Тема 4. Человек – сознание – познание (общества и природы.)




Контрольная работа

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (готовить все вопросы)

  1. Согласны ли вы с пониманием филосо­фии как любви к мудрости? Почему?
  2. Для чего нужна философия современ­ному человеку?
  3. Что важнее для философии - знания или ценности? А для человека?
  4. Что важнее для развития личности – со­мнения или убеждения?
  5. Что – сомнения или убеждения – важнее для развития философии?
  6. Хотели ли Вы быть догматиком? Почему?
  1. Хотели ли Вы быть скептиком? Почему?
  2. Всякое ли мировоззрение – философия?
  3. Считаете ли Вы себя агностиком? По­чему?
  4. Каковы функции философии?
  5. Чем категории философии отличаются от понятий других наук? Приведите при­меры.
  6. Зачем науке философия?

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Философия: Учеб. для высш. учеб. заведений. - Ростов-н/Д, -гл. 1.(любое издание)
  2. Спиркин А. Г. Философия. -Вводное слово. (любое издание)
  3. Философский словарь (статьи по авторам)
  4. «Мир философии» - Ч.1, гл.1, с.10 –12, 14, 19 – 24, 25 – 34, 111-114.

 

Тема 2. Вехи мировой философской мысли. Философия в лицах. (Ориентироваться на круг проблем и имена, перечисленные в «Содержании» курса и на историко-философские вопросы по самоподготовке по другим темам.)(оформляется в виде таблицы, по эпохам)

Тема 3. ЧЕЛОВЕК И МИР (БЫТИЕ, МАТЕРИЯ)

Контрольные вопросы. (готовить все вопросы)

  1. Понятие бытия и его аспекты.
  2. Основные формы бытия.
  3. Ленинское определение материи и ос­новной вопрос философии.
  4. Монизм и дуализм.
  5. Движение как способ существования материи.
  6. Формы движения материи и их взаимо­связь.
  7. Эволюция форм движения материи.
  8. Движение и покой.
  9. Пространство и время как формы су­ществования материи.

Вопросы для самоподготовки. (готовить все вопросы)

 

1. В чем суть понимания бытия Гераклитом?

2. Как Парменид представлял отношение «бытия» и «мышления», «бытия» и «небытия?» Что интересно, что спорно в его идеях?

3. ПочемуДемокрит - атомист и материа­лист?

4. Фома Аквинский о бытии.

5. Что такое пантеизм? Как понимал при­роду и бытие Джордано Бруно?

6. Что такое субстанция (по Декарту)? Какие две субстанции он признавал? Как они соотносятся у Декарта?

7. Как понимал материю Гольбах?

8. Как Кант пони­мал пространство и время?

Проблемные вопросы. (готовить1 вопрос)

  1. Должен ли бесконечный мир иметь конец в пространстве и начало во времени?
  2. Устарела ли классификация форм движе­ния материи Энгельса? Можно ли её до­полнить? Если да, то как?
  3. Какой из этапов в истории философии ин­тереснее для Вас в понимание бытия? Почему?
  4. Что такое материальное единство мира? Что изменилось в его понима­нии в науке ХХ века по сравнению с эпохой Энгельса?

ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «идеализм», «материа­лизм», «субъективный идеализм», «монизм», «дуализм», «диалектика», «метафизика», «бытие», «материя». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Философия: Учебник для высш. учеб. заведений. - Ростов-н/Д. --гл. 2,3. (любое издание)
  2. Спиркин А. Г. Философия. -–гл. 1, 2 гл.3 § 5, гл.4 § 3, 8; гл. 5 § 4; гл.6 § 1; гл.9. (любое издание)
  3. Философский словарь (статьи по авторам)
  4. . «Мир философии» - Ч.1, гл.1, с. 195 - 198,206; 206-210; 211, 213, 216, 262- 264, 264-265.
  5. Хрестоматия по истории философии. – В 3 т. – Т.1. -М.:Владос, 2000.
  6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 20. – Отдел 1, главы 4- 6.
  7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // В. И. Ленин. – Полн. собр. соч. - Т.18.- Вме­сто введения; гл. 1 § 1.2 (с.36-37, 48-50); гл.2 § 4. с.131; гл.8 § 1(с.148-149); гл.9 § 5 (с. 184-186, 190).

Тема 4. Человек – сознание – познание (общества и природы.)

Контрольные вопросы. (готовить все вопросы)

1. Роль труда в возникновении и разви­тии сознания.

2. Роль практики в познании.

3. Чувственное познание и его формы.

4. Логическое (рациональное) познание и его формы.

5. Диалектика абсолютного и относитель­ного в истине.

6. Материалистическое понимание исто­рии.

7. Проблема свободы и необходимости.

8. Роль народа и личности в истории.

9. Практика как отношение человека к миру.

10. Проблема прогресса в истории

11. Отражение как всеобщее свойство мате­рии. Эволюция форм отражения.

12. Проблема истины в познании.

