Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.




Наследники СССР

– (4) Вы много раз говорили о том, что мы потеряли «ту» Россию. (5)И нынешняя ничего общего с запечатлённой на фотографиях Прокудина-Горского не имеет. (6)Что вы имели в виду? (7)Ведь и сегодняшний Египет ничего общего с Древним Египтом тоже не имеет.

– (8)Я про это тоже говорю. (9)И как для сегодняшней Греции та Греция – древняя, так и для нас царская Россия – это древняя цивилизация. (10)Мы в течение одного века живём уже в третьей стране. (11)Нынешняя Россия – это всё-таки страна, произошедшая от Советского Союза, а не от царской России.

(12)Конечно, остаются и великая русская музыка, и русская литература, но мир, запечатлённый Прокудиным-Горским, не сохранился, а главное, он не наследовался – уничтожался. (13)У нас же не осталось традиций того купечества, офицерства, чиновничества, аристократии. (14)А потом, как бы ещё раз обнулив результат уже советской цивилизации, у нас заново возникли предпринимательство, духовенство, не гонимое властью, и прочее.

(15)Как вы это всё раскопали?

– (16)В кругу специалистов и людей интересующихся это известный феномен. (17)В начале 2000-х прокудинская коллекция была оцифрована Библиотекой Конгресса США и выложена в открытом доступе. (18)И с тех пор её может видеть каждый. (19)Наше дело было выбрать характерные примеры и взглянуть сегодняшними глазами на места, которые были сняты 100 лет назад. (20)Приехать и постараться поставить камеру более или менее в ту точку, где стоял штатив Прокудина Горского, взять тот же ракурс. (21)Совместить и увидеть, а что же, собственно, произошло.

(22)Подозреваю, что вы испытали чувство горечи, объезжая эти места... (23)Ведь всё очень сильно изменилось.

– (24)Без утрат, конечно, нет ни одного места. (25)Многие из них изменились настолько, что на местности ни к чему нельзя привязаться. (26)Горько, что эти разрушения произошли неестественным путём. (27)Каждый раз это были преднамеренные действия людей.

Яркая страна

(28)Какое впечатление на вас произвели люди, запечатлённые на этих фотографиях?

– (29)Главное впечатление от фотографий людей – то, какая это была яркая страна. (30)Сейчас, когда в театре ставят, например, «Вишнёвый сад», то баре в белом, а холопы – в какой-то некрашеной мешковине. (31)А на фотографиях Прокудина-Горского сидит бригада из 15 мужиков на уральском руднике. (32)Из них четверо в розовых рубахах, трое – в салатовых, двое – в красных, ещё кто-то – в синих в белый горошек. (33)А самые роскошные – сарафаны у крестьянских девочек в деревне Топорне близ Кириллова. (34)Это мои любимые героини прокудинских фотографий и нашего фильма. (35)По яркости, смелости, неожиданности, выдумке там фантастическое сочетание цветов.

(Источник: «АиФ» https://www.aif.ru/; См. оригинал материала на https://www.1tv.ru/public/pi=28316)

Прочтите текст, отмечая по ходу чтения бессоюзные сложные предложения (БСП). Выполните задания, заполнив правую колонку Таблицы 3:

(1)Больше века назад ученый, изобретатель и энтузиаст фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский затеял уникальный проект: он решил создать для будущих поколений максимально полную фотоколлекцию достопримечательностей Российской империи. (2)Начинание было благожелательно встречено царем, на казенном поезде с перевозной фотолабораторией он объехал полстраны – от Русского Севера до туркестанских степей.

(3)Техническое несовершенство довлеет над нашим восприятием той ушедшей эпохи, нам можно только фантазировать или весьма приблизительно реконструировать по обрывкам информации, как говорили люди в ту эпоху, их пристрастия в одежде и даже манеру двигаться. (4)Из-за долгой выдержки на черно-белых фотографиях на нас смотрят «замороженные» манекены, старая кинохроника с ее шестнадцатью кадрами в секунду (вместо современных двадцати четырёх) превращает самое торжественное мероприятие в фарс.

(5)Главное преимущество Прокудина-Горского перед всеми остальными коллегами – он еще в начале века начал снимать цветные фотографии. (6)Им была разработана новая технология съемки с использованием крайне чувствительных цветных диапозитивов, многие из его фотографий были изданы еще в царское время на видовых открытках.

(7)Фотографии Прокудина-Горского — тот самый долгожданный портал в иное измерение, возможность без машины времени прорваться сквозь толщу времени. (8)Белизна городских стен, непривычно яркие цвета крестьянских сарафанов, розовые и сиреневые рубахи простых рабочих – всё это не вяжется с нашим привычным представлением о дореволюционной России.

(9)Пионер цветной фотографии Прокудин-Горский умер в эмиграции и похоронен на русском кладбище под Парижем в Сент-Женевьев-де-Буа рядом с купцами первой гильдии, кавалерами ордена Святой Анны первой степени, действительными тайными советниками.

(10)Все эти знаки отличия, звания — предмет гордости погибших людей – написаны на надгробиях на русском языке, однако для нас сегодняшних, к сожалению, значат ровно столько же, сколько письмена погибших цивилизаций.

(Источник: «Известия», https://izvestia.ru/news/572254)

Прочитайте текст.

(1)Английский учёный Д. Марш, автор первой фундаментальной книги о воздействии человека на природу, вышедшей в Лондоне более ста лет назад, высказал примечательную мысль. (2)По его словам, деятельность людей приводит к рубежу, за которым необратимо нарушается природное равновесие, в то время как отклонения, возникшие под влиянием животных, имеют временный характер. (3)Без вмешательства человека через определённое время всё вновь станет на свои места.

(4)Общеизвестен пример с триединством: лес, дикие копытные животные и крупные хищники. (5)Олени и лоси объедают побеги деревьев, кустарников, траву. (6)В свою очередь, на копытных охотятся волки, медведи, тигры, рыси. (7)Когда оленей и лосей становится слишком много, они сильно повреждают лес. (8)Но копытные «вскармливают» хищников, тех также становится больше нормы, и постепенно они притормаживают рост стада. (9)Наступает суровая зима, выпадает глубокий снег, наст ограничивает свободу передвижения оленей и лосей, и хищники уничтожают большинство из них. (10)Лес на некоторое время «вздыхает свободно», залечивает раны, а численность хищных зверей быстро скатывается вниз: они подорвали свою кормовую базу и теперь «расплачиваются» за это.

(11)Но что же происходит, когда в триединство – лес, копытные, хищники – вклинивается человек? (12)Один из авторов этой книги несколько лет работал в Воронежском заповеднике и был свидетелем большого бедствия, постигшего тамошнее стадо оленей. (13)Эти звери появились в Уманском бору. (14)Научные сотрудники, егеря охраняли и подкармливали оленей, а их естественных врагов – волков – истребляли, численность животных стала увеличиваться. (15)И вот в середине 50-х годов сложилось положение, хорошо известное в экологической науке: уничтожив волков, человек не сумел полностью «заменить» их и взять контроль над стадом в свои руки. (16)Оленей отлавливали, но недостаточно. (17)Их развелось много, очень много, на тысячу гектаров – в среднем более 25 животных. (18)Они съели наиболее доступные корма и стали голодать. (19)Люди не замечали этого, они гордились постоянным ростом стада копытных.
(20)И трагедия наступила.

(21)В 1965 году необычно рано выпало много снега. (22)А в конце декабря установился антициклон: больше месяца температура воздуха была около 30 градусов мороза. (23)Олени встретили зиму недостаточно упитанными (не уродились жёлуди, на которых они обычно откармливались осенью). (24)Глубокий снег ограничил их передвижение. (25)Голодные звери выходили к дорогам, к человеческому жилью, собирали клочки сена. (26)Работники заповедника, население посёлков, окружающих заповедник, пришли на помощь бедствующим оленям, спасли многих животных. (27)Но велик был и урон. (28)Маятник слишком далеко качнулся в одну сторону. (29)Разрушив естественное триединство, люди не позаботились о создании триединства искусственного.

(По В.В. Дёжкину, Т.И. Фетисову)

Прочитайте текст.

