На первом этапе были опрошены преподаватели и студенты. Результаты опроса:
Ø современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, так же он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 75% опрошенных. А 35% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.
Ø по мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них больше амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в голове. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.
На втором этапе был проведен тест на мотивацию студентов.
Результаты получились следующие:
Ø Коммуникативные мотивы: 4,1 (82%).
Ø Социальные мотивы: 3,9 (78%).
Ø Профессиональные мотивы: 3,8 (76%).
Ø Мотивы творческой самореализации: 3,8 (76%).
Ø Мотивы престижа: 3,7 (74%).
Ø Учебно-познавательные мотивы: 3,6 (72%).
Ø Мотивы избегания: 3 (60%).
На первом месте у студентов коммуникативные мотивы, около 82%. Современные студенты любят общаться, находится среди друзей, знакомится с новыми людьми, поэтому коммуникативные мотивы и преобладают. Также для студентов важны социальные мотивы, в основе которых находится потребность общения с «единомышленниками» - кругом людей, объединенных общими интересами и профессиональной направленностью. И профессиональные мотивы, в основе которых лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии, так ответили 76%. Для 74% важны мотивы престижа, то есть - стремление к определенному статусу в обществе. На последнем месте учебно-познавательные мотивы и мотивы избегания. Таким образом, учебная мотивация у студентов очень низкая, что сказывается на низкой успеваемости студентов, и не желании учиться.
На третьем этапе было проведено тестирование, которое позволяет дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета.
На вопрос: «Что для Вас в жизни самое главное?» получены ответы: семья - 42%, любовь - 25%, работа - 19%, образование - 19%, деньги 9,5%, карьера 9,5%, дети - 9,5%, уважение окружающих - 4,8%, творчество - 4,8%, здоровье - 4,8%, жизнь - 4,8%. Таким образом можно сделать вывод, что около половины студентов больше всего ценят семью, и это здорово. На втором месте у студентов любовь, что вполне естественно для студенческого возраста. А вот работа на третьем месте, всего около 5 человек из 21 так считают. Образование для студентов далеко не на первом месте, оно отошло, куда-то далеко на второй план, и это не может не пугать. Ведь главная цель студента в высшем или среднем учебном заведении - получить образование. Здоровье студентов также не особо волнует, они молоды, активны и пока не задумываются о своем физическом состоянии.
По данным опроса студенты больше всего ценят в человеке: порядочность - 76%, доброту - 71%, чувство собственного достоинства - 47%, понимание - 42%, свободу - 38%, независимость - 33%, верность - 4,8%. А больше всего ненавидят: предательство - 76%, ложь - 76%, зависть - 71%, жестокость - 66%, жадность - 66%, невежество - 42%.
Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность - 95%, трудолюбие - 76%, упорство - 66%, способности - 52%, хорошее образование - 42%, интересную работу - 33%, везение - 23%, «богатые» родители и связи - 14%. На первом месте у студентов целеустремленность, так ответили 20 человек. На последнем «богатые» родители и связи, так ответили всего 3 человека.
Качествами, мешающими в достижении успеха считают: лень - 90%, неорганизованность, неусидчивость - 28%, невнимательность - 19%, безответственность - 9,5%, некоммуникабельность - 4,8%. Больше всего студентам мешает лень и меньше всего мешает некоммуникабельность. Студенты общительны, не сидят на месте, поэтому им мешает неорганизованность и неусидчивость.
На последний вопрос: «Что для вас значит диплом о высшем (среднем) образовании?» - 57% ответили, что диплом - это бумажка, помогающая лучше устроиться в жизни, 52% ответили, что диплом для них - документ, официально подтверждающий, что он - профессионал, и только 9,5% ответили, что диплом - «Корочка», чтобы родители были довольны. Обидно, что большинство студентов все же считают диплом обычной корочкой, помогающей лучше устроится в жизни. Не нужно забывать, что диплом - это еще и подтверждение своих профессиональных качеств.
Таким образом, было проведено исследование на составление портрета современного студента на примере Сосновского филиала ФГОУ «Сибирского профессионально-педагогического колледжа». Мы выяснили насколько студенты мотивированы на учебу, что они больше всего ценят в жизни, какими социально-значимыми качествами обладают, на сколько коммуникабельны и приспособлены к современной жизни.
Исследование позволило дать краткую характеристику современному студенту: активный, общительный, целеустремленный, всегда готов помочь, амбициозный, упорный, но в то же время ленивый и неусидчивый. Зачастую современный студент мало организован в учебе и в своей повседневной жизни.
Таким образом, современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.
Заключение
Таким образом, сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.
Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.
Список литературы
студент личность колледж портрет
1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ.2009. Вып. 17.
2. Дмитриев А.В. Общая социология: Учеб. пособие. М., 2006.
. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.
. Шереги Ф.Э., Харчева В.А., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2007.
. Кораблева, Г.Б. Профессия и социологический аспект связи / Г.Б. Кораблева. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. проф.-пед. Университет, 2005.