Содержание
Введение
1. Теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации
1.1 Понятие и значение организационной структуры в развитии предприятия
1.2 Классификация видов организационных структур предприятия
1.3 Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления Затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
|
В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации. Всё это и обуславливает выбор актуальности темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - изучить совершенствование управления предприятия в области формирования современных организационных структур.
Для реализации поставленной цели определена следующая задача: исследовать теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации;
Предметом проводимого исследования является организационная структура предприятия.
Теоретические основы организационной структуры предприятия как основы совершенствования функционирования организации
Понятие и значение организационной структуры в развитии предприятия
Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: "организация - внешняя среда", "подразделение - подразделение" или "группа - группа", "индивид - организация".
|
Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей - организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.
В широком смысле - структура это способ разделения и координации труда в организации.
По мнению Дж.К. Лафта: "Наилучшая" структура - это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, а также удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью".
Таким образом, организационная структура управления: обусловлена целями организации, характером ее деятельности, внешним окружением, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними.
организационная структура проектирование формирование
Под организационной структурой управления понимается форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), составляющими организацию, учитывающая направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.
Таким образом, структура - это организация целого из составных частей. Эффективность структуры определяется количеством, значением, формой и содержанием ее составных частей и тем местом, которое они занимают в целом, и существующими между ними отношениями.
|
Организационная структура управления зависит от следующих факторов:
характера производства и его отраслевых особенностей: состава производимой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности производства;
формы организации управления производством (линейная, линейно-функциональная, матричная);
степени соответствия аппарата управления иерархической структуре производства;
соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
соотношения между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);
уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда;
соответствия иерархической структуре производства как управляемой системе.
Таким образом, одним из видов структуры предприятия является организационная структура:
в общем виде это система упорядоченных принципов работы подразделений компании, соответствующих внешним и внутренним условиям ведения бизнеса;
более узко - это совокупность отделов и служб предприятия, функционирующих с целью достижения единой цели.
В организационной структуре необходимо выделять:
) звенья - структурные подразделения, имеющие строго очерченные функции (отделы, отделения, службы, участки и т.п.):
линейные, выполняющие основную работу;
функциональные или обслуживающие подразделения (отдел кадров, финансовый отдел, информационный и т.п.);
) уровни управления - совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии;
) связи:
горизонтальные - связи между звеньями одного уровня организации, назначение которых - способствовать наиболее эффективному взаимо-действию подразделений предприятия при решении возникающих между ними проблем;
вертикальные - связи между звеньями разных уровней организации, назначение которых - служить каналами передачи распорядительной и отчетной информации.