Нашим далёким предкам всё происходящее вокруг казалось беспорядочным нагромождением случайностей, сплошным хаосом. На самом же деле в природе всё закономерно. И задача науки состоит в том, чтобы раскрывать эти закономерности, познавать истинные причины всего происходящего. Наука – враг случайностей. В случайном она ищет закономерное.

Вот какую удивительную историю сообщила однажды газета «Известия». Человек неосторожно открыл дверцу вертолёта, чтобы выбросить папиросу, и мощным потоком воздуха был вытянут из кабины. Высота несколько сот метров… Внизу тайга. У человека не было парашюта… Всё произошло мгновенно. Чёрный комочек стремительным метеором пронесся между деревьями и врезался в снег. И что же? Человек остался жив. Он даже не получил серьёзных ушибов, всего две-три царапины. Счастливая случайность? Ещё бы! Ведь даже прыжок с высоты третьего-четвёртого этажа часто кончается смертельным исходом.

И всё-таки то, что произошло, было не столь случайным, как может показаться на первый взгляд. У человека, выпавшего из вертолёта, не было парашюта. Но зато у него был навык парашютиста, он имел на своём счету десяток прыжков. Он знал законы, управляющие падением тел в воздухе. Не растерявшись, человек принял единственно правильное решение: схватив за края полы своего ватника, он растянул их наподобие крыльев и с помощью этого маленького своеобразного парашюта стал управлять необычным полётом.

Ему удалось не только замедлить падение, но и направить свой «полёт» мимо деревьев на маленькую поляну, в глубокий снег. Этот человек «оседлал» случайность. Человек знал – и случайность подчинилась ему.

Так и в науке. История знает немало примеров того, как многие важнейшие открытия совершались как будто бы чисто случайно в результате непредвиденного стечения обстоятельств.

Французский учёный Анри Беккерель был очень аккуратным человеком. Закончив опыты, он обязательно прятал в шкаф многочисленные колбы, реактивы, фотопластинки, образцы урановой руды. Однажды утром он опустил в проявитель целую пачку пластинок, на которых ещё ничего не было заснято. Он вспомнил об этом только тогда, когда пластинки уже пролежали в проявителе несколько минут. Учёный хотел выбросить испорченные пластинки и вдруг заметил, что на одной из них появилось какое-то странное пятно.

Беккерель заинтересовался – он был настоящим экспериментатором – и решил проверить, в чём дело. Он внимательно рассматривал пластинки… Странно, как это могло случиться, ведь они лежали в темноте, в шкафу, завёрнутые в светонепроницаемую чёрную бумагу, А это пятно – оно что-то напоминает. Беккерель подошёл к шкафу. Ну конечно, на светочувствительной эмульсии отпечатались очертания куска урановой руды, который лежал в эту ночь сверху на пачке пластинок. Но как это всё-таки могло произойти? Или, может быть, урановая руда испускает невидимые лучи, проникающие сквозь чёрную бумагу?.. Так было открыто явление радиоактивности и положено начало проникновению науки в глубины атома.

Да, Беккерель случайно положил кусок урановой руды на пачку фотопластинок и случайно опустил пластинки в проявитель, но надо быть исследователем, чтобы в единичном, случайно обнаруженном факте увидеть новое физическое явление.

Научное познание природы напоминает подъём по лестнице со ступеньки на ступеньку. И если какая-нибудь ступенька уже достигнута, это значит, что скоро будет сделан очередной шаг на следующую ступеньку.

Иногда говорят, что научные открытия «созревают». Так созрело и открытие радиоактивности, потому что во времена Боккереля учёные уже достаточно много знали о строении атома. От причины к причине! Таков путь науки.

И то, что наука, шагая по этому пути, добилась грандиозных успехов, лучше всего говорит о том, что естественные причины явлений действительно существуют.

(По В. Комарову)

Прочитайте текст.

1. Михаил Щепкин говорил: «Нет маленьких ролей – есть маленькие актеры». Сам он в маленькую роль вкладывал не меньше добросовестного труда, чем в большую, выигрышную, и оттого в его исполнении даже роль, состоящая из нескольких слов, производила сильное, незабываемое впечатление.

2. Немногочисленная публика, состоявшая из помещиков, чиновников и купцов, посещала в те времена театры, и, чтобы привлечь эту горсточку зрителей, театру приходилось каждый вечер ставить новую пьесу. Повторения спектаклей были редки. Пьеса, повторённая три-четыре раза, была исключением. При таких условиях, когда на спектакль уделялось две-три, а то и одна репетиция, не могло быть и речи о стройности представления. Актёры играли под суфлёра и вместо авторского текста передавали роль «своими словами».

3. Так делали почти все, но только не Щепкин. Какой бы цены это ему ни стоило – отказа от удовольствий, отдыха, сна – он являлся на спектакль с твёрдо выученной ролью и с прекрасным знанием всей пьесы. Такие пьесы, как «Горе от ума» и «Ревизор», Щепкин знал наизусть.

4. Для этого нужно было иметь огромный талант – у Щепкина он был. Но на это нужно было иметь и любовь к непрестанному вдохновляющему труду, которым Щепкин бесконечно приумножил свой природный талант.

Прочитайте текст.

 

Население земного шара быстро увеличивалось. Заселялись почти все земли планеты. Появилась острая необходимость передавать информацию на большие расстояния, в тысячи раз большие, чем перекрываемые человеческим голосом. Что тут только не применялось! Неутомимый бегун или гонец на лихом скакуне мчал срочные донесения; индейцы условной комбинацией костров объявляли войну соседнему племени; звук гигантского барабана пронзал африканские джунгли; почтовый голубь, ориентируясь непонятным до сих пор образом, нёс письмо.

Но всего этого было недостаточно. Жизнь требовала более быстрой передачи информации и значительно большего объёма.

Революцию совершило электричество. Появился телеграф – связь по проводам. Впервые открылась возможность мгновенно передавать сообщение на большие расстояния, значительно превышающие пределы прямой видимости. Сначала это были условные значки типа азбуки Морзе. Потом человеческий гений нашёл способы сразу передавать буквенный текст, не требующий зашифровки на передаче и расшифровки его на приёме.

Следующим шагом было изобретение телефона. Появилась возможность поговорить с человеком, находящимся за тридевять земель. Сегодня это тривиально, а на всемирной Парижской выставке тысячи людей стояли в очереди, чтобы первый раз поговорить с другими посетителями по телефону и убедиться в реальности изобретения.

Но для телеграфной и телефонной связи нужны были дорогостоящие провода, кабели. И разве мыслимо опутать ими весь земной шар, соединив многие точки планеты. А подвижные объекты так и вовсе невозможно связать с землёй и между собой проводами. Проблема оставалась нерешённой.

Но вот были переданы первые сигналы из одной точки пространства в другую без всяких проводов. Это был известный опыт А. Попова. Так появилась радиосвязь. Основное свойство её, к которому мы также все привыкли и не замечаем, – отсутствие соединительных проводов между корреспондентами. Был открыт новый, не зримый глазом носитель информации, движущийся, как и световой луч, с колоссальной скоростью – почти 300 000 километров в секунду – и легко пронзающий почти любые препятствия.

(По Н.Т. Петровичу)

Прочитайте текст.

Тысячелетиями искали люди средства ослабить муки больного на операционном столе. Они верили, что инструменты, покрытые жиром, выкованные из золота или серебра, облегчают страдания; хирурги приписывали крокодильему салу, высушенному в порошок, благодетельные свойства анестезии, видели в листьях кустарника кока, растущего в Перу и Боливии, «божественный дар насыщать голодных, придавать силы усталым, избавлять несчастных от болей». Чтобы сделать больного нечувствительным к ножу, его опьяняли вином, пускали ему кровь до глубокого обморока, затягивали на шее петлю до потери сознания. Потоки крови и могильные холмы вели человечество к современной анестезии.

Изверившаяся медицина устами хирурга Вельпо заявила: «Боль и нож – неотделимые друг от друга понятия. Больной и хирург должны с этим свыкнуться. Было бы химерой думать о чём-либо ином».

Хирурги решительно восставали против всякой системы обезболивания, настаивая на своём праве оперировать больных, находящихся в полном сознании. «Боль, – утверждали они, – могучий союзник врача. Она подсказывает правильное поведение больному в момент операции: сдерживает беспокойных, вынуждая их беречь свои силы, ограничивает упрямых требованиями больного организма. Боль – жестокий и полезный закон, она будит в человеке нравственные начала. В воспоминаниях о собственной боли, физической или душевной, лежат корни сострадания и любви к человечеству…»

Даже знаменитый Пирогов, впервые применивший на фронте наркоз, писал: «Делать операцию над человеком, находящимся в состоянии бесчувствия, – обязанность неприятная для хирурга, который присутствием духа, здравым суждением и привычкой успел в себе победить восприимчивость к крикам и воплям больных…» Иначе говоря, ожесточив своё сердце, лишив его сочувствия, хирурги восстали против попыток обесценить это достоинство в их искусстве.

И ещё одного преимущества лишало врачей обезболивание. Пока перед ними лежал страдающий больной, способности хирурга определялись его умением оперировать как можно быстрей. Ловкачи удаляли в две минуты конечность, извлекали камень из желчного протока за двадцать минут. При наркозе такого рода искусство излишне, одинаково излишне, как и выработанное практикой равнодушие к стенаниям больного…

(По А. Поповскому)

(1)Александр Павлович мало походил на типичного сельского учителя, образ которого часто появляется в литературе начала века. (2)В свои сорок с небольшим он сохранил пышную шевелюру, легко и быстро ходил, был невысок и плотен. (3)Светлая летняя тужурка была пригнана по фигуре и сидела щеголевато, а мягкая шляпа, чуть сдвинутая на затылок, и пушистые усы придавали его облику что-то художническое. (4)Он и впрямь обладал всеми талантами, необходимыми хорошему учителю в те времена. (5)Времена, когда сельский учитель был и просветителем, и наставником всей округи. (6)К Рождеству и Пасхе он ставил с детьми спектакли, становясь и режиссёром, и оформителем, руководил детским хором. (7)Даже запускал фейерверки, однажды чуть не спалив свои знаменитые усы, когда набивал порохом заряды. (8)Кроме того, он был метким стрелком и удачливым охотником, и его частенько приглашали с собой на охоту соседние помещики как спутника надёжного и опытного.

(9)Многолетнее каждодневное управление толпой сорванцов развило в нём черты, присущие полководцу: орлиный взгляд, быстроту реакции и решительность. (10)А как иначе, когда сидят перед тобой три десятка ребятишек, от семилетних малышей до великовозрастных верзил. (11)Одних надо обучать буквам и письму по прописям, других – спряжению глаголов, а с третьими учить «Буря мглою небо кроет», и при этом видеть, кто стрельнул бузиной из пустотелой дудки, кто ткнул пером в спину, а кто не хочет сам думать и списывает у соседа. (12)Александр Павлович всё подмечал своим орлиным взором, подходил к виновнику с неспешной неотвратимостью, брал за маленькое твёрдое немытое ухо и отводил в угол.

(13)Надо сказать, что и баловались у него редко, обычно попервоначалу, впрочем, всегда попадались неспокойные мальчишки, органически неспособные сидеть смирно.

(14)Он не мог бы сладким голосом сказать, что любит детей. (15)К последнему уроку он уставал от них и с удовольствием уходил из класса в свою квартирку при школе, погружался в чтение, рассеянно прихлёбывая из тарелки щи. (16)И всё же он любил ребятишек. (17)Любил их живость, открытость взгляда, смышлёность, тягу к интересному. (18)Он любил читать или рассказывать им что-либо из истории или географии, про сражения, плавания или извержения вулканов и ощущать в глубокой тишине раскрытость детских душ. (19)И он терпеть не мог, если какой-нибудь шалопай в напряжённейший миг, когда Суворов с армией карабкается по альпийским кручам или за окном раздаётся голос Тыбурция, когда все замерли в ожидании, что же будет дальше, – дёргает за косичку впереди сидящую Анютку или стреляет из рогатки в затылок Васьки. (20)Тогда Александр Павлович не на шутку свирепел. (21)Но если он видел, что и шалопай заслушался и вместе со всеми кричит в ответ на прозвеневший в коридоре звонок, чтобы читали дальше, – это была для него настоящая радость.

