- Проанализируйте Государственный образовательный стандарт направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, охарактеризуйте базовую, вариативную и дополнительную составляющие содержания образования.
2. Охарактеризуйте методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у детей и подростков с различными формами психических заболеваний.
- Охарактеризуйте методики исследования мнестических процессов в патопсихологии.
- Осуществите анализ результатов патопсихологического исследования по методу пиктограмм.
- Решите задачу: психолог исследовал эффективность коррекционной программы в группе из 10 школьников. Для оценки эффективности программы им был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок, который выявил различия по нескольким шкалам (p<0,05). Укажите ошибки психолога и предложите свои варианты оценки эффективности. По приложенному примеру результатов исследования осуществите интерпретацию результатов.
- Решите задачу: при исследовании особенностей личности школьников психологом был проведен корреляционный анализ между шкалами методик Прогрессивные матрицы Равена и теста Кеттелла. Обнаружены корреляционные связи между шкалой «IQ» и «фактор Q4» r=0,58 (p<p0.01), «IQ» и «фактор B» r=0,39 (p<p0.05), «IQ» и «фактор C» r=0,37 (p<p0.05). Интерпретируйте получившиеся результаты.
- Решите задачу: при исследовании интеллекта в группах школьников с помощью методики Векслера, психолог с помощью t критерия Стьюдента для независимых выборок выявил различия по следующим шкалам: "Общая осведомленность" t=2,23 (p<p0.05), "Арифметика" t=3,31 (p<p0.01) и "Словарный запас" t=2,07 (p<p0.01). Во всех случаях среднее значение выше в группе девушек. Интерпретируйте получившиеся результаты.
- Решите задачу: при изучении взаимосвязи акцентуаций характера подростков и мотивации обучения психолог обнаружил большое количество высокозначимых корреляций между различными шкалами методик. Предложите дальнейшие действия психолога в обработке результатов исследования. Определите тип задачи, решаемой психологом.
- Решите задачу: при сравнении характеристик гиперактивности детей разного возраста психолог применил U-критерий Манна-Уитни и не обнаружил значимых различий. В ранее проводимых аналогичных исследованиях различия обнаруживались. Предложите свой вариант решения задачи, исходя из того, что тип используемых шкал – ранговая и отношений.
- Дайте характеристику метода исследования: наблюдение. Приведите практический пример использования данного метода.
- Дайте характеристику метода исследования: эксперимент. Приведите практический пример использования данного метода.
- Дайте характеристику метода исследования: тестирование. Приведите пример классификации тестов. Приведите практический пример использования данного метода.
- Дайте характеристику метода исследования: стандартизированная беседа. (требования, этапы проведения, причины потери контакта).
- Дайте характеристику методики «Тест М. Люшера». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Моя семья». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Несуществующее животное». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Пятна Г. Роршаха». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Фрустрационный тест С.Розенцвейга». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Личностный опросник Г. Айзенка». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г. Шмишека». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF». Приведите практический пример использования данной методики.
- Дайте характеристику методики «Прогрессивные матрицы Равена». Приведите практический пример использования данной методики.
- Охарактеризуйте правила и требования к составлению заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.
- Дайте характеристику экспериментальной выборке и опишите способы ее создания. Репрезентативность экспериментальной выборки
- Опишите статус испытуемого, его деятельность в эксперименте. Типы испытуемых, мотивация участия в процессе исследования.
- Составьте план занятия по формированию профессиональных интересов учащихся.
- Составьте программу диагностики профессиональных интересов учащихся.
- Раскройте основные положения Кодекса этики психолога в образовательном учреждении. Приведите практический пример реализации этических принципов психолога.
- Раскройте особенности ведения документации по диагностической работе психолога в образовательном учреждении.
- Раскройте особенности ведения документации по коррекционной работе психолога в образовательном учреждении.
- Раскройте особенности ведения документации по консультативной работе психолога в образовательном учреждении.
- Раскройте особенности ведения документации психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.
- Опишите основные техники и методы психологического консультирования подростков. Приведите примеры применения 2-3 техник в консультировании подростков.
- Опишите специфику групповых и индивидуальных форм работы с подростками. Приведите примеры возрастных проблем, требующих разных форм организации консультирования.
- Опишите специфику работы психолога с различными типами семей (на примере 2-3 типологий).
- Подберите комплекс методик для психологической диагностики тревожных расстройств детей и подростков
- Опишите основные этапы проведения социометрического исследования. Возможности и ограничения метода. Социометрические процедуры, критерии, способы обработки данных и представления результатов.
- Составьте и охарактеризуйте комплекс диагностических методик, направленный на исследование коммуникативных качеств школьника.
- Изучение сенсомоторного, речевого развития, оценка нервно-психического статуса ребенка младенческого и раннего возраста: характеристика методов и методик.
- Изучение познавательной, личностной и межличностной сфер дошкольника: характеристика методов и методик.
- Изучение психологической готовности к школьному обучению: характеристика методов и методик.
- Изучение познавательной, личностной и межличностной сфер младшего школьника: характеристика методов и методик.
- Изучение познавательной, личностной и межличностной сфер подростка: характеристика методов и методик.
- Изучение познавательной, личностной и межличностной сфер юноши: характеристика методов и методик.
- Конструирование тренинга. Разработка сценария. Требования к подбору заданий и упражнений. Разработайте сценарий первого дня тренинга сплочения для старшеклассников.
- Проблемные ситуации в социально-психологическом тренинге и способы их разрешения. Обоснуйте принципы работы ведущего с агрессивными школьниками.
- Основные этапы развития тренинговой группы. Задачи, решаемые ведущим на каждом из этапов. Предложите рекомендации по учету динамики развития группы в тренерской работе.
- Психологические защиты в социально-психологическом тренинге. Принципы психологической работы с защитами. Предложите рекомендации ведущему тренинговой группы по специфике взаимодействия с учащимися с разными видами психологических защит.
- Охарактеризуйте коммуникативные умения и навыки, развиваемые в социально-психологическом тренинге. Предложите и обоснуйте основные принципы развития коммуникативных навыков.
- Предложите интерактивные игры и упражнения для тренинга коммуникативных навыков по развитию умения слушать собеседника для старшеклассников.
- Предложите элемент программы тренинга коммуникативных навыков по развитию и формированию умения ассертивного принятия критики для старшеклассников.
- Охарактеризуйте методы диагностики интеллектуальных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Охарактеризуйте методы диагностики эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Охарактеризуйте методы диагностики личностных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Охарактеризуйте методы коррекции интеллектуальных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Охарактеризуйте методы коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Охарактеризуйте методы коррекции личностных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.