Финансовые правоотношения понятие и особенности
— это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
- они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
- один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
- они всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Необходимо учитывать, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной и иной деятельности). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Финансовая деятельность вне правовых отношений неосуществима.
Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т. е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.
У финансового правоотношения должны быть все указанные специфические черты, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.
Для более полного понимания содержания и особенностей финансовых правоотношений помогает их классификация по разным основаниям: кругу участников, способам государственной защиты, длительности и др. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации. При такой классификации выделяются правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы:
- бюджетные;
- налоговые;
- по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий, организации страхового дела и т. д.
Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.
Так как существуют материальные и процессуальные норм финансового права, выделяемые в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.
Понятие финансового права, его сущность и место в системе Российского права
Финансовое право (ФП) - самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм права регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Нормы ФП всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
Таким образом, ФП имеет свой предмет регулирования не свойственный другим отраслям права.
Отношения, составляющие предмет ФП имеют организационный, властный и имущественный характер. Данные особенности позволяют выделить из большого круга существующих денежных отношений именно те, которые по своему характеру являются финансовыми. Эти отношения можно классифицировать по определенным группам в связи с присущими им особенностями:
1. Отношения, возникающие между высшими региональными и местными представителями органами власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета, порядка их формирования и исполнения.
2. Отношения, возникающие между высшими региональными, местными исполнителями органами власти в области финансов.
3. Отношения, возникающие между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями в связи с исполнением обязательств по уплате налогов и иных платежей и перечисление их в бюджет.
4. Отношения, возникающие внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита.
Осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления. Основным методом финансово-правового регулирования является административно-правовой метод, суть его состоит в том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной - государством и его органами. Они создают обязательные для составления властные предписания, которые могут иметь форму законов и подзаконных актов.
Источником ФП РФ являются правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований, в которых содержатся нормы ФП.
Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договора ратифицированные Россией являются составной частью ее правовой системы, поэтому международные договора ратифицированные РФ и содержат нормы регулирующие отношения, относящиеся к источникам ФП.
Система Российского ФП - объективно обусловленные системы общественных финансовых отношений, внутреннее ее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты.
ФП состоит из двух частей: общей и особенной.
Общая часть ФП содержит нормы, регулирующие общественные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющую финансовую деятельность, правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений.
Особенная часть ФП включает в себя расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты ФП, связь между которыми объективно обусловлена.
Основными принципами ФП являются: законность, гласность, федерализм, плановость, приоритет в области финансовой деятельности представительных органов государственной власти над исполнительными органами государственной власти.
1. Принцип законности выражается в том, что вся финансовая деятельность государства регламентируется нормами ФП. Соблюдение данных норм обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности выражается в доведении до сведений граждан содержания различных финансовых документов.
3. Принцип федерализма в ФП проявляется в установлении конституцией РФ разграничений полномочий РФ, субъектов РФ в области финансов.
4. Принцип плановости является неотъемлемым условием финансовой деятельности государства. Вся финансовая деятельность государства основывается на системе финансово-плановых актов. Их структура, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах.
5. Принцип приоритета проявляется в установлении конституцией РФ полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти при составлении и утверждении основополагающих финансовых документов бюджетной и налоговой политики российского государства.
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право -- ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.
6. Финансовая система РФ, ее состав.
В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).
Финансовый институт — группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.