(22)Но больше всего он не любил ко всему безразличных, из тех, что не умеют даже по мячу попасть, но при этом делают вид, что на такую ерунду им жаль тратить их драгоценные силы. (23)На уроках такие сидели отключённо, думая о какой-то своей, совсем далёкой от школы жизни или, скорее всего, ни о чём не думая, пошевелить мозгами они не умели, и душа у них была так же неразвита. (24)Такой шалопай мог ради забавы обидеть кошку, разорить гнездо; они и дома отлынивали от всех дел, огрызаясь на материны упрёки и пропадая весь день невесть где. (25)И тем приятней было ему, обходя избы учеников, в пустой нищей избёнке застать такого Лепёшкина нянчащим на руках сестрёнку и залившимся краской при появлении учителя.

(26)И тем больше Александр Павлович занимался именно такими, стараясь расшевелить их, вызвать интерес к жизни, событиям, книгам, добиться осмысленности взгляда и вызвать при случае искру сочувствия или жалости. (27)Он с удовлетворением вспоминал нескольких, кому он помог стать людьми, далёкими, конечно, от совершенства, но все же твёрдо стоящими на собственных ногах.

(По Е. Гиляровой)

Прослушайте текст.

 

В жизни знал я только одного подлинного гения. Это был Шаляпин. Всем щедро наградил его Господь: голосом – единственным в мире по силе и красоте, внешностью необыкновенною, умом острым, таланта­ми разнообразными. Стал он первым в мире певцом и великим актером – ведь трудно сказать, что в «Бори­се Годунове» больше волновало – пение или игра Ша­ляпина? Богата Россия талантами, но скольким из них удается развиться и не заглохнуть в полной без­вестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с са­мых народных низов, пришел из Суконной слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова, «радость безмерную».

Впервые услышал я Шаляпина в Париже. Было это в 23 или в 24 году. Шаляпин только недавно выехал из России и дал свой концерт в Большой Опере.

На эстраду, как-то по-особенному закинув голову, вышел радостно и уже победоносно улыбавшийся ги­гант, и зал грохнул от рукоплесканий, словно поднял­ся навстречу певцу мощный океанский вал... Все в нем было как-то празднично и необычайно: крупная, кра­сивая фигура, бледное лицо, высоко зачесанный кок светло-золотистых волос, белесоватые ресницы, резко вычерченные и слегка трепещущие ноздри. Запомни­лись почему-то особенно ладно сидевший на нем фрак и золотая лорнетка на широкой черной ленте. Он под­нес лорнет к глазам, мельком заглянул в программу, лежавшую на рояле, и запел первый романс, слегка прикрыв глаза... Голос его в эти годы был еще моло­дым, сильным, – это был даже не голос, а какой-то удивительный инструмент, при помощи которого ар­тист умел передавать тончайшие душевные пережива­ния:

О, где же вы, дни любви...

И столько грусти и тоски было в эту минуту в его го­лосе, так печально звучала «Элегия», что слезы сами собой навертывались на глаза, и нельзя было пове­рить, что этот же самый артист будет петь «Воротился ночью мельник» и изображать подвыпившего мужич­ка и его сварливую женку, что к концу первого отделе­ния он перевоплотится в старика-гренадера, идущего из русского плена, и как грозно, как величественно бу­дут звучать заключительные аккорды «Марсельезы»! Много пел в этот вечер Шаляпин. И «Ночку», такую простую, задушевную народную песнь, и страшную свою «Блоху», и «Как король шел на войну». Сколько жалости и нежности вкладывал Шаляпин в строфы о бедном Стасе, над которым шумит и колосится рожь... Вышел я из Оперы как пьяный и по­том долго шел пешком, через весь ночной Париж, к далекому студенческому кварталу, и все не мог совладать с охватившим меня волнением.

(А. Седых.)

Прослушайте текст.

 

Осенью 1880 года в Петербурге произошло чудо: впервые была выставлена картина Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре». Каждый, кто смотрел на это удивительное по­лотно, навсегда запоминал зелено­ватую ленту реки, живую рябь воды и поистине волшебный свет луны. Поражённым зрителям казалось, что они чув­ствуют на лице дуновение ветра, слышат тихий плеск волн, видят, как движутся белесые клубы тумана.

Не было ни одной газеты в сто­лице, которая не посвятила бы кар­тине и её автору нескольких востор­женных статей. Одни называли его гением, дру­гие – колдуном, третьи – фокусни­ком. Да, многие люди считали, что Куинджи просто дурачит их. Они верили, что в холсте проделана дырка, за которой кроется лампочка и светит вместо нарисованной луны так, словно это луна настоящая. Да­же некоторые собратья по искусству ломали головы и строили самые не­вероятные предположения.

Как ни странно, но люди, называвшие Архипа Ивановича колдуном, кое в чём были правы. Художник годами «колдовал» над красками, искал и находил новые сочетания. Эти-то поиски и принесли автору шумную славу, а его произведе­ниям – страшную беду...

Ещё в те дни, когда все петер­бургские ценители искусства пытались попасть на выставку Куинджи, знаме­нитый художник Крамской писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбина­ция красок, которую открыл худож­ник?»

Шли годы, и опасения Крамского начали сбываться. Постепенно всё больше и больше угасал и зеленова­тый лунный свет на глади реки, и ба­гровые отблески заката на белых стенах украинских мазанок, и золотые солнечные лучи на стволах берёз. В слое краски происходили какие-то химические реакции, и картины катастрофически темнели. Почти всему наследию замечательного ма­стера грозила гибель. Судьба полотен Куинджи взволновала всех любителей искусства. Из­вестные всему миру картины надолго исчезали из залов музеев, но постепенно эти полотна возвра­щались на свои места после того, как над ними поработали реставрато­ры и учёные. Правда, проблемы всё равно окончательно не решены, угроза не миновала, потому что любое произведение живописи постоянно испытывает на себе негативное влияние окружающей среды и, в конце концов, может безвозвратно погибнуть.

(По Г.Петрову)

 

Прочитайте текст.

 

1. (1)В шестидесятых годах ХХ века в Санкт-Петербурге состоялась выставка картин одного из самых любимых в нашей стране художников-пейзажистов – Исаака Ильича Левитана. (2) Прошло часа полтора с момента открытия, и вдруг раздался тревожный звонок телефо­на в кабинете главного музейного хранителя. (3)Он бросился на выставку, с ходу врезался в плотную толпу посетителей и увидел, что картина «Золотой плёс», принадлежащая Третьяковской га­лерее, вся покрылась волнами. (4)Ещё совсем недавно это полотно было идеально натянуто, а теперь оно напо­минало бурю на море.

2. (5) Немедленно стали искать причину беды. (6)Пока спорили и гадали, появился новый сюрприз: холст сам по себе разгладился, и от морщин не осталось ни­какого следа. (7)На следующий день повторилось то же са­мое, что взволновало сотрудников музея: в 11 часов утра перед посети­телями раскрылись двери выставки, в 13 часов картина собралась в складки, в 20 часов от складок не осталось и следа. (8) На третий же день это прекрасное про­изведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так вол­новаться, потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры.

3. (9) Неожиданно оказалось, что тыльная сто­рона холста была прикрыта куском обыкновенного полиэтилена. (10)Всё дело в том, что вместе с воздухом человек выдыхает пары воды, и они разрушительно действуют на произведения живописи. (11)Если в комнате одно­временно находится большое количество человек, то воздух становится увлажнённым. 12)А на выставку Левитана ежедневно в те­чение нескольких часов приходили десять тысяч любителей искусства! (13)Приходили, дышали, и влажность воздуха совершала огромные скач­ки. (14) В зависимости от этих скач­ков холст, впитывая влагу, растягивался, а, высыхая, сжи­мался. (15)Тогда-то и были упакованы все картины в спе­циальные конверты, ко­торые предохраняли сразу и от пыли, и от влаги.

4. (16)Музейные экспонаты, с какими бы предосторожностями их ни храни­ли, испытывают на себе удары вре­мени. (17)С годами они дряхлеют, за­болевают. (18)Рассыпается холст, кра­сочный слой трескается, желтеет бумага, выцветает акварель... (19)Но ведь всё, что находится в музеях, – это сокровища, которым нет цены. (20)Это гордость всего народа, всего человечества. (21)Сменяются поколения, но каждому из них до­роги эти сокровища. (22)Разве мы можем обездолить наших далёких потом­ков!

5. (23)И работники музеев сохраняют красоту во что бы то ни стало. (24)Про­изведения искусства умирать не должны! (25)Ни при каких обстоятель­ствах, даже самых трагических! (26)А трагедии в музейных залах, хоть и чрезвычайно редко, но происхо­дят.

(По Г. Петрову)

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

 

(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова является Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества.

(4)Примерно три четверти произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Его герои музицируют, поют или слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. (6)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. (7)Для писателя важно, какую музыку предпочитают его персонажи, что они играют, поют и как они это делают. (8)Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки являются важнейшими качествами личности близких автору героев.

(9)Самым музыкальным произведением Тургенева по праву считается роман "Дворянское гнездо". (10)Музыкой, музыкальными сценами и образами буквально наполнено все произведение, которое вообще звучит как симфония о любви, красоте, редких мгновениях счастья. (11)Словесные описания музыкальных тем передают то, что невозможно объяснить словами, то, чем переполнена душа героев романа, то, что подтверждает их любовь друг к другу. (12) "...сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце, - читаем мы одно из самых пронзительных описаний музыки, - она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса".

(13)Однако невольно возникает вопрос: может, понимание музыки до­ступно лишь большим писателям? (14)Конечно, так выразительно описывать словами свои музыкальные впечатления могут настоящие мастера художественной речи, но более или менее четкие картины при слушании симфонии или фортепианной пьесы возникают у каждого из нас. (15)И психологи подтверждают это. (16)Они провели такой опыт. (17)Вызвали к роялю не­сколько человек, сыграли им мелодию песни Шуберта «Форель» и попро­сили рассказать о впечатлениях от музыки. (18)Все участники опыта прибли­зительно одинаково восприняли мелодию, словно повторяющую прихотливые переливы движущейся воды. (19)Им показалось, что они стоят возле ручья, осы­панные мелкими серебристыми брызгами. (20)Некоторым даже почудилось, что где-то щебечут птицы, поет девушка, полощущая белье. (21)Слушатели не знали содержания песни Шуберта, и все же они уловили общий характер музыки и рассказали о своих впечатлениях почти одними и теми же словами. (22)Музыка способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души, дать толчок к творческому воображению, помогает человеку понять свой внутренний мир и окружающую действительность. (23) Музыка лечит душу, придает силы и желание достойно и красиво жить.

(По И. Илонову)

Прослушайте текст и напишите подробное изложение.

Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Владимиру Алексеевичу Гиляровскому. Этот человек неукротимой энергии и неудержимой доброты был известным писателем, журналистом конца Х1Х – начала ХХ века. В Гиляровском современников прежде всего поражала цельность и выразительность характера.

Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.

Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известен и любим среди московской бедноты. Он был знатоком московского «дна», знаменитой московской Хитровки, - приюта нищих, босяков – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.

Хитровцы любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованского горя, несчастий.

Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей. Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые жестокие сердца.

Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. Важно, что вся современная история страны преломлялась в деятельности таких людей. Важно то, что они определяли собой свое время.

(По К. Паустовскому)

 

 
Прослушайте текст. Приведите два примера, доказывающих истинность последнего предложения прослушанного текста. Поэзия земледельческого труда – не пустое слово. В русской литературе есть писатель, которого невозможно иначе назвать, как поэтом земледельческого труда – исключительно. Это – Кольцов. Припомним поистине великолепное стихотворение Кольцова «Урожай», где и природа и миросозерцание человека, стоящего с ней лицом к лицу, до поразительной прелести неразрывно слиты в одно поэтическое целое… Здесь все просто, обыкновенно, взята одна только нива желтеющая, на которой сосредоточены все заботы земледельца, сосредоточены все его думы. Тут нет пустого места, нет прорехи в миросозерцании человека, и самое миросозерцание удивительно своеобразно. (По Глебу Успенскому).

Прочитайте текст.

(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова является Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества.

(4)Примерно три четверти произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Его герои музицируют, поют или слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. (6)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. (7)Для писателя важно, какую музыку предпочитают его персонажи, что они играют, поют и как они это делают. (8)Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: