Вселенские Соборы
Собор | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Год | |||||||
Место | Никея | Константинополь | Ефес | Халкидон | Константинополь | Константинополь | Никея |
Император | св. Константин Вел. | Феодосий Вел. | Феодосий Младший | Маркиан | св. Юстиниан | Константин Погонат | Константин и Ирина |
Патриарх | св. Митрофаний | свт. Григорий; Нектарий | св. Кирилл Александрийский | св. Анатолий | св. Евтихий | св. Георгий | св. Тарасий |
Председатель | Евстафий Антиох. | Мелетий Ант; патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля | патриарх КПля |
Папа | Сильвестр | Дамас | Целестин | св. Лев Великий | Вигилий | Агафон | Адриан |
Членов собора | |||||||
Православные участники | Александр Ал-др., ОсияКордубский, Евстафий Антиох., Иаков Низибийский, свт. Спиридон, свт. Николай | Мелетий Антиох., преемник Вас. Вел.по Кес. кафедре Элладий, Григорий Нис, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов | Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика | Анатолий КП, Максим Антох., ЮвеналийИерус, ФалласийКаппад, легаты епп. Пасхазий и Луценций, ФеодоритКирский | Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский | Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор, представители Александрийского и Иерусалимского патриархатов | св. Тарасий Константинопольский |
Против кого | Ария | Македония, Аполинария | Нестория | Евтихия и Диоскора | "Трех глав" | Монофелитов | Иконоборцев |
Корни ереси | Непримиримость иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения | Арианство | Сочинения Феодора Мопсуэтского и ДиодораТарсийского | Некоторые места у свт. Кирилла, свт. Афанасия Александрийских | Некоторые места у ФеодоритаКирского, послание Ивы Эдесского к марию Персу, творения Феодора Мопсуэстского | Стремление имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами | Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717-741) |
Ересь | Омоусиос Сына с Отцом, "Сын Божий – произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по существу" | Аполинарий: "Место человеческого духа во Христе заменил Божественный Логос" Македоний: "Св. Дух – творение" | "Дева Мария – Христородица". Вопрос соединения естеств во Христе | Слияние во Христе Божественной и человеческой природ с поглощением последней первою; Евтих: "После Воплощения поклоняюсь одному естеству Бога вочеловечившегося" | Пронесторианские взгляды; осуждение III Вс. собора, хулы на свт. Кирилла Александрийского | Во Христе одна воля и одно действие Божеское | Иконопочитание – идолослужение. Неописуемость Христа. |
Сторонники ересиарха | ЕвсевийНикомидийский, ФеонаМармарикский, Секунд Птолемаидский | пресв. Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан | министр Хрисафий при дворе безвольногоимп. Феодосия | ФакундГермианский (Африка) – "В защиту трех глав"; западные и африканские епископы и пресвитеры | имп. Ираклий, Кир Александрийский, патриархи Кпля: Сергий, Пирр, Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий Антиохийский, монах Полихроний | Константин Копроним | |
Обличители ересиарха | Александр Александрийский, ОсияКордубский | Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский | Прокл Константинопольский, ЕвсевийДорилейский; свт. Кирилл Александрийский | ЕвсевийДорилейский – 448г. – еп. собор; ФлавианКонстантиноп., св. Лев Великий | имп. св. Юстиниан, отцы собора | св. Софроний Иерусалимский, св. Максим Исповедник, св. папа Мартин | прп. Иоанн Дамаскин, папы Григорий II, Григорий III |
Постановления собора | 1-я часть Символа Веры (1-7 члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета | 8-12 чл. Символа Веры; о преимуществе Константинопольского епископа | "Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно". Низложение Нестория. Запрет составления нового Симв. | В одном лице Христа два естества – Божественное и человеческое – соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно | Анафематствование Феодора Мопсуэстского и Оригена, "Послания" Ивы и некоторых других мест из творений ФеодоритаКирского | "Во Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется Божественной" | "Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней" |
Правила | |||||||
События после собора | Гонения имп. Констанция (336-61) на свт. Афанасия Алексдр. и папу Ливерия. Юлиан Отступник (361-63). 358г. – собор в Анкире – утверждение Василием Анкирским и др. подобосущия. Возникновение аполинарианства (с 352г.) | 395 – разделение Империи на Западную (имп.Гонорий) и Восточную (имп. Аркадий) части | "Отступнический собор" под началом Иоанна Антиохийского; низложение свт. Кирилла и Мемнона Ефесского. Прп. Далмат выходит из затвора поддержать православных в Кпле. Козни вельможи Иринея; заключение Кирилла, Мемнона и Нестория. Еп. совещание в Халкидоне | Имп. Василиск (476-7) издает энциклион с анафемой Собора; имп. Зенон (477-91) издает двусмысленный "Энотикон"; имп. Анастасий (491-518) вводит в Трисвятое "Распныйся за ны". Оппозиция монофизитов в палестине, Египте, Антиохии (монах Петр Гнафевс) | 615г. – осада Константинополя персами | 691г. – при имп. Юстиниане II Трульский (Пято-Шестой) Собор в Кпле. Председатель – патр. Кпля Павел, всего 213 отцов. Составлено 102 правила. | 813-43 – второй период иконоборчества. 802 – низложение Ирины. Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Феофил (+842), патр. Иоанн Грамматик |
Дополнения | 321г. – собор в Александрии, отлучивший Ария. Пом. Соборы: 314 – Анкир., 315 – Неокесар., 340 – Гангрский., 341 – Антиох., 364 – Лаодикийский, 347 – Сардикийский | Вопрос о Антиохийской кафедре. Оставление свт. Григорием Богословом Конст. кафедры. Поместные Соборы: 418 – Карфагенский, 394 – Константинопольский | Несторийосужден на поместном соборе в Риме 430г. 12 анафематизмовсвт. Кирилла. 482 – Энотикон | 449г. – "разбойничий собор" в Ефесе, председ. – Диоскор Александрийский; низложение Флавиана и Евсевия, анафематствование Ивы Эдесского; убийство Протерия Александр., >>Тимофей Эллур | 544г. – указ имп. с анафемой трех авторов. Спор о "трех главах". Протест Африканских и Западных епп. Согласие папы. Протест рим. диак. Рустика и Севастиана. Соборы в Иллирике и Африке против указа и папы. 551г. – новый указ | Имп. Ираклий 638г. – "Экфесис", имп. Констанс II – "Типос"; 645г.- пре-ниепрп. Максима с патр. Кпля Пирром; 648г. – Латеранский собор – осудил монофелитство; 653г. – арест папы Мартина, ссылка его в Херсонес, а прп. Максима – во Фракию, затем – в Колхиду | 754г. – иконоборческий собор. Изгнание имп. Львом Исавряниновпатр. Германа и поставлениепатр. иконоб. Анастасия. 727г. – папа Гонорий созывает собора в Риме против иконоборцев |
|
|
|
Вселенские Соборы, годы их проведения и основное вероучительное значение
I | Сформулировал Никейский Символ веры, дав определение Божественности Сына Божьего | |
II | Дал определение божественности Святого Духа | |
III | Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего, и Марии как Божьей Матери. Седьмым правилом запретил изменять Никейский Символ веры | |
IV | Дал определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного человека в одном Лице | |
V | Еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе | |
VI | Принял догмат "О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе" | |
VII | Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры, приняв догмат "Оиконопочитании" |