Формирование организационной структуры управления и методы проектирование организационных структур




 

Любая система управления - это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой при разработке принципов и методики проектирования организационной структуры управления. В основе методологии проектирования структур лежит механизм достижения целей организации.

Процесс формирования организационной структуры состоит из трех основных этапов:

. Исследовательский - Формирование общей структурной схемы аппарата управления. Включает в себя:

определение целей производственно-хозяйственной данной социально-экономической системы и подлежащих решению проблем;

определение числа уровней в системе управления;

определение специализации подсистем в том числе функциональная (по выполняемым функциям), продуктовая, технологическая (по видам технологических процессов, работ, операций) и т.д.;

определение степени централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях;

определение основных форм взаимоотношений данной организации с окружающей средой, например, кооперирование с другой организацией по совместному изготовлению продукции, кооперирование по оказанию услуг, кооперирование для наиболее полного использования свободных производственных мощностей и площадей;

определение требований к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению;

. Технический - Разработка состава основных подразделений и связей между ними. Включает в себя:

формирование базовых подразделений аппарата управления;

распределение конкретных задач между ними;

построение внутриорганизационных связей.

Базовыми подразделениями называют управления, отделы, сектора, бюро и лаборатории, на которые разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Причём базовые подразделения могут иметь внутреннюю структуру. Например, финансовая служба может включать планово-финансовый отдел, бухгалтерию, отдел ценных бумаг, отдел организации труда и заработной платы, а коммерческая служба может включать отдел маркетинга и рекламы, отдел материально-технического снабжения, отдел сбыта и транспортный отдел.

. Рабочий - Регламентация организационной структуры. Включает в себя:

определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей)

определение численности подразделений, трудоёмкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей

распределение задач между исполнителями и установление ответственности за их выполнение

разработка процедур выполнения управленческих работ в подразделениях

разработка порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных работ

расчёт затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления.

Проект организационной структуры оформляется в виде комплекта документов и пояснительной записки, которая описывает функционирование подразделений и технологию управления в целом.

Комплект документов включает:

. Положение об организационной структуре - является одним из главных системообразующих документов, который содержит следующие разделы:

виды деятельности организации (продукты, услуги, виды бизнеса);

перечень подсистем, блоков и модулей с указанием их статуса (отдел, бюро, группа и т.д.), целевой ориентацией по какому-либо критерию и перечнем функций, реализацию которых он обеспечивает;

положения об автономных подсистемах, модулях;

штатное расписание.

. Общую схему организационной структуры управления (органиграмму);

. Линейные карты распределения ответственности - это графическая форма представления информации об организационной структуре и распределении полномочий в ней. Карта позволяет в горизонтальной строке указать все элементы организационной системы, осуществляющие определённую функцию и определить их участие по её выполнению. В вертикальном столбце сосредоточены все функции соответствующего элемента и степень его ответственности. Таким образом, столбец представляет собой компактное описание должностных обязанностей, а горизонтальная строка показывает распределение функций или задач между должностями.

. Положения о структурных подразделениях;

. Должностные инструкции;

. Положение о персонале;

. Другие инструктивно-методические материалы, в том числе инструкции по выполнению работ.

При проектировании организационной структуры ведущим является системный подход, который включает в себя следующие этапы:

. Определение объекта исследования и постановки целей;

. Выявление всех задач, необходимых для реализации целей;

. Выбор системы критериев для оценки эффективности структуры;

. Выявление и увязывание в систему функций подразделений и отделов по вертикали и горизонтали;

. Оптимизация централизации и децентрализации в управлении.

Одной из функций менеджмента является организация системы управления - организационное проектирование, в результате которого формируются организационные структуры предприятия. Организационная структура - это состав служб аппарата управления предприятием, связи, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними.

К основным факторам определяющим требования к организационным структурам управления, относятся: факторы внешней среды (экономические, правовые, научно-технические, социально-культурные, экологические); факторы внутренней среды (цели и стратегии развития фирмы, ресурсные и финансовые ограничения); производственно-технические факторы (продукция, технология, численность персонала, мощность производства и др.); организационные факторы (вид оргструктуры, должностные и информационные связи в системе управления), социально-психологические факторы и факторы эффективности.

При этом часть факторов например производственно-технологические и организационные, поддаётся непосредственному учёту, а во многих случаях нормированию. Влияние других факторов связано с формированием организационных структур управления. Конкретная деятельность людей как элементов системы управления определяется их способностями и уровнем квалификации, отношением к труду, стилем руководства, морально-психологическим климатом в трудовом коллективе.

Участие человека (фактор субъективности) в процессе управления существенно затрудняет формализацию и анализ связей элементов системы управления.

Воздействие каждого из указанных факторов предопределяет структуру, которая наилучшим образом будет удовлетворять интересы организации.

Ключевыми решениями в проектировании организации являются: степень разделения труда; тип организационной структуры; способ координации; масштаб управляемости, количество уровней управления; способ распределения прав и ответственности; соотношение централизации и децентрализации в принятии решений. Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что окружает организацию, и тем, как управляют организацией.

Следует отметить, что сама по себе организационная структура не обеспечивает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая организационная структура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной организационной структуры.


Заключение

 

Организационная структура управления - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации.

Организационная модель - это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая (Текст с изменениями и дополнениями на 20 ноября 2008 года) - М.: ЭКСМО - 2012. - 672 с.

2. Балашов А.П. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие. - М.: НИЦ-ИНФРА-М. - 2014.

. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2010. - 320 с.

. Герчикова И.Н. Менеджмент: Электронный учебник для вузов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2011. - 362 с.

. Иванова, Т.Ю., Приходько, В.И. Теория организации [Текст] / М.: КНОРУС, 2009. - 384 с.

. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент [Текст]: Учебное пособие. М.: Проспект, 2010. - 234 с.

. Латфуллин Г.Р., Громова О.Н., Райченко А.В. Теория организации и организационное поведение: Учебник для магистров - М.: Юрайт. - 2014.

. Мескон М. Основы менеджмента [Текст]: Учебник. - пер. с англ. - М.: Дело, 2008. - 564 с.

. Румянцева З.П. Менеджмент организации [Текст]: Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2010. - 244 с.

. Саймон Г.А. Менеджмент в организациях [Текст]: Учебное пособие. Г.А. Саймон, Д.У. Смитбург, В.А. Томпсон. - М.: Прогресс, 2009. - 324с.

. Смирнов, Э.А., Разработка управленческих решений [Текст]: Учебник - М.: ЮНИТИ, 2011. - 456 с.

. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: Электронный учебник. - М.: КноРус. - 2013. - 432 с.

. Хохолова Т.П. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие: М.: Экономист, 2008. - 414 с.

. Шапиро, В.Д. и др. Управление проектами [Текст]: СПб.: ДваТри, 2009. - 242с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: