Тема: Лирическое и трагическое начала в пьесе. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».




Урок №

Группа № 2

Г.

Тема: Лирическое и трагическое начала в пьесе. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».

Прочитать.Ответить на вопросы (в конце материала). «Вишневый сад» - последняя пьеса А. П. Чехова — его поэтическое завещание. Она задумывалась каккомедия, «как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом». В пору работы над «Вишневым садом» в 1903 году А. П. Чехов писал друзьям: «Вся пьеса веселая, легкомысленная».

Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 г., на стыке эпох, когда во всех сословиях в России ощущалось ожидание крупных и решительных перемен. И в своем последнем произведении А. П. Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его новаторство. Это пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

О сюжете.

В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

О композиции. Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.

4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – не происходит на сцене; герои только говорят о нем.

Кульминация внешнего сюжета – продажа с аукциона 22 августа вишневого сада – совпадает с развязкой. Надежда, что все как-нибудь само собой устроится, растаяла как дым. Вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось.

Своеобразие конфликта

В пьесе дана классическая расстановка сил в русском обществе: уходящее дворянство (Раневская, Гаев), нарождающаяся буржуазия (Лопахин), новые силы (Петя, Аня). Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен. Дело не в экономическом банкротстве, а в невозможности героев принять условия новой жизни.

Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишневый сад; внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

Значение А. П. Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений А. П. Чехов обращался на протяжении всей жизни - от первой незаконченной пьесы «Безотцовщина» (1878) до пьесы «Вишневый сад» (1903). Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы «новой драмы», создал «театр философского настроения». Однако в начале века это положение не представлялось бесспорным. Современникам писателя его пьесы казались несценичными, лишенными действия, нарушающими традиции.

Так, «собрат» Чехова по сцене Художественного театра М. Горький увидел в «Вишневом саде» перепевы старых мотивов: «Слушал пьесу Чехова — В чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового — ни слова. Все — настроения, идеи, — если можно говорить о них — лица, все это уже было в его пьесах. Конечно — красиво, и — разумеется — со сцены повеет на публику зеленой тоской. А — о чем тоска — не знаю».

Вопреки такому восприятию пьесы Чехова стали классикой отечественного театра и до сегодняшнего дня остаются одной из пленительных загадок.

П ринципы «новой драмы», созданной Чеховым-драматургом.

В классической драматургии до Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта, организующего пьесу, лежала обычно борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами. Чехов создал театр настроения. В его пьесах нет явных столкновений, нет противоборства сил. Внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— создание «театра настроения» (вместо «театра действия»);

— отсутствие «сквозного действия», ключевого события, организующего сюжетное единство классической драмы. Единство внутреннее, так называемое «оркестровое звучание судеб героев» => полифония.

Чехов осознавал необычность своих пьес. Так, работая над «Чайкой», он понимал, что пишет что-то «странное», что «страшно врет» против условий сцены. Он считал, что вышла комедия-повесть, написанная «вопреки всем правилам драматического искусства» (А. П. Чехов). Драматург не придавал решающего значения интриге, не строил действие на борьбе характеров, его интересовал внутренний мир персонажей.

Точно понял авторский замысел «Чайки» А. Ф. Кони, едва ли не первым заметивший, что главное действующее лицо пьесы — «это сама жизнь... обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в ее внутренней жесткой иронии».

В пьесах Чехова система образов принципиально отлична от классической драматургии. Писатель предупреждал, что в его пьесах не следует искать «ни святых, ни подлецов», что его правилоне выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, никого не оправдывать, а его задача состоит в том, чтобы нарисовать человека, простого и в то же время сложного — «как в жизни». Важную роль драматург отводит внесценическим персонажам. Они становятся незримыми участниками действия. (Л. А. Иезуитова).

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— отсутствие классической одногеройности, сосредоточенности классического сюжета вокруг главного героя, отсутствие деления героев на «+» и «-», нет явного деления персонажей на главных и второстепенных, «каждый представлен один на один со своей судьбой»

 

В классической драме диалог движет действие и раскрывает характер персонажа. Это всегда разговор на общую тему, возможно, спор героев о чем-либо. Драматургию Чехова отличают диалоги, в которых каждый из участников ведет свою партию, произносит «случайные» реплики, тематически не связанные с высказываниями собеседников.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— новый тип диалога, наполненность текста «случайными» репликами

 

Чеховский диалог полифоничен как внешне, так и внутренне. Благодаря этому приему автор развивает тему человеческой разъединенности, одиночества, создавая в то же время внутренний сюжет пьесы, формируя ее подводное течение.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— наличие лирико-психологического подтекста (подводного течения). Подводное течение (подтекст) – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и прочего отношение автора к действующим лицам и их взаимоотношениям.

 

Подводное течение (подтекст) является важной особенностью «новой драмы». Чехов в совершенстве владел искусством передавать настроение персонажа через быт, умел показать «за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного интимно-лирического потока» (А. П. Скафтымов).

Для Чехова значимы каждая реплика, каждый штрих. В его пьесах нет ничего случайного: каждое слово, каждая деталь непременно играет определенную роль в раскрытии авторского замысла. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет ввиду выстрелить из него», — считал драматург.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— открытие новых возможностей в изображении характеров (не борьба за достижение цели, а переживание противоречий жизни). Пафос действия сменяется пафосом размышления. Это тоже отголосок подводного течения.

 

Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы: «чайка» («Чайка»), «дом» («Три сестры»), «сад» («Вишневый сад»).

Поиск «общей идеи», «за которую можно отдать душу, искание силы, которая могла бы преодолеть холод всемирного одиночества» — постоянный мотив творчества Чехова.

Особенности «новой драмы» А. П. Чехова:

— символическая образность пьес

 

Чеховская концепция жизни наиболее полно реализовалась в драме:

1) чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, в них нет счастливых людей

2) всеобщее неблагополучие приводит к ощущению всеобщего одиночества

3) царит атмосфера психологической глухоты

4) особое ощущение драматизма жизни – зло растворяется в мелочах, т.е. прямого носителя зла нет.

 

Ответить на вопросы:

1. Какое место занимает в ряду драматических произведений пьеса «Вишневый сад»?

2. Как Чехов определял жанр пьесы?

3. Какова тематика пьесы?

4. Сюжет пьесы

5. В чем своеобразие конфликта в пьесе?

6. Каковы особенности «новой драмы» Чехова?

7. Что нового в системе образов Чехова?

8. Что такое подтекст в пьесах Чехова?

 

 

Ответ на адрес: larisothka.409@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: