Назначение, основные функции и задачи, структура и состав отдела по связям с общественностью




Организация структурного подразделения по связям с общественностью предприятия внешне мало отличается от организации специализированных PR-компаний. Принципиально важным, однако, является то, что такие подразделения, во-первых, тесно вовлечены в организационную и информационную среду предприятия и, во-вторых, осуществляют свою работу планомерно, то есть исходя из общего содержания и направленности деятельности данного предприятия.

Очевидно, что наиболее сильной стороной деятельности структурного PR-подразделения является отличное знание требований заказчика к создаваемой рекламе. Однако не менее очевидно и то, что во многих случаях в работе подобных подразделений царит излишняя заорганизованность и «творческая зашоренность». Это в конечном счете может привести к снижению качества рекламной продукции.

И тем не менее все большее число российских предприятий обзаводятся in-house - собственными подразделениями по связям с общественностью. Условимся, что в дальнейшем - кроме случаев, оговоренных особо, - мы будем именовать структурное PR-подразделение предприятия отделом по связям с общественностью.

Итак, предположим, что у наших читателей также возникла необходимость в создании на предприятии (где они уже работают или предполагают вскоре начать работать) полноценной PR-структуры. С чего следует начать эту непростую работу? Видимо, следует определить ее назначение и, исходя из этого, приступить затем к последовательному решению всех прочих организационных вопросов.

В целом назначение отдела по связям с общественностью должно соответствовать целям деятельности всего предприятия и способствовать их наиболее полной, своевременной и качественной реализации. Такой целью в общем случае является приобретение (наряду с капиталом в его традиционном смысле путем получения максимальной прибыли, увеличения акционерного капитала и т. п.) и преимущество особого рода.

Это преимущество с некоторых пор все чаще принято обозначать как паблицитный (в ряде источников - репутационный) капитал. Что он представляет собой и в чем состоит его специфика?

По определению одного из наиболее авторитетных специалистов в области PR, паблицитный капитал - это «особый вид капитала, которым обладает рыночный субъект, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. Этот вид капитала... представляет собой социальное отношение, связанное с собственностью, и сущность его связана с самовозрастанием стоимости за счет использования потребительской стоимости, заключенной в собственности»*.

Попробуем теперь, однако, для лучшего понимания сути написанного уточнить некоторые детали.

Своим происхождением термин «паблицитный капитал» обязан понятию «паблисити» (от англ. publicity -«публичность», «гласность», «известность», «слава» и даже «реклама» и «рекламирование»)**. Таким образом, паблицитный капитал - это не что иное, как преимущество, основанное на известности и славе его обладателя, в нашем случае - предприятия.

Возникновение и последующее преумножение паблицитного капитала находится в прямой зависимости от того, насколько публична и гласна (см. выше) известность и слава его обладателя.

Фактически это зависит от того, насколько осведомлено окружение (общественность) «рыночного субъекта» (предприятия) о достоинствах - известности и славе последнего - и насколько оно расположено (позитивно настроено) по отношению к нему. При этом представляется очевидной взаимосвязь и взаимозависимость материального и паблицитного капитала.

С одной стороны, в отсутствие материального капитала и свободных средств на публичное и гласное обнародование имеющихся достижений руководство предприятия, как правило, не слишком беспокоится о том, как нарастить паблицитный капитал. В подобной ситуации для него, вероятно, важнее выплатить работникам причитающуюся зарплату, провести реорганизацию производства, переобучение персонала и т. п. - что, в общем, разумно.

С другой стороны, необходимо помнить о том, что мерилом успеха в бизнесе всегда был, есть и будет (в обозримом будущем) экономический результат, концентрированным выражением которого и является рост материального капитала - та же прибыль, к примеру.

Однако при этом не следует забывать, что эти достижения - как бы замечательны они ни были - так и останутся для общественности «тайной за семью печатями», если руководство предприятия не предпримет соответствующих усилий, направленных на обнародование соответствующей информации, причем осуществленное в нужном ракурсе.

Следовательно, паблицитный капитал практически невозможно создать на пустом месте. И если предприятие не имеет реальных экономических успехов, то у него в настоящий момент, по сути, нет и шансов на обретение сколь-либо значительного паблицитного капитала.

Зато, создав предпосылки для формирования первичного паблицитного капитала (минимальной известности и хоть сколько-нибудь позитивного отношения со стороны общественности), предприятие вправе рассчитывать на то, что начиная с этого момента паблицитный капитал начнет работать на приращение капитала материального.

Заметим, что до наступления эпохи PR для обозначения паблицитного капитала во многих случаях использовались такие понятия, как «репутация»* и «реноме»**.

Возможно, они просто лучше вписывались в терминологию курса «экономики социализма». Тем не менее сбрасывать оба эти понятия со счетов не следует. Более того, в дополненном виде (деловая репутация, бизнес-реноме) эти термины вполне могут претендовать на роль синонимов паблицитного капитала, пусть и несколько отдаленных.

От каких же факторов зависит состояние паблицитного капитала предприятия? Почему общественное мнение в той или иной ситуации оказывается более расположенным к одним и менее - к другим предприятиям?

Видимо, потому, что лидеры PR-процесса полнее используют имеющиеся в распоряжении коммуникационные ресурсы. Они осуществляют, по сути, параллельное информирование общественности не только о своих действиях и намерениях, но и проявляют необходимую заботу о позитивизации образа своего руководства и выпускаемой (реализуемой) продукции.

На схеме представлены основные факторы, оказывающие влияние на состояние паблицитного капитала предприятия - инициатора PR-процесса:

Официальные лица (руководство, специальные представители, в том числе по связям с общественностью) ПАБЛИЦИТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ Продукция (товары и услуги)
Действия Заявления Намерения

Таким образом, назначение отдела по связям с общественностью и одновременно цель его деятельности заключается в том, чтобы всемерно способствовать увеличению паблицитного капитала предприятия (в другом варианте - укреплению его деловой репутации).

Это, в конечном итоге, окажет и вполне определенное влияние нарост его материального капитала. Полнота реализации назначения отдела по связям с общественностью, в свою очередь, в значительной мере предопределяется эффективной организацией его деятельности, и в частности четким и ясным пониманием его функций и задач.

Под функцией (от лат, funktio - исполнение, осуществление) в данном случае следует понимать не столько собственно деятельность, работу, сколько внешнее проявление свойств какого-либо объекта в сложившейся системе отношений. Иными словами, речь идет о проявлении свойств отдела по связям с общественностью в процессе осуществления повседневной деятельности.

Итак, рассмотрим эти функции с учетом их значимости.

Поскольку PR представляет собой один из инструментов интегрированной маркетинговой коммуникации (ИМК), то и начать следует с упоминания маркетинговой функции. Конечной целью маркетинга на предприятии, как известно, является получение прибыли, образующей определенную, подчас значительную часть материального капитала (другую его часть может образовывать, к примеру, акционерный капитал).

Материальный капитал образует основу для возникновения и увеличения паблицитного капитала, который, в свою очередь, также способствует приросту материального капитала. Подчеркнем, что маркетинговая функция относится к числу основополагающих функций отдела по связям с общественностью.

Сопоставимое по важности значение играет и организационная функция. Отметим, что ее реализация охватывает как вопросы организации работы отдела по связям с общественностью (оперативное и тактическое планирование деятельности, организация конкретных PR-мероприятий, контроль, учет результатов и т. п.), так и вопросы оперативного и оперативно-стратегического развития предприятия в целом. К последним можно отнести, например, вопросы, которые составляют содержание соответствующих разделов плана маркетинга предприятия.

Несомненно, к числу важнейших относится и коммуникационная функция. Ведь, если вдуматься, без осуществления коммуникации между инициатором PR-процесса (предприятием) и его окружением (общественностью) смысл всех прочих составляющих деятельности подразделения утрачивается.

Реализация коммуникационной функции делает возможным не только донесение до сведения общественности определенной информации о предприятии (прямая связь), но и получение отклика общественности на эту информацию (обратная связь). В этом смысле правомерно рассматривать прямую и обратную связь как ее подфункции, занимающие по отношению к коммуникационной функции подчиненное положение.

Другими функциями отдела по связям с общественностью являются:

а) исследовательская:

б) творческая;

в) аналитическая:

г) производственная функции.

