Организация текущей работы отдела по связям с общественностью вне предприятия и на предприятии




В данном параграфе речь пойдет не только о развернутой схеме организации работы отдела по связям с общественностью, но и о наиболее важных организационных особенностях деятельности его внутренних подразделений (групп). Начнем же мы с рассмотрения развернутой организационной схемы деятельности отдела по связям с общественностью.

Руководство повседневной деятельностью отдела по связям с общественностью осуществляет его начальник - генеральный менеджер (менеджер) по связям с общественностью. Он, в свою очередь, подчиняется или непосредственно руководителю предприятия (директору), или его заместителю по маркетингу (одному из заместителей директора, курирующему вопросы связей с общественностью).

Полученные от руководства предприятия указания и распоряжения по вопросам связей с общественностью начальник отдела принимает к исполнению. После выработки и утверждения соответствующего управленческого решения начальник отдела организует работу своих подчиненных таким образом, чтобы обеспечить своевременное, полное и качественное выполнение задания.

Общий порядок работы начальника отдела по связям с общественностью предполагает:

1)получение указания (распоряжения) и его уяснение;

2)выработку решения о порядке выполнения задания;

3)доклад и утверждение решения руководством предприятия (в решении отражаются сроки, средства и методы выполнения задания, а также то, какие ресурсы - персонал, техника, информация и т. п. - должны быть привлечены для его выполнения);

4)распределение обязанностей между исполнителями, выработку и утверждение плана работы;

5)организацию взаимодействия, управления и обеспечения в процессе работы отдела;

6)приемку результатов работы, их оценку и доклад руководству предприятия о выполнении задачи.

Основным организационным документом на период выполнения задания является план работы (план PR-кампании или отдельного мероприятия). В содержании плана работы отражаются:

- перечень действий;

- сроки их выполнения;

- сведения об ответственных исполнителях;

- сведения о привлекаемых ресурсах;

- порядок осуществления контроля (кто и как осуществляет соответствующие меры);

- содержание основных мер обеспечения и взаимодействия;

- учет результатов проделанной работы.

Отметим, что в выработке плана, как правило, участвуют все руководители внутренних подразделений отдела.

Рассмотрим далее то, как осуществляют свою деятельность внутренние подразделения отдела в процессе выполнения задания (уточним, что в данном случае под заданием подразумевается осуществление мероприятий в рамках «внешнего», то есть некорпоративного, PR).

Как правило, первыми в работу - еще до утверждения плана - включаются сотрудники исследовательско-аналитической группы. На начальном этапе работы они, как правило, проводят комплексное (выборочное) исследование, по итогам которого определяются:

1) целевая аудитория, на которую предполагается оказать PR-воздействие,

2) информационные каналы PR-воздействия (конкретные СМИ),

3) основные инструменты PR-воздействия.

Выполнение данной работы возлагается непосредственно на специалистов группы - исследователей. Результаты работы группы в форме отчета с конкретными рекомендациями менеджер по исследованиям и аналитике представляет начальнику отдела.

Начальник отдела изучает результаты исследования вместе с менеджером по креативу (руководителем творческой группы) и менеджером-координатором (руководителем группы обеспечения и производства).

По результатам изучения менеджер по креативу представляет начальнику отдела предложения, которые касаются:

- разработки конкретных информационных материалов,

- подготовки специальных мероприятий (акций) с привлечением представителей СМИ или основанных на собственных возможностях предприятия по информированию общественности (в том числе через внутреннее издание, интернет-сайт, при помощи распространения специальных информационных материалов и т. п.).

В свою очередь, менеджер-координатор представляет начальнику отдела свои предложения по порядку распространения информационных материалов (включая вопросы взаимодействия с конкретными СМИ, издательскими предприятиями и пр.), в том числе и в ходе специальных мероприятий.

Получив от начальника отдела «добро» на выполнение, руководители внутренних подразделений организуют соответствующим образом работу подчиненных. Техническое обеспечение работы осуществляют оператор ПК и курьер. Готовые проекты (образцы) информационных материалов, а также частные планы проведения отдельных PR-мероприятий руководители групп представляют начальнику отдела. Последний, в свою очередь, оценивает их качество, после чего представляет материалы и планы для утверждения руководству предприятия.

Утвержденные для распространения (опубликования) информационные материалы передаются представителям СМИ (в необходимых случаях - на издательские предприятия для тиражирования). Одновременно на основании утвержденных частных планов осуществляется подготовка специальных мероприятий.

На заключительном этапе работы в дело вновь вступает исследовательско-аналитическая группа, специалисты-аналитики которой оценивают эффективность выполненных PR-мероприятий и информационных материалов. Результаты анализа в виде отчета руководитель группы представляет начальнику отдела.

По итогам изучения отчета и иным данным, характеризующим эффективность выполненных PR-мероприятий и информационных материалов, начальник отдела готовит соответствующую справку, которую представляет руководству предприятия.

Организация внутренних связей с общественностью силами отдела заслуживает отдельного рассмотрения по меньшей мере по четырем веским причинам.

Во-первых, как отмечалось выше, формирование отдела по связям с общественностью на предприятии благоразумнее всего начать именно с создания мини-подразделения по внутрикорпоративным PR. В дальнейшем, с учетом обретенного его сотрудниками практического опыта, структуру отдела по связям с общественностью можно будет постепенно развивать.

Во-вторых, информационные материалы и специальные мероприятия для целей «внутреннего употребления», а также отклик на них со стороны коллег по работе позволят пиарщикам своевременно («до выхода в свет») выявить и устранить содержащиеся в них недостатки: скорректировать тональность подачи материалов, уточнить организационные детали спецмероприятий, точнее учитывать реакцию аудитории.

В-третьих, руководство предприятия поступит благоразумно, если предоставит своим работникам возможность первыми получать новости и иную заслуживающую их внимания информацию о деятельности предприятия (и прочих тесно связанных с ней проблемах), причем получать ее от самого предприятия, а не «на стороне».

В-четвертых, нельзя недооценивать значение внутренних связей с общественностью для формирования корпоративного духа среди работников предприятия. Корпоративный дух играет далеко не последнюю роль в реализации целей деятельности предприятия.

С чего следует начать руководству предприятия, озаботившемуся проблемой реализации внутренних связей с общественностью? Видимо, с того, чтобы:

1) конкретно обозначить перед собой задачи в этой области и закрепить пути и сроки их достижения в соответствующем плане;

2) назначить ответственное лицо, наделив его также соответствующими полномочиями и обеспечив всем необходимым для работы;

3) проинформировать о нововведении работников предприятия (собственно, это и будет первый внутрикорпоративный «пиаровский» ход руководства);

4) регулярно интересоваться состоянием дел, руководить PR-процессом, в необходимых случаях - лично участвовать в нем (предоставлять информацию, бывать на соответствующих мероприятиях и т. д.);

5) анализировать опыт, вносить в PR-процесс необходимые коррективы.

Руководству предприятия, которому, как говорится, «по должности» полагается возглавлять PR-процесс, будет совсем не лишним знать, какие инструменты имеются в его распоряжении для реализации задач внутренних связей с общественностью. Эти инструменты можно условно подразделить на информационные, аналитические, организационные, коммуникационные и инструменты кризисного (посткризисного) реагирования.

Рассмотрим вкратце, что же представляют собой инструменты каждой группы.

Информационные инструменты - это средства односторонней (в данном случае - прямой) коммуникации. Они предназначены преимущественно для донесения до сведения работников предприятия необходимой информации в рамках связей с общественностью. К основным информационным инструментам внутренних PR относятся:

1)внутреннее издание - газета или, реже, журнал предприятия. Различают постоянное (например, еженедельное) периодическое издание и тематическое издание (ad hoc, то есть распространяемое в особой ситуации - к примеру, для нормализации кризисной обстановки);

2)иная печатная информация, предназначенная для внутреннего распространения: поздравления, соболезнования, объявления, индивидуальные письменные обращения (письма), копии и выписки из официальных документов (репринты), бюллетени, ньюс-леттеры, отчеты и др.;

3)корпоративный web-pecypc (страница, сайт, портал);

4)кабельное вещание (радио, ТВ, внутренняя компьютерная сеть Интернет).

В отличие от информационных, аналитические инструменты внутренних связей с общественностью представляют собой средство односторонней (обратной) коммуникации, предназначенное для изучения мнений, настроений и ответной реакции работников предприятия. Основными инструментами внутрикорпоративных PR данного типа являются:

1) комплексный анализ проводимых среди работников предприятия итогов опросов, результатов анкетирования и т. п.;

2) мониторинг откликов и отзывов работников предприятия на распространенную среди них ранее информацию.

Организационные инструменты внутренних PR представлены набором специальных мероприятий, проводимых для работников предприятия при непосредственном участии руководства. Среди этих мероприятий отметим:

1)собрания и заседания (как правило, приуроченные к дням общегосударственных памятных и торжественных календарных дат);

2)внутрикорпоративные праздники (День предприятия, День открытых дверей, День молодых специалистов, День ветеранов, День работающих матерей, День детей, День династий и т. п.);

3)вечера отдыха;

4)соревнования (спортивные, профессиональные, досуговые и т. п.).

Основное предназначение перечисленных мероприятий - укрепление внутрикорпоративного духа среди работников предприятия в условиях неформальной, праздничной обстановки. Главное их преимущество - прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких.

Главным достоинством коммуникационных инструментов внутренних связей с общественностью является непосредственный контакт, личная коммуникация между работниками и руководством. Основными мероприятиями здесь являются:

1) выступления руководства;

2) открытые интервью;

3) открытые письма;

4) вечера вопросов и ответов;

5) устные заявления и сообщения руководства ad hoc;

6) оглашение приказов руководства.

В кризисной и посткризисной ситуации руководство предприятия, как правило, активно использует значительную часть инструментария внутренних PR. Вопрос, таким образом, состоит не в том, чтобы прибегать в форс-мажорных обстоятельствах к каким-то экзотическим и оригинальным способам реализации связей с общественностью, а в том, чтобы максимально повысить эффективность применения традиционных PR-средств и приемов.

Повышению эффективности их применения способствует:

1)подчеркнуто обдуманное и взвешенное отношение руководства к каждому слову, обращенному к работникам предприятия;

2)максимально возможное укрепление доверия - через сокращение коммуникационной дистанции, предоставление исчерпывающей информации в оперативном (круглосуточном) режиме;

3)работа «на опережение», интенсификация информационного обмена в обоих направлениях;

4)особое внимание к ответной реакции, проявлениям мнений и настроений работников, максимальная гибкость в вопросах связей с общественностью.

Практика повседневного функционирования отделов по связям с общественностью российских предприятий свидетельствует о том, что в их деятельности все еще присутствуют недостатки.

Наибольшее число проблем, препятствующих более эффективному функционированию корпоративных PR-структур, так или иначе обусловлено организацией и осуществлением взаимодействия структурных PR-подразделений предприятий со СМИ. Об это мы и поговорим в следующей главе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: