Контрольная работа
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ (готовить все вопросы)
|
|
ЛИТЕРАТУРА.
- Философия: Учеб. для высш. учеб. заведений. - Ростов-н/Д, -гл. 1.(любое издание)
- Спиркин А. Г. Философия. -Вводное слово. (любое издание)
- Философский словарь (статьи по авторам)
- «Мир философии» - Ч.1, гл.1, с.10 –12, 14, 19 – 24, 25 – 34, 111-114.
Тема 2. Вехи мировой философской мысли. Философия в лицах. (Ориентироваться на круг проблем и имена, перечисленные в «Содержании» курса и на историко-философские вопросы по самоподготовке по другим темам.)(оформляется в виде таблицы, по эпохам)
Тема 3. ЧЕЛОВЕК И МИР (БЫТИЕ, МАТЕРИЯ)
Контрольные вопросы. (готовить все вопросы)
- Понятие бытия и его аспекты.
- Основные формы бытия.
- Ленинское определение материи и основной вопрос философии.
- Монизм и дуализм.
- Движение как способ существования материи.
- Формы движения материи и их взаимосвязь.
- Эволюция форм движения материи.
- Движение и покой.
- Пространство и время как формы существования материи.
Вопросы для самоподготовки. (готовить все вопросы)
1. В чем суть понимания бытия Гераклитом?
2. Как Парменид представлял отношение «бытия» и «мышления», «бытия» и «небытия?» Что интересно, что спорно в его идеях?
3. ПочемуДемокрит - атомист и материалист?
4. Фома Аквинский о бытии.
5. Что такое пантеизм? Как понимал природу и бытие Джордано Бруно?
6. Что такое субстанция (по Декарту)? Какие две субстанции он признавал? Как они соотносятся у Декарта?
7. Как понимал материю Гольбах?
8. Как Кант понимал пространство и время?
Проблемные вопросы. (готовить1 вопрос)
- Должен ли бесконечный мир иметь конец в пространстве и начало во времени?
- Устарела ли классификация форм движения материи Энгельса? Можно ли её дополнить? Если да, то как?
- Какой из этапов в истории философии интереснее для Вас в понимание бытия? Почему?
- Что такое материальное единство мира? Что изменилось в его понимании в науке ХХ века по сравнению с эпохой Энгельса?
ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «идеализм», «материализм», «субъективный идеализм», «монизм», «дуализм», «диалектика», «метафизика», «бытие», «материя». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры.
ЛИТЕРАТУРА.
- Философия: Учебник для высш. учеб. заведений. - Ростов-н/Д. --гл. 2,3. (любое издание)
- Спиркин А. Г. Философия. -–гл. 1, 2 гл.3 § 5, гл.4 § 3, 8; гл. 5 § 4; гл.6 § 1; гл.9. (любое издание)
- Философский словарь (статьи по авторам)
- . «Мир философии» - Ч.1, гл.1, с. 195 - 198,206; 206-210; 211, 213, 216, 262- 264, 264-265.
- Хрестоматия по истории философии. – В 3 т. – Т.1. -М.:Владос, 2000.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 20. – Отдел 1, главы 4- 6.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // В. И. Ленин. – Полн. собр. соч. - Т.18.- Вместо введения; гл. 1 § 1.2 (с.36-37, 48-50); гл.2 § 4. с.131; гл.8 § 1(с.148-149); гл.9 § 5 (с. 184-186, 190).
Тема 4. Человек – сознание – познание (общества и природы.)
Контрольные вопросы. (готовить все вопросы)
1. Роль труда в возникновении и развитии сознания.
2. Роль практики в познании.
3. Чувственное познание и его формы.
4. Логическое (рациональное) познание и его формы.
5. Диалектика абсолютного и относительного в истине.
6. Материалистическое понимание истории.
7. Проблема свободы и необходимости.
8. Роль народа и личности в истории.
9. Практика как отношение человека к миру.
10. Проблема прогресса в истории
11. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения.
12. Проблема истины в познании.
Вопросы для самоподготовки. (готовить все вопросы)
- Согласны ли Вы с пониманием познания софистами? Почему?
- В чем Вы согласны с пониманием Ф. Бэконом науки? В чем, быть может, нет? Почему?
- В чем вы согласны с пониманием истины Декартом? С его теорией истины? В чем, быть может, нет? Почему?
- Какие аргументы приводит Платон, утверждая, что наши идеи – выводы умопостигаемых сущностей, а знания – тени на стене пещеры? Согласны ли Вы с ним?
- Согласны ли вы со стоиками в понимании человека? Почему?
- Согласны ли Вы с пониманием человека Эразмом Роттердамским? Почему?
- Как понимали человека просветители? Согласны ли вы с ними? Почему?
- Фома Аквинский о человеке и его душе.
- Теория познания Аристотеля.
- Проблема разума и веры. Душа и познание у Августина.
- Полемика Локка и Декарта о «врожденных идеях».
- Что писал Герцен о свободе и общине? Устарели ли эти идеи? Почему?
- Что писал Ленин в работе «Карл Маркс» о материалистическом понимании истории? Согласны ли Вы с ним? Почему?
Проблемные вопросы. (1 вопрос по выбору)
- Душа и проблема единства идеального и материального.
- Многомерность человека.
- Гуманизм как мера прогресса общества. Проблема отчуждения.
- Проблема жизни и смерти в философии.
- Проблема смысла истории
- Подтвердила или опровергла практика представления о человеке философии эпохи Возрождения? Ответ аргументировать.
- Чье учение о человеке – Радищева, Толстого или Достоевского – для Вас интереснее? Почему?
ПРИМЕЧАНИЕ: повторить по философскому словарю понятия: «сознание», «познание», «отражение», «истина», «практика», «прагматизм», «личность», «свобода», «необходимость». Выписать определения, выучить. Подобрать примеры.
ЛИТЕРАТУРА
- Губин В. Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.- Раздел 2.
- Философия: Учебник для высш. учеб. заведений.- Ростов-н/Д.:.-гл. 4, 5-7, 11,13.(любое ихдание)
- Спиркин А. Г. Философия.-–гл. 1,гл.2 § 1, 4, гл. 3 §2,гл.4 §1, 3,6,9; гл.6 § 1. гл.7 §§2, 12-14; гл. 8 §§2, 6,7; гл. 10 § 1-4, 6; гл. 13, гл. 14 § 1; гл.15 § 1-2; гл.19, гл.20 § 1-2. (любое издание)
- Философский словарь (статьи по авторам)
- «Мир философии» - Ч.1, гл.1, Ч.2.-с.8-9, 12-13, 15-17, 108-115, 119 – 121, 202- 203.
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. с.486-498.
- Ленин В.И. «Карл Маркс»// П.С.С – Т. 26 с.10-11; (4-е изд. Т.21)
Тема 5. Человек – общество – культура
Контрольные вопросы. (готовить все вопросы)
- Общественное сознание. Идеология и общественная психология (менталитет).
- Человек, общество и государство.
- Культура и цивилизация.
- Единство и многообразие культур.
- Формации как ступени общественного прогресса
- Прогресс и его критерии. Оборотная сторона прогресса.
- Свобода как продукт общественного прогресса.
- Глобальные проблемы современности и социальный прогресс.
- Проблемы ценностей: мораль, справедливость, право.
- Нравственные ценности.
- Эстетические ценности.
- Религиозные ценности и свобода совести.
Вопросы для самоподготовки. (готовить все вопросы)
1. Теория культурных циклов (Тойнби).
2. Теория культурных циклов (Шпенглер).
3. Теория исторического кругооборота (Вико).
4. П. Лавров о прогрессе, культуре и цивилизации.
5. Фрейд о культуре и цивилизации.
6. Юнг об архетипах культуры.
7. Бердяев о культуре и цивилизации.
8. Руссо о причинах неравенства.
9. Соловьев о патриотизме и национальном эгоизме.
Проблемные вопросы. (1 вопрос по выбору)
- Т. Адорно о западной цивилизации.
- Ганди об общественном прогрессе и способах его достижения.
- И. Киреевский о русской и западноевропейской цивилизациях. (Отметить эволюцию взглядов автора, сравнив работы «XIX век» и «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России».)
- Ортега-и-Гассет о «массовом обществе» и «массовой культуре».
- Теория «разумного эгоизма» о буржуазной цивилизации.
- Концепция технологического детерминизма и постиндустриальное общество.
- Чернышевский о морали и концепции «разумного эгоизма» в русском (социалистическом) варианте.
Вопросы по первоисточникам. (готовить все вопросы)
- Шпенглер о культуре и смене культур.// МФ.- т.2.- 315-316;
- Вл. Соловьев о задачах искусства, художественном и социальном идеале.// МФ Т.2. с. 338-341.
- Вернадский о ноосфере.// МФ с. 510-512.
- Тейяр де Шарден о ноосфере.//МФ. с.533-537.
- Ясперс о человеке и массовости бытия.// МФ. с. 549-557.