Прямым результатом реализации указанных функций является исследовательская, творческая, аналитическая и производственная деятельность отдела по связям с общественностью. Нельзя не упомянуть здесь и еще об одной - внутренней, или внутрикорпоративной функции. Она применима в процессе реализации комплекса специфических мероприятий по осуществлению внутренних связей с общественностью.

Отметим, что на практике реализация указанной функции имеет место лишь на тех предприятиях, руководство которых считает целесообразным осуществление специальных внутренних PR-мероприятий - что, заметим, все еще не стало неукоснительным правилом для России.

Забегая чуть вперед, заметим, что начинать создание собственной профессиональной PR-команды руководству предприятия следует именно с группы по осуществлению внутренних связей с общественностью. На первых порах достаточно одного-единственного сотрудника (редактора внутреннего издания, пресс-атташе, спичрайтера, контент-менеджера корпоративного сайта и т. п.).

Обратимся к задачам отдела по связям с общественностью, логически вытекающим из содержания соответствующих функций (см. схему).

  Маркетинговая функция Организационная функция  
Производственная функция Коммуникационная функция Внутрикорпоративная функция
Исследовательская функция Творческая функция Аналитическая функция
           

Осуществление исследовательской функции предполагает решение отделом следующих основных задач:

1) управление исследовательским процессом (включая постановку задачи, планирование и организацию ее выполнения, а также контроль и оценку результатов ее выполнения);

2) установление и поддержание деловых отношений с источниками информации: СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями, а также с людьми и организациями, располагающими требуемыми сведениями, иными источниками информации;

3) изучение исследуемой аудитории, учет ее настроений (изучение иного объекта исследования);

4) подготовка и представление исследовательского отчета.

В процессе осуществления творческой функции предполагается решение отделом следующих основных задач:

1) управление творческим процессом (см. выше);

2) разработка (написание, съемка, компиляция, редактура и корректура) PR-материалов (текстов, фотоиллюстраций, видео- и компьютерных графических материалов);

3) формирование пресс-кита (PR-комплекта, включающего все предназначенные для передачи СМИ материалы);

4) подготовка и передача оригиналов в производство (для тиражирования и рассылки).

При выполнении аналитической функции отделу необходимо решить следующие основные задачи:

1) управление аналитическим процессом (см. выше);

2) установление и поддержание деловых отношений с источниками информации: СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, экономическими, властными и общественными структурами, партиями и движениями, а также с людьми и организациями, располагающими требуемыми сведениями, иными источниками информации;

3) сбор, хранение и обработка (учет, систематизация, изучение и оценка) аналитической информации;

4) подготовка и представление аналитического отчета.

Осуществление производственной функции влечет за собой необходимость решения отделом следующих основных задач:

1) управление производственным процессом (см. выше);

2) обеспечение производственного процесса;

3) установление и поддержание деловых отношений с изготовителями носителей PR-продукции: типографиями, студиями компьютерной графики, съемочными группами, студиями звукозаписи и т. п.;

4) отправка оригинальной и приемка тиражной PR-продукции.

При выполнении внутрикорпоративной функции отдел решает следующие основные задачи:

1) изучение настроений и мнений работников предприятия;

2) разработка рекомендаций для руководства предприятия;

3) разработка PR-материалов;

4) распространение PR-материалов (через внутреннее издание, внутреннюю информационную сеть и т. п.);

5) реализация (подготовка, планирование, организация и проведение) PR-мероприятий (встреч работников и руководства предприятия);

6) анализ результатов.

Отдельного рассмотрения требуют задачи, решаемые отделом по связям с общественностью в рамках организационной, коммуникационной и маркетинговой функций. Так, к основным организационным задачам отдела по связям с общественностью относятся:

1) общее управление отделом по бизнес-связям с общественностью;

2) организация и проведение отдельных PR-мероприятий (в данном случае – нацеленных на внешнюю аудиторию);

3) организация и проведение комплексных мероприятий (PR-кампаний);

4) управление внутренними связями с общественностью;

5) кризисное управление отделом.

К основным коммуникационным задачам отдела по связям с общественностью относятся:

1) общее (стратегическое) коммуникационное взаимодействие (включая личные контакты, информационный и документационный обмен) со всеми необходимыми источниками информации (см. выше);

2) текущее (оперативное) коммуникационное обеспечение исследований;

3) текущее (оперативное) коммуникационное обеспечение творческого процесса;

4) текущее (оперативное) коммуникационное обеспечение анализа;

5) точечное (тактическое) коммуникационное обеспечение производственного процесса.

И, наконец, о задаче, решаемой отделом по связям с общественностью в рамках маркетинговой функции. Ее содержание логически вытекает из сущности маркетингового процесса, неотъемлемой частью которого является и бизнес-PR.

Задача, безусловно, связана и с целью, которую ставит перед собой руководство предприятия на обозримую перспективу (поскольку и эффект от бизнес-PR проявляется не сразу): поступательное развитие, основанное на устойчивом увеличении материального и паблицитного капитала.

Эта задача, которую можно обозначить как задачу высшего уровня (в отличие от задач, решаемых в рамках рассмотренных ранее функций), подразумевает создание, поддержание и укрепление положительного имиджа предприятия, его деятельности и руководства в глазах общественности.

В принципе, каждый из упоминаемых здесь элементов можно рассматривать как самостоятельную задачу. Однако все они настолько тесно взаимосвязаны между собой, что представляется более верным видеть в них единое, хотя и многокомпонентное целое.

Эффективность деятельности отдела по связям с общественностью во многом зависит и от того, насколько оптимальны его структура и состав.

Напомним уважаемым читателям, что структуру отдела по связям с общественностью образуют совокупность его внутренних подразделений (групп, а в ряде случае - отдельных сотрудников), деятельность каждого из которых сконцентрирована на самостоятельном направлении, а также организационно-информационных связей, возникающих между ними в процессе взаимодействия.

На практике структура отдела по связям с общественностью обычно выстраивается в соответствии с функциональным принципом. Это предполагает следующее. С одной стороны, каждый элемент структуры отдела самостоятельно и эффективно выполняет конкретную PR-функцию (в отдельных случаях - несколько смежных функций). С другой стороны, он не менее эффективно взаимодействует в процессе своей деятельности с другими элементами структуры.

Исходя из содержания рассмотренных ранее функций отдела по связям с общественностью, «классический» вариант его организационной структуры может выглядеть так*:

В свою очередь, численный состав отдела по связям с общественностью характеризуется общим количеством работников данного подразделения, а также количественным соотношением их основных категорий - руководителей, менеджеров, специалистов и исполнителей.

И при определении общего количества работников, и при выборе количественного соотношения их основных категорий следует придерживаться принципа целесообразности. Иначе говоря, работников - руководителей, менеджеров, специалистов, исполнителей - в отделе должно быть ровно столько, чтобы вся необходимая работа была выполнена ими качественно, полно и своевременно.

Приведем ниже примерный численный состав отдела по связям с общественностью, соответствующий варианту структуры, представленному выше:

1) административная группа (4 чел.):

- помощник начальника отдела - менеджер по развитию и кадрам;

- специалист (инженер) по информационным технологиям;

- оператор ПК;

- курьер;

2) исследовательско-аналитическая группа (4-6 чел.):

- менеджер по исследованиям и аналитике;

- специалист-исследователь (2-3 чел.);

- специалист-аналитик (1 - 2 чел.);

3) творческая группа (4-6 чел.):

- менеджер по креативу;

- текстрайтер (2-3 чел.);

- бильдредактор (1-2 чел.);

4) группа обеспечения и производства (5 чел.):

- менеджер-координатор;

- менеджер по работе с заказчиками; менеджер по обеспечению; менеджер по работе со СМИ; менеджер по производству;

5) группа специальных проектов и внутреннего PR (8-10 чел.):

- менеджер-консультант;

- менеджеры специальных проектов (1-2 чел.);

- пресс-атташе;

- редактор внутреннего издания;

- контент-менеджер корпоративного сайта;

- спичрайтер;

- фотограф-видеооператор;

- web-мастер;

- верстальщик.

Основные функции сотрудников отдела по связям с общественностью предприятия примерно соответствуют функциям сотрудников PR-компании (см. главу 2.1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: