Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Народ сложил и загадки.
Он – не мяч и не клубок, | Маленькое, сдобное |
Он – румяный … (Колобок) | Колесо съедобное. |
Я одна тебя не съем. | |
В землю тёплую уйду, | Разделю ребяткам всем. (Бублик) |
К солнцу колосом взойду. | |
В нём тогда таких, как я, | Лежит Емеля на печи, |
Будет целая семья! (Зерно) | Жуёт Емеля … (калачи) |
Что на сковороду наливают. | |
Вчетверо сгибают. | |
Да в сметану макают? (Блин) |
Педагог. Есть хлеб - будет песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, а хлеб остается хлебом.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Дети читают стихи на фоне меняющихся слайдов
1 ученик. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
2 ученик. Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека.
3 ученик. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило.
Охраняло, берегло!
4 ученик. В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Педагог: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона, требуется более 10 тысяч зерен.
Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.
Вот некоторые из них:
•Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
•Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
•Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
•При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
•Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а, отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.
•Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
•Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
2. Рисунки на тему: «Хлеб – наше богатство».
Какие профессии людей, участвуют в процессе рождения хлеба?
Дети: Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, мельник, технолог, пекарь, приемщик, продавец…
Педагог:
Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу. Ведь ничего дороже нет на свете, чем теплый хлеб, лежащий на столе. Из анкеты я поняла, что вы относимся к хлебу с уважением.
РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра. И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте, и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.
1. Я РАССКАЖУ ДОМА…
2. Я УНЕСУ С СОБОЙ…
Дети поочередно высказывают своё мнение колосками (нарисованными на листе бумаги)
Литература.
1.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/Автор – составитель Л.А. Багрова, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001
2.Ашукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Москва, 1986
3.Гайдина Л.И. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. Москва, «Вако», 2009
4.Интернет – ресурсы
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2013/01/22/klassnyy-chas-khleb-eto-zhizn-a-ne-prosto-eda
https://festival.1september.ru/articles/609111/