Вопросы для самоподготовки. (готовить все вопросы)

 

  1. Согласны ли Вы с пониманием познания софистами? Почему?
  2. В чем Вы согласны с пониманием Ф. Бэко­ном науки? В чем, быть может, нет? По­чему?
  3. В чем вы согласны с пониманием истины Декартом? С его теорией истины? В чем, быть может, нет? Почему?
  4. Какие аргументы приводит Платон, утвер­ждая, что наши идеи – выводы умопости­гаемых сущностей, а знания – тени на стене пещеры? Согласны ли Вы с ним?
  5. Согласны ли вы со стоиками в понимании человека? Почему?
  6. Согласны ли Вы с пониманием человека Эразмом Роттердамским? Почему?
  7. Как понимали человека просветители? Со­гласны ли вы с ними? Почему?
  8. Фома Аквинский о человеке и его душе.
  9. Теория познания Аристотеля.
  10. Проблема разума и веры. Душа и позна­ние у Августина.
  11. Полемика Локка и Декарта о «врожденных идеях».
  12. Что писал Герцен о свободе и общине? Ус­тарели ли эти идеи? Почему?
  13. Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему?

 

Проблемные вопросы. (1 вопрос по выбору)

  1. Душа и проблема единства идеального и материального.
  2. Многомерность человека.
  3. Гуманизм как мера прогресса общества. Проблема отчуждения.
  4. Проблема жизни и смерти в философии.
  5. Проблема смысла истории
  6. Подтвердила или опровергла практика представления о человеке философии эпохи Возрождения? Ответ аргументировать.
  7. Чье учение о человеке – Радищева, Тол­стого или Достоевского – для Вас инте­реснее? Почему?

ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философ­скому словарю понятия: «сознание», «по­знание», «отражение», «истина», «прак­тика», «прагматизм», «личность», «сво­бода», «необходимость». Выписать опре­деления, выучить. Подобрать примеры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Губин В. Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.- Раздел 2.
  2. Философия: Учебник для высш. учеб. заведений.- Ростов-н/Д.:.-гл. 4, 5-7, 11,13.(любое ихдание)
  3. Спиркин А. Г. Философия.-–гл. 1,гл.2 § 1, 4, гл. 3 §2,гл.4 §1, 3,6,9; гл.6 § 1. гл.7 §§2, 12-14; гл. 8 §§2, 6,7; гл. 10 § 1-4, 6; гл. 13, гл. 14 § 1; гл.15 § 1-2; гл.19, гл.20 § 1-2. (любое издание)
  4. Философский словарь (статьи по авторам)
  5. «Мир философии» - Ч.1, гл.1, Ч.2.-с.8-9, 12-13, 15-17, 108-115, 119 – 121, 202- 203.
  6. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. с.486-498.
  7. Ленин В.И. «Карл Маркс»// П.С.С – Т. 26 с.10-11; (4-е изд. Т.21)

Тема 5. Человек – общество – культура

Контрольные вопросы. (готовить все вопросы)

  1. Общественное сознание. Идеология и общественная психология (менталитет).
  2. Человек, общество и государство.
  3. Культура и цивилизация.
  4. Единство и многообразие культур.
  5. Формации как ступени общественного про­гресса
  6. Прогресс и его критерии. Оборотная сто­рона прогресса.
  7. Свобода как продукт общественного про­гресса.
  8. Глобальные проблемы современности и социальный прогресс.
  9. Проблемы ценностей: мораль, справедли­вость, право.
  10. Нравственные ценности.
  11. Эстетические ценности.
  12. Религиозные ценности и свобода совести.

Вопросы для самоподготовки. (готовить все вопросы)

 

1. Теория культурных циклов (Тойнби).

2. Теория культурных циклов (Шпенглер).

3. Теория исторического кругооборота (Вико).

4. П. Лавров о прогрессе, культуре и цивили­зации.

5. Фрейд о культуре и цивилизации.

6. Юнг об архетипах культуры.

7. Бердяев о культуре и цивилизации.

8. Руссо о причинах неравенства.

9. Соловьев о патриотизме и националь­ном эгоизме.

Проблемные вопросы. (1 вопрос по выбору)

  1. Т. Адорно о западной цивилизации.
  2. Ганди об общественном прогрессе и спо­собах его достижения.
  3. И. Киреевский о русской и западноевро­пейской цивилизациях. (Отметить эволюцию взглядов автора, сравнив ра­боты «XIX век» и «О характере просве­щения Европы и его отношения к про­свещению России».)
  4. Ортега-и-Гассет о «массовом обществе» и «массовой культуре».
  5. Теория «разумного эгоизма» о буржуаз­ной цивилизации.
  6. Концепция технологического детерминизма и постиндустриальное общество.
  7. Чернышевский о морали и концепции «разумного эгоизма» в русском (социали­стическом) варианте.

Вопросы по первоисточникам. (готовить все вопросы)

 

  1. Шпенглер о культуре и смене культур.// МФ.- т.2.- 315-316;
  2. Вл. Соловьев о задачах искусства, художественном и социальном идеале.// МФ Т.2. с. 338-341.
  3. Вернадский о ноосфере.// МФ с. 510-512.
  4. Тейяр де Шарден о ноосфере.//МФ. с.533-537.
  5. Ясперс о человеке и массовости бытия.// МФ. с. 549-557.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: