Л уцию Домицию Агенобарбу, получившему имя Нерон Клавдий Друз Германик, шел семнадцатый год, когда он вступил на престол. Произошло это в день смерти Клавдия, которого почтил великолепным погребением, похвальной речью и обожествлением.
До 62 г. юный император оставался под влиянием префекта преторианцев Секста Афрания Бурра и своего наставника Луция Аннея Сенеки, ориентировавших его на сближение с сенатом. Нерон обещал взять за образец правление своего предка Августа. Он также польстил сенату и консулам, выразив веру в их способность осуществлять функции власти, как в древние времена. Правительство предприняло меры для наведения общественного порядка, для борьбы против фальшивомонетчиков и реформы методов формирования казны; наместники провинций и их правительства были освобождены от сбора с населения огромных денежных сумм на проведение гладиаторских представлений. Сам Нерон, повзрослев, серьезно занялся государственными делами, особенно своими судейскими обязанностями, при осуществлении которых внедрял полезные процедурные идеи.
Вдохновленный лестью Сенеки Цезарь воображает себя великим артистом. Впервые он выступил в Неаполе. Но важнее всего казалось ему выступить в Риме. Во время пения Нерона никому не разрешалось выходить из театра, даже по необходимости. Колоссальное самолюбие возбуждало в нем ненасытную жажду к славе; его зависть ко всем тем, кто обращал на себя внимание публики, доходила до неистовства: успех на каком бы то ни было поприще был в его глазах государственным преступлением. Своего сводного брата Британика он отравил ядом из страха, что у того голос был приятнее, а значит, народ мог предпочесть его самому Нерону.
|
Ненавидел он и «лучшую мать», как сам называл Агриппину. Сначала Нерон лишил ее всех почестей, отнял воинов и германских телохранителей, после чего изгнал из дворца. Три раза пытался отравить, но Агриппина предварительно принимала противоядие. Поняв это, сыну пришел иной замысел, но и на этот раз он потерпел неудачу. Тогда он выдумал распадающийся корабль и пригласил Агриппину на пир в Байи. Тацит посвятил этому событию одно из своих сочинений, в котором описывал, как после крушения корабля, ей удалось доплыть до берега лишь для того, чтобы встретить свой конец на твердой земле. Таким образом, Нерон обрек себя на пожизненное клеймо «матереубийцы». Самым тяжким преступлением считалось в Риме матереубийство. Помпей вынес суровый закон, продолжавший быть в силе. Матереубийцу вместе с собакой, петухом, гадюкой и обезьяной сажали в кожаный мешок и бросали в море.
В качестве оправдания Нерон заявил сенату, что Агриппина замышляла покушение на его жизнь и он был вынужден сделать это. В те времена сенаторы, ненавидевшие Агриппину, как врага отечества не сожалели по поводу ее кончины. Население и преторианцы к этому событию отнеслись аналогично.
В 62 г. начался новый этап царствования: Сенека и Бурр ушли с политической сцены. Сначала Бурр умер от опухоли горла. На посту префекта преторианцев его сменили напарники Фений Руф и гораздо более зловещий Гай Софоний Тигеллин, сицилиец, поощрявший безумства императора, ставший его злым гением. Сенека не мог ужиться с Тигеллином и своевольным императором, поэтому он ушел в отставку, сколотив к тому времени огромное состояние.
|
Вскоре после этого Нерон стал демонстрировать свою неограниченную власть частой сменой жен. Чтобы жениться на Поппее Сабине, Нерон отправил в ссылку, а затем велел умертвить Октавию. В это же время с целью конфискации имущества богатых сенаторов были возобновлены судебные преследования “за оскорбление величества”. Всевозможные постройки и игры поглощали огромные средств. Однако происходящее в целом не поколебало ни мир, ни процветание, ни правительство. Лишь в дальних уголках происходили отдельные приграничные стычки: поражение и восстание иценов в Британии. Правда, был удачный поход против парфян Гнея Домиция Корбулона, утвердившее римское господство в Армении. А царя Трдата I Нерон короновал в Риме.
Однако ситуация в Риме ухудшалась. За множеством убийств последовало трагическое событие, лишившее крова многие семьи и вызвавшее открытое недовольство – всем известный и сегодня пожар Рима, уничтоживший десять из четырнадцати районов города. Неделю горели дома и храмы богов, а жители города искали убежище в каменных памятниках и склепах. Известное сочинение Тацита гласит, что Нерон пытался возложить вину за пожар на маленькую христианскую общину (первое гонение христиан). Упорно ходили слухи, что правитель сам организовал поджог, чтобы использовать освободившиеся земли для возведения своего Золотого Дворца.
К этому времени его отношения с сенаторским сословием резко ухудшились. В 65 г. произошло событие, которое рассматривали как серьезный заговор, известный под названием Пизонского. Его вдохновителем и руководителем, согласно одному из мнений, был некто Гай Кальпурний Пизон, желавший таким образом выразить протест, прежде всего аристократического сословия, против “эллинистического” управления Империей. Итогом заговора стали девятнадцать казней и самоубийств и тринадцать изгнаний. Пизон, Фений и Сенека были в числе умерщвленных; то же случилось и с племянником Сенеки Луканом, поэтом и близким другом Нерона; еще одной жертвой была дочь покойного императора Клавдия.
|
В марте наместник Центральной Галлии, Гай Юлий Виндекс, поднял против Нрона восстание; для той же цели в Испании употребил весь свой авторитет Гальба; Луций Клодий Макр возглавил мятеж на севере Африки. Император мог бы преодолеть кризис, если бы действовал с достаточной решимостью. Но Нерон, казалось, был способен только мечтать о фантастических актах возмездия или чудесном изменении в настроении взбунтовавшихся войск под воздействием его драматичных стенаний. 9 июня Нерон узнал, что и преторианская гвардия, и сенат выступили против него, и решил покончить с собой. Его последними словами были “Qualis artifex pereo!” — “Какой великий артист погибает!”
Заключение
I век н.э. был временем становления новой политической формы - Империи, выработки системы стабильных отношений между Римом и провинциями; этот век характеризуется поисками и в области экономической (переход к более широкому использованию труда арендаторов-колонов вместо рабов), и в области духовной.
После смерти Августа противоречивость созданной им формы правления выявилась с особой остротой, прежде всего потому, что не было выработано законной формы передачи власти от одного императора к другому. Открыто монархический принцип прямого наследования не мог быть провозглашен, т.к. государство по-прежнему считалось республикой, но республика все больше и больше становилась фикцией; всё решала сила. В течении правления Тиберия ограничиваются функции республиканских органов власти; народные собрания лишаются права выбора должностных лиц: право это передается сенату, но кандидатов практически выдвигает император.
При приемниках Августа культ императора постепенно распространился по всему государству. Стало обязательным поклонение статуям императора, день рождения императора отмечался в империи как официальный праздник. Даже во время праздников других божеств, в процессиях несли изображение императора. Именно обожествление императоров становилось основной формой идеологического обоснования их власти.
При Тиберии возобновляется действие старого закона "об оскорблении величия римского народа" (под который раньше подпадали серьезные политические преступления, такие как самовольное ведение войны полководцем, подстрекательство к мятежу и т.п.). Теперь этот закон применялся не только к делам, но и к словам.
Есть все основания полагать, что тенденции, наметившиеся в период принципата Тиберия, были характерны и для эпохи Юлиев-Клавдиев в целом. Именно с этого времени «принципат меняется к худшему». Тацит в своем последнем произведении - «Анналах» - не остался равнодушен к произволу и жестокостям, к доносам и сфабрикованным обвинениям, к клеветникам, порочившим честных людей, и прочим отвратительным явлениям, запятнавшим принципат Юлиев-Клавдиев. Виновников всех этих зол, императоров от Тиберия до Нерона, он выставляет на суд истории.
Каждый император из Юлиев-Клавдиев ощущал некую молчаливую оппозицию, в виде общественного мнения. Но, к примеру, это вовсе не волновало Гаю Калигуле, недолгое правление которого ознаменовалось острейшим кризисом в отношениях принципата с римским обществом. Как известно, кризис разрешился его гибелью и приходом на престол Клавдия. Его преемник несколько смягчил императорский режим, и годы пребывания Клавдия у власти стали своего рода затишьем перед бурным и злостным правлением Нерона. Одним из мероприятий, с помощью которых Клавдий попытался вернуться ко внутренней политике к принципам Августа, было прекращение преследований за оскорбление принцепса словом на основании lex majestatis, что означало существенное ослабление давления на общество.
Подводя итог, из вышеизложенного следует, что в силу никчемности наследников престола верховенство и культ императора в основном действовали только формально. Именно оппозиция римлян была той силой, которая подталкивала властителей империи к смягчению политического режима, вынуждая их понимать зыбкость своего положения. Здесь хотелось бы конкретизировать свою мысль цитатой из романа «Нерон, кровавый поэт» Д. Костолони: «- Да здравствует республика во главе с императором!»
Литература
1. Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадцати Цезарей, М., "Ладомир", 2000г
2. Публий Корнелий Тацит, Анналы, М., "Ладомир", 2001г
3. Л.С. Ильинская, Античность (Краткий энциклопедический справочник), М., "Лабиринт", 1999г
4. М. Грант, Римские императоры, М.; "Терра", 1998г
5. С.Л. Утечко, Юлий Цезарь, М. "Мысль", 1974г
6. И.Ш. Шифман, Цезарь Август, Ленинград, "Наука", 1990г
7. К.В. Вержбицкий, Традициооные формы общения у римлян и оппозиция Юлиям-Клавдиям, доклад
8. www. webzone.ru/imp/ind.htm – Римские императоры
9. www. rulers.narod.ru – Всемирная история в лицах