Учитывая характер общих закономерностей процесса социальной работы с подростками, возрастные признаки развития подростков, А.И. Капская отмечает принципы, которые диктуют стратегию использования различных форм, методов и средств социальной работы с несовершеннолетними:
- Принцип интеграции - в процессе стимулирования фактора саморегуляции жизнедеятельности индивида реализуется идея единства и взаимной оптимизации, каждый шаг в развитии подростка должен быть опосредованным обучением, воспитанием, которые осуществляются по отношению к естественно-социологических и социально-психологических закономерностей развития личности;
- Принцип системности - проектирование педагогического процесса происходит таким образом, что дает возможность своевременно выявить потенциальные конфликты "сбоя" в развитии педагогических процессов;
- Принцип объективной позиции во взаимодействии с подростками;
- Принцип активности - создание развивающей-воспитательной среды;
- Принцип стабильности - динамичности развивающей-воспитательной среды способствует созданию условий, изменяющих окружающую среду.
- Принцип положительной эмоциональности среды.
Ключевым и первоочередным в работе с подростками является проведение социальным работником диагностики с целью выявления проблемного поля и определения направлений социальной работы.
Основные диагностические методы, которые используются социальными работниками в работе с подростками, это:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Тестирование;
- Проектирование методики;
- Опросники на выявление личностных особенностей.
После проведения диагностики социальный работник определяет, насколько сильно поведение подростка отклоняется от нормы.
|
Социальный работник использует такую технологическую схему социальной реабилитации подростка, склонного к девиантному поведению [159, 44]:
1. Установление контакта с "трудным подростком", вывод его из стрессового состояния.
2. Исследование личностных особенностей подростка, особенностей его физического и психического развития, причин девиантного поведения и социальной дезадаптации и факторы социальной среды, способствующие формированию девиантного поведения и мешают социальной адаптации.
3. Совместное планирование реабилитационных мероприятий.
4. Координация совместных действий с учебно-воспитательными заведениями, правоохранительными учреждениями, общественными организациями.
5. Коррекция личностных черт, обуславливающих девиантное поведение и способствуют социальной дезадаптации; приобретение навыков преодоления проблем, положительного социального поведения.
6. Организация индивидуального педагогического подхода к ребенку.
7. Коррекция негативного влияния социального окружения (семьи, неформальных групп сверстников, устранение клеймения со стороны окружающих).
8. Создание условий для полноценного удовлетворения потребностей ребенка, развития его творческих способностей, самореализации в творческой деятельности, труда, содержательного отдыха; включение в социальных групп сверстников социально-положительной направленности.
9. Психологическая поддержка и обратная связь.
Используя информацию о девиантное поведение подростков, социальный работник может использовать педагогические технологии (мотивированная деятельность, которая обеспечивает эффективность, надежность результатов). Важную роль играют технологии социальной адаптации, которые включают: предсказания результатов воспитания; средства диагностики, методы педагогического воздействия; критерии выбора методов. Эти технологии предусматривают ситуации развития, саморазвития, самосовершенствования, самореализации; предлагают группы методов воспитания: убеждение, запрет, указания, ограничения; беседу, собеседование; интерактивные, коммуникативные, игровые и другие ситуации.
|
26 СП коррекция склонности подростков к употреблению наркотич вещ
Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.
Первый фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка..
Второй фактор — индивидуально-соматический— предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор — социальный внешкольный, включающий. нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.
Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.
Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:
1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
6. Формирование основ правовой культуры ребенка.
7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного, общества.
Второй компонент структуры деятельности— это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.
Третий компонент — это объект, для. которого и организуется вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации.
Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.
У социального педагога такими основными функциями являются три:
|
1) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком;
2) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации;
3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.
Следующие две функции может выполнять специалист по социальной работе. К его компетенции могут относиться такие функции, как:
1) социально-бытовая, предусматривающая оказание необходимой помощи и поддержки семье ребенка в улучшении их быта, жилищных условий;
2) социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой ребенок употребляет спиртные напитки.
30 Наркомания молодежи
Задачи технологии педагогической коррекции подростков
1. С помощью психотерапевтических воздействий не только лечить болезни, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, но улучшать и направлять социальное поведение индивидов.
2. Формировать стойкий интерес к общей цели групповых и индивидуальных занятий, способствующих улучшению самочувствия, как физического, так и психического, выработке у подростков антинаркогенных барьеров и приобщение к здоровому образу жизни.
3. С помощью образовательной терапии убедить подростков, что употребление наркотиков ведет к зависимости от них (привычке) в конечном итоге к летальному исходу.
Как в нашей стране, так и за рубежом все чаще говорят и пишут об образе жизни. Все более ясной становится его социальная обусловленность, тесная связь жизни человека с разнообразными условиями внешней среды. Об ^ этом прекрасно сказал великий физиолог И.М. Сеченов: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен: поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» [198, с. 214]. Связи человека с окружающей средой стали основой развития новой области науки - медицинской экологии, составной частью, которой является образ жизни.
НАРКОМАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ. Очень важно проводить профилактику этого серьезного заболевания. Считается, что мероприятия по профилактике наркомании разделяют на псевдоэффективные и действительно эффективные. Псевдоэффективными считаются семинары и лекции, в которых просто объясняется суть проблемы, называются «сухие» цифры. Наркомания среди молодежи Действенной профилактикой скорей являются воспитательные беседы с «живым» примером. Важно, чтобы подростки понимали, какую опасность приносит наркомания и как она может испортить жизнь. Родители очень многое могут сделать для своего ребенка в плане предотвращения приема наркотиков. Это не только беседы о вреде наркомании. Ребенку нужно уделять достаточно времени, чтобы он не чувствовал себя одиноким в семье, знал, что его любят и заботятся о нем. С детства нужно отдавать ребенка в различные кружки, секции, школы искусств. Кроме приобщения к здоровому образу жизни и развития интеллекта и творческих способностей, такие занятия будут занимать большую долю свободного времени.
Источник: