Учение б чичерина о государстве и праве




Чичерин Борис Николаевич (1828-1904 гг.) родился в Тамбовской губернии, в дворянской семье, был крупный помещик. С 1845 по 1849 г. учился на юридическом факультете Московского университета. В 1856 г. получил степень магистра, уехал в научную командировку за границу. По возвращении с 1861 г. по 1868 г. - профессор кафедры государственного права в Московском университете Одновременно с 1863 г. по 1865 г. преподавал государственное право наследнику престола Николаю Александровичу. В 1866 г. Чичерин защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве». В 1868 г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушений властями университетского устава. Занимался наукой и написал ряд работ, имевших важное значение для развития русского либерализма. В 1882-1883 гг. - московский городской голова. После отставки жил в своем родовом имении, участвовал в работе тамбовского земства, занимался математикой, философией, естественными науками (был избран почетным членом Русского физико-химического общества).

Основные произведения: «Курс государственной науки», «История политических учений», «Философия права», «Собственность и государство» и др.

Либерализм. Б. Н. Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения». Важную роль он отводил образованному дворянству, которое должно быть е только опорой престола, но и «защитником свободы».

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:

· уличный либерализм (низшая ступень либерализма) подвержен своеволию, он больше всего любит шум, само слово закон ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами»;

· оппозиционный либерализм, в нем нет требований позитивных действий, а только «наслаждение своим блеском оппозиционного положения». Поэтому, по мнению Чичерина, предводители оппозиции часто не способны к правлению, когда предоставляется такая возможность;

· охранительный либерализм - его сущность состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. Будучи сторонником охранительного либерализма, Чичерин основной принцип его сформулировал так: «либеральные меры и сильная власть».

Государство.

Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.

Семья – первая ступень общежития, физиологическая основа государства;

Гражданское общество – сфера частных интересов, регулируемых частным правом.

Церковь – носительница преимущественно нравственного закона.

Над ними возвышается государство, как высшее выражение власти, ему принадлежит верховная власть. Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Государственная власть должна быть не только фактической, но и законной. При этом она «может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага».

Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.

Форма правления. В целом Чичерин, придерживаясь взглядов греческих античных мыслителей, разделял государства на правильные и неправильные. В его работах анализируются такие формы правления как: абсолютизм, аристократия, демократия, конституционная монархия, условия их возникновения, развития и падения. Идеальной формой он считал конституционную монархию, где сама власть разделена между различными субъектами: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Право. По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.

Естественное право – это идеальные юридические нормы, которые познаются наукой, это область требований природы, справедливости, «вытекающих из человеческого разума и служащих мерилом и руководством для положительного закона».

Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.

По убеждению Чичерина недостаточность законодательства в конкретных случаях призваны восполнять п омилование, амнистия, аболиция. [4] Но они являются мерами чрезвычайными. В нормальном «порядке такое вторжение правительства в область суда не должно иметь места».

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретико-правовом отношении стояла на уровне западно-европейской философской мысли. В конце XIX – начале XX вв. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений. Все теоретики права и государства относили юриспруденцию к социальным наукам, однако объект и методологию науки о праве понимали по-разному. На этом основывался плюрализм правовых школ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: