Философия музыки Пифагора




 

В высшей степени вероятно, что греческие инициированные получили своё знание о философских и терапевтических аспектах музыки от египтян, которые, в свою очередь. Рассматривали Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог сконструировал первую лиру, натянув страны на панцирь черепахи. Осирис и Исида были патронами музыки и поэзии. Платон, Описывая эти античные искусства египтян, говорит, что песни и поэзия были у египтян в течении. По крайней мере, десяти тысяч лет и что они были такой возвышенной и одухотворённой природы, что только боги или богоподобные люди могли сочинить их. В Мистериях лира считалась секретным символом человеческой конституции, корпус инструмента представлял человеческое тело, струны- нервы, а музыкант- дух. Играя на нервах, дух таким образом сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако. Превращается в дисгармонию, если природа человека развращена. Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойного состояния, продемонстрировав его математические основания. Хотя, как говорят. Он не был музыкантом, именно Пифагору приписывают открытие диатонической шкалы. Получив основные сведения о божественной теории музыки от жрецов различных Мистерий, Пифагор провёл несколько лет в размышлениях над законами, управляющими созвучием и диссонансом. Как он в действительности нашёл решение, нам не известно, но было выдумано следующее объяснение.

Однажды, размышляя над проблемами гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошёл в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикладывания в уме их веса вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всём одинаковые. К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко второй- в девять, к третей- в восемь, и к четвёртой- в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.

Пифагор обнаружил, что первая и четвёртая струны, когда звучат вместе, дают гармонический интервал октавы, потому что удваивание веса имело тот же эффект, что и укорачивание струны наполовину. Натяжение первой струны было в два раза больше, чем четвёртой струны, и, как говорят. Их соотношение равно 2:1, или двукратное. Подобным же рассуждением он пришёл к заключению, что первая и третья струны дают гармонию диапенте, или квинту. Натяжение первой струны было в полтора раза больше, нежели третьей струны, и их соотношение было 3:2, или полуторное. Подобным же образом вторая и четвёртые струны, имея то же соотношение, что и первая и третья, давали гармонию диапенте. Продолжая это исследование, Пифагор открыл, что первая и вторая струны дают гармонию diatessaron, или терцию, натяжение первой струны на треть больше, чем второй, их соотношение 4:3, или sesquiterian. Третья и четвёртые струны, имея то же соотношение, что и первая и вторая, дают ту же гармонию. Согласно Ямвлиху, вторая и третья струны имеют соотношение 8:9, или epogdoan.

Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетрактис образован из первых четырёх чисел: 1, 2, 3, 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Хотя теория гармонических интервалов, изложенная выше, является правильной, молоточки, бьющие по металлу в описанной выше манере, не дают тех тонов, которые им приписываются. По всей вероятности, Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами). Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и её гармонии жестоко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих Мистерий. Он разделил множественные части творений на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешёл к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование определённых естественных законов.

Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам Природы, пойдя настолько далеко, что установил при этом гармонические отношения между планетами, созвездиями и элементами.

Пифагор отдавал столь явное предпочтение струнным инструментам, что предупреждал своих учеников против дозволения ушам прислушиваться к звукам флейты и цимбал. Он далее утверждал, что душа должна быть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире.

В своём исследование терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Рассказывают о таком эпизоде: как-то наблюдая за звёздами, Пифагор увидел молодого человека, который ломился в дом своей подруги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь дом. Ярость молодого человека подчёркивалась игрой флейтиста, который был недалеко от этого места и играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор убедил музыканта изменить мелодию, после чего опьянённый молодой человек собрал свой хворост и ретировался домой.

Есть также история о том, что Эмпидокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговорённого Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом.

Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своём университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдух. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хору и аккомпанируя на лире. Вероятно. пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами. Так. Например, Плиний говорил, что Сатурн движется в дорийском ладе, а Юпитер - во фригийском. Кажется, что темпераменты тоже могут рассматриваться в свете различных модусов, то же относится и к страстям. Таким образом. Гнев, который является огненной страстью, может быть усилен огненным модусом и нейтрализован водным модусом. Далеко идущим воздействием музыки на греческую культуру интересовался Эмиль Науманн: “Платон ограничивал значение музыки, полагая её предназначенной только лишь для того, чтобы создавать бодрые мелодии, внушать любовь ко всему благородному и ненавидеть всё плохое. Он полагал, что нет ничего более влиятельного на внутренние чувства людей, нежели мелодия и ритм. Будучи твёрдо убеждённым в этом, он соглашался с Дамоном из Афин, музыкальным учителем Сократа, что введение новый возбуждающей шкалы может представить угрозу для целой нации и что невозможно изменить ключ без потрясения основ государства. Платон считал, что музыка, которая облагораживает ум, гораздо более высоких порядков, нежели музыка, апеллирующая к чувствам, и он сильно настаивал на том, что долг государственных людей запретить всякую изнеженную и похотливую музыку и дозволить только чистую и благородную и что бодрые и живые мелодии – для мужчин. А мягкие и плавные – для женщин. Из этого видно. Что музыка играла важную роль в воспитании греческой молодёжи. Величайшая осмотрительность должна была быть в выборе инструментальной музыки, потому что отсутствие слов делало её значение сомнительным и заранее трудно было предвидеть, произведёт ли она на людей благодетельное или губительное действие. Народный вкус, всегда замешанный на чувственных и распутных мелодиях, должно рассматриваться с величайшим презрением”. Даже сегодня военная музыка используется с впечатляющим эффектом во время войн и религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, всё же очень сильно влияет на эмоции светских людей.

Музыка сфер Пифагора

 

Наиболее величественной и известной спекуляцией Пифагора являлись размышления о сидерических гармониях. Говорят, что из всех людей только Пифагор слышал музыку сфер. Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним – к абсолютной материи, то есть струна натянута между небом и землей. Считая внутрь от периферии небес, Пифагор разделил Вселенную, согласно одним авторитетам, на 9 частей, согласно другим, – на 12. Последняя система была такой. Первая сфера была эмпириями, или же сферой неподвижных звезд, которая являлась обиталищем бессмертных. Со второй по двенадцатую были сферы по порядку Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха, воды и земли.

Пифагорейцы давали имена различным нотам диатонической шкалы, исходя из скорости и величины планетарных тел. Каждая из этих гигантских сфер мчалась через бесконечное пространство, как полагали, и издавала звук определенного тона, который возникал за счет непрерывного смещения эфирной пыли. Так как эти тона были манифестациями божественного порядка и движения, то отсюда следовало, что они разделяли гармонию своих собственных источников. Теория, что планеты при своем вращении вокруг земли производят определенные звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты движения тел и их удаления, была общепринятой у греков. Так Сатурн, как наиболее удаленная планета, давал самый низкий звук, а Луна, ближайшая планета, самый высокий.

Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками. Первые небеса произносят священный гласный звук Α (Альфа), вторые небеса – священный звук Ε (Эпсилон), третьи – Η (Эта), четвертые Ι (Иота), пятые – Ο (Омикрон), шестые – Υ (Ипсилон), седьмые небеса – священную гласную Ω (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца.

Многие древние инструменты имеют семь струн, и, по преданию, Пифагор был тем, кто добавил восьмую струну к лире Терпандра. Семь струн всегда соотносились с семью органами человеческого тела и с семью планетами.

Пифагорейцы верили, что все, что существует, имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования. Когда он освободит себя от низшего чувственного мира с его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век.

Музыка в Египте

Высокого уровня достигло музыкальное искусство в древнем Египте. Эта страна была населена одним из старейших народов мира. В 1-3 тыс. до н.э он создал цивилизацию которая явилась целым этапом в истории человеческой культуры. Он уставил свою землю грандиозными архитектурными сооружениями. Культурные ценности созданные народом много раз подвергались варварским разрушениям.

Сквозь века и тысячелетия египетский народ пронес свою древнюю культуру. Многого достиг он и в музыке. Влияние христианского церковного мелоса не могло не коснуться их искусства. В дальнейшем же арабское завоевание привело к тому, что вместе с мусульманской религией повсюду распространились в Египте арабские напевы с их своеобразным четвертитонным строением и роскошной орнаментикой.

На стенах усыпальниц, воздвигнутых властителям страны, встречаются словесные тексты из песен тружеников египетской земли. Эти надписи отличаются строгой простотой, в их словах звучат иногда мотивы обиды и протесты против гнета господ. Можно предполагать, что музыка этих песен выражала тот же характер и чувства.

К числу самых распространенных народных песен принадлежали те, какие распевались на нильских берегах.

Народные действа с музыкой и танцами – искусство по преимуществу монументальное, декоративное, рассчитанное на многих участников, в том числе певцов-музыкантов. Сюжеты этих «страстей» и «мистерий» возникли в народной мифологии, действующими персонажами были боги. Самыми популярными в народе были «страсти» Озириса – бога юности, плодородия. Ежегодно умирал он, а затем воскресал, как символ вечно молодеющей природы. Песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами. Любимым музыкально-драматическим жанром в «страстях» были женские песни-плачи над мертвым Озирисом. Страсти-мистерии были высшей формой Египетского фольклора.

Древнейшими жанрами профессиональной музыки египтян, вероятно, были религиозно-культовые гимны и другие молитвенные напевы. На стенах пирамид, надгробиях, в древних папирусах, в религиозных сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» сохранились строки тех величавых гимнов, которые египтяне слагали своим божествам.

Со 2 тыс до н.э дальнейшее развитие египетского искусства происходило в условиях возвышения светской государственной власти. Значительно окрепла и продвинулась вперед светская профессиональная музыка. При дворах фараонов существовали музыкальные ансамбли певцов и инструменталистов. Главными жанрами были песни-гимны в честь царей.

Египтяне играли на дуговых и угловых арфах, лютнях, продольных флейтах, двойных гобоях. Наиболее высокого развития достигло исполнение на художественно расписанной деревянной арфе, особенно в ансамблях. О том почете, каким была окружена арфа и искусство игры на ней, говорит знаменитая «Песнь арфиста» - одно из высочайших достижений древнеегипетской поэзии.

Чем ближе к началу нашей эры, тем больше утрачивало профессиональное музыкальное искусство былой блеск. Но и после македонского завоевания египетская музыкальная культура еще соперничала с греческой.

Александрия с 3в до н.э. стал признан культурным центром античного мира и дал музыкальному искусству выдающихся теоретиков – Птоломея, Эвклида, Дидима и др. Разрушение Александрии и особенно гибель крупнейшей в древнем мире александрийской библиотеки явились невозвратимой утратой для человечества.


Сольфеджио

 

Итальянское слово «solfeggio» (правильнее оно читается - сольфеджо) происходит от слова solfo, что значит - ноты, музыкальные знаки, гамма. У нас так принято называть уроки, на которых занимаются развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды, поют по нотам мелодии - сначала одноголосные, а потом и более сложные, двух- и трехголосные. Такое пение нот с произнесением их слоговых названий называется сольфеджированием. Сборник нот, предназначенных для сольфеджирования, так же, как и учебная дисциплина, называется сольфеджио.

Интервалы в музыке

 

Интервал - это расстояние между двумя звуками. Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами. Полутон - это ближайшее расстояние между двумя звуками, то есть два соседних звука. (Если считать на фортепиано, то между двумя клавишами. Напоминаю, черные – это тоже клавиши) Тон = 2 полутона.

Интервал имеет ступеневую и тоновую величины. Основная для определения интервала - ступеневая величина (то есть сколько ступеней (разных по названию нот) помещается между двумя звуками интервала, не зависимо от того как он фактически звучит). Например: ми-ляb - это уменьшенная кварта, хотя звучит она как большая терция (ми-соль#), но если посчитать количество ступеней (ми-фа-соль-ляb), то получится кварта.

Размеры интервалов до октавы

· Прима (ч1) = 0 тонов

· Малая секунда (м2) = пол тона

· Большая секунда (б2) = 1 тон

· Малая терция (мЗ) = 1,5 тона

· Большая терция (б3) = 2 тона

· Кварта (ч4) = 2,5 тона

· Тритон (ув4 или ум5) = 3 тона

· Квинта (ч5) = 3,5 тона

· Малая секста (м6) = 4 тона

· Большая секста (б6) = 4,5 тона

· Малая септима (м7) = 5 тонов

· Большая септима (б7) = 5,5

· Октава (ч8) = 6 тонов

 

Какие бывают интервалы?

 

· большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув), уменьшенные (ум)

· гармонические (2 звука звучат одновременно) мелодические (2 звука звучат по очереди)

· простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8) сложные, составные (больше октавы): нона (9) = секунда через октаву, децима (10) = терция через октаву, ундецима (11) = кварта через октаву, дуодецима (12) = квинта через октаву, терцдецима (13) = секста через октаву, квартдецима (14) = септима через октаву, квинтдецима (15) = две октавы

· консонансы (благозвучные) совершенные консонансы (чистые: прима (1), кварта (4), квинта (5), октава (8)) несовершенные консонансы (большие и малые: терция (3) и секста (6)) диссонансы (неблагозвучные) - (секунда (2), септима (7), тритон, все увеличенные и уменьшенные интервалы)

Обращения интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх (или наоборот - верхнего звука на октаву вниз)


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: