Организация и методы исследования




 

Образование сегодня становится товаром, определенным образом влияющим на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, о роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами-студентами.

Студенты нуждаются не только в получении определенной суммы знаний, но и в овладении общими принципами мышления, навыками умственного труда, умением использовать резервы своего интеллекта и творческий потенциал. В условиях интенсивного обучения особенно важными становятся не только конкретные профессиональные умения и навыки, но и общие способности приобретать знания, использовать их для решения огромного количества сложных задач, анализировать информацию, выделять существенное, мыслить критически. Способность продуктивно мыслить становится одной из самых значимых для педагога в современном мире, где необходимо принимать разумные и нестандартные решения в быстро меняющихся условиях.

Мыслящие и образованные студенты становятся большой ценностью и как товар на рынке труда, и в качестве «запаса прочности» любого современного общества и цивилизации в целом. Цель образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше. К сожалению, традиционная система образования и особенно система профессиональных отношений зачастую выдвигают не столько требования к умственной компетенции, сколько к коммуникативным навыкам, и это приводит к тому, что социальный успех оказывается, не так тесно связан с уровнем интеллекта, как это происходит в развитых странах.

При построении социального портрета студента необходимо произвести анализ его психологических характеристик. В своем анализе я рассматривала следующие аспекты: мотивация к учебе, способность адекватно оценивать свои положительные и отрицательные качества.

На первом диагностическом этапе исследуются следующие параметры:

Ø Портрет современного студента на основе опроса преподавателей и самих студентов.

Ø Мотивация студентов с помощью соответствующего специального теста;

Ø Социально-значимые качества студентов на основе теста-опросника.

Первый параметр: составление портрета студента на основе опроса преподавателей и студентов.

Студентам и преподавателям были заданы следующие вопросы: «Современный студент. Какой он?», «Какими положительными качествами он обладает?», «Сколько времени тратит на учебу?» и т.д. На основе ответов на эти вопросы были составлены два разных образа современного студента.

Второй параметр: тест на диагностику учебной мотивации.

Мотивация (от lat. «movere») - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Обработка и интерпретация результатов теста.

• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования подсчитывается средний показатель по каждой шкале опросника.

Третий параметр: выявлениесоциально-значимых качеств студентов на основе теста-опросника.

Студентам был предложен ряд вопросов, на которые необходимо было дать точные ответы. Данный тест-опросник позволяет выявить наиболее значимые качества для студентов и качества которые вызывают у них негатив. А также качества, помогающие и мешающие им в достижении успеха. Данный тест-опросник состоит из 6 вопросов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: