друга;
•объединение людей, в котором имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков;
•относительно обособленное незначительной численности объединение людей для достижения общей (групповой) цели.
Существуют разные критерии (признаки), по которым можно классифицировать группы. Например, выделяют малые и большие группы.
Малая группа — два лица или более, в которых имеется возможность непосредственно личных контактов друг с другом. Идеальной считается группа численностью 5–7 человек. Члены малой группы обладают развитым чувством принадлежности к ней. Большая группа — группа численностью, как правило, более 15–25 человек. Члены больших групп встречаются между собой очень редко. При увеличении размера группы эффективность ее деятельности снижается. Поэтому далее будут рассматриваться в основном малые группы.
Любая организация в период образования является по существу малой группой. По мере становления и развития, достигнув определенной численности, организация вынуждена разделиться на группы и функционировать как объединение групп, являющихся автономными субъектами поведения.
Следует различать формальные и неформальные группы.
|
Формальная группа – группа, выполняющая закрепленную за ней функцию, связанную с основной функцией организации. Это по существу структурное подразделение организации.
Формальные группы создаются руководством организации для закрепления разделения труда и выполняемых ею функций. Функции и задачи, связи и отношения этих групп с другими группами определяются в соответствующих документах. Наиболее важным среди них является «Положение о подразделении».
Неформальная группа — группа людей, объединенная какой-либо целью, в которой внутренние связи и межличностные отношения не закреплены в документах. Понятие неформальная группа тождественно понятию неформальная организация.
Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их общими интересами, увлечениями и взаимными симпатиями.
Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, являются определенные потребности:
• защиты интересов;
• помощи;
• общения;
• получения информации и т.п.
В неформальной группе может быть неформальный лидер, но могут быть неформальные группы и с одинаковым статусом всех участников. Неформальные группы существуют почти во всех формальных организациях. Они образуются в силу определенных личных качеств членов коллектива, их целей, интересов, взглядов и т.п.
Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования неформальных групп. В формальной организации может быть несколько неформальных групп.
Это объясняется тем, что люди, общаясь и взаимодействуя друг с другом в формальной организации, объединяются в группы по интересам, личным привязанностям, симпатиям для удовлетворения своих личных и социальных потребностей.
|
Неформальные группы имеют много общего с формальными. Они имеют свою иерархию, лидеров, задачи, свои правила поведения. Практика показывает, что опытные менеджеры используют в своей работе неформальные группы в интересах организации.
Правила работы менеджера с неформальными группами:
• признать существование неформальной группы;
• выслушивать членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их мнение по тем или иным вопросам;
• просчитывать возможную реакцию неформальной группы на принимаемые решения;
• привлекать членов неформальной группы к подготовке управленческих решений;
• информировать членов группы о происходящих событиях, в том числе о предстоящих изменениях в группе.
Наряду с выполнением определенной работы человек в формальной группе:
• учится, перенимая опыт других;
• приобретает уверенность в себе;
• ощущает поддержку, помощь;
• избегает одиночества, состояния ненужности;
• стремится быть нужным кому-то;
• получает признание у членов группы и организации.
Процессы, происходящие в группе, оказывают существенное влияние на поведение человека в организации. В литературе эти процессы получили название групповой динамики.
Групповая динамика – это:
•процессы формирования и развития группы, оказывающие существенное влияние на поведение человека в организации;
•процессы, протекающие в группе и в целом в организации под воздействием группы.
|
Приведенные выше определения в полной мере раскрывают сущность групповой динамики как экономической категории.
В рамках формальной группы между ее членами могут возникать следующие типы отношений:
• дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии;
• дружеское соревнование и соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
• невмешательство, дистанцирование друг от друга;
• соперничество, ориентация на индивидуальные цели, негативное отношение друг к другу.
В процессе своего существования группа проходит несколько этапов:
1) формирование;
2) проба сил;
3) нормирование;
4) устойчивая работа и развитие;
5) распад.
1. Формирование группы. На этом этапе закладываются основы межличностных контактов и взаимодействий. Происходит самоотождествление членов группы с должностными и функциональными ролями, в том числе физические контакты между членами группы.
2. Этап пробы сил. На этом этапе устанавливаются взаимоотношения между членами группы, формируются роли и ролевые ожидания. Роль — это способ поведения индивида, а ролевое ожидание — это представление других членов о том, как должен вести себя этот человек. Ролевое ожидание может не совпадать с порученной индивиду ролью, что ведет к возникновению конфликтов. В результате всевозможных корректировок этап «пробы сил» завершается установлением сравнительно устойчивых соотношений ролей и ролевых ожиданий.
3. Этап нормирования. На этом этапе окончательно формируются общегрупповые нормы. Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно соответствовать поведение ее членов; это правила регулирования поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Групповые нормы вырабатываются в результате совместной групповой деятельности. Принятие и соблюдение нормы — условие группового членства и совместной деятельности. Индивида, который не принимает и не выполняет групповые нормы, нельзя считать полностью членом группы. Скорее, он член группы номинально, но не психологически.
4. Этап устойчивой работы и развития. На этом этапе группа начинает работать «в полную силу», превращаясь в сплоченную команду.
Команда – это:
- группа людей, чья работа хорошо скоординирована для достижения результата;
- сплоченный трудовой коллектив, в котором все работники привержены общим целям и базовым ценностям группы и организации.
Группу людей делают командой единые для всех:
• цели;
• ценностные подходы, особые отношения;
• структура, иерархия, неформальная внутренняя организация;
• организационная культура и этика;
• система контроля;
• система стимулов и вознаграждений.
Принципы функционирования группы как команды:
• все участники обязаны осознавать цель, поставленную перед группой;
• группа функционирует как единый организм;
• коллективная ответственность;
• все члены группы имеют равные права в ее работе;
• подбор членов группы осуществляется по психологической совместимости;
• управление группой осуществляется коллективно;
• за руководителем закрепляются функции координации и представления интересов группы во внешней среде.
Характерные признаки группы как команды:
• члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой (мы, у нас, наши, нам и т.п.);
• взаимодействие носит характер непосредственных устойчивых контактов;
• наличие неформального распределения ролей, признаваемое группой.
Группа как команда имеет более прочную и стабильную структуру и отличается групповой сплоченностью. Сплоченные группы с сильным лидером, как правило, добиваются высокой эффективности в своей деятельности.
5. Этап распада группы. Этот этап может наступить по нескольким причинам и произойти мгновенно или длиться сравнительно долго. Причины распада группы:
• реорганизация или ликвидация организации, в том числе в связи с ее несостоятельностью (банкротством);
• перед группой поставлены новые задачи, к выполнению которых в данном составе она не готова;
• произошла смена руководителя группы;
• неразрешимый внутригрупповой конфликт и т.п.