Перечень теоретических вопросов, выносимых на государственный экзамен




Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Учебный год

Перечень теоретических вопросов, выносимых на государственный экзамен

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
  2. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
  3. Психология как наука: предмет, принципы психологии, этапы становления психологии.
  4. Методология и методы психологии.
  5. Возникновение и развитие психики и сознания. Классификация психических явлений и процессов
  6. Сознание: определение, функции, характеристики, структурный анализ сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
  7. Восприятие. Характеристика, свойства, виды и механизмы восприятия.
  8. Память. Характеристика, свойства, виды и механизмы памяти
  9. Внимание. Характеристика, свойства, виды и механизмы внимания.
  10. Эмоции. Эмоциональные явления, их виды, свойства и функции.
  11. Мышление как познавательный процесс. Теории мышления, компоненты, виды мышления.
  12. Воля и волевые процессы. Волевые качества личности
  13. Речь. Виды и функции речи. Взаимосвязь речи и мышления.
  14. Воображение. Виды и функции воображения. Фантазия и ее виды. Репродуктивное и творческое воображение.
  15. Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению в психологии.
  16. Теории личности в отечественной психологии: С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов.
  17. Теории личности в зарубежной психологии: психоаналитическое направление – З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К.Г. Юнг.
  18. Теории личности в зарубежной психологии: бихевиоральное направление – Б. Скиннер, Дж. Роттер, А. Бандура, Дж. Келли, Р. Кеттелл, Г. Олпорт.
  19. Теории личности в зарубежной психологии: гуманистическое направление – А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, Э. Фромм.
  20. Понятие темперамента, характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
  21. Характер как подструктура личности. Черты, структура и свойства характера.
  22. Способности. Взаимосвязь биологического и социального в структуре способностей. Задатки и способности. Одаренность и талант.
  23. Я–концепция личности. Структура, свойства, особенности.
  24. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
  25. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
  26. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.
  27. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
  28. Методы и средства обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Современные модели организации обучения.
  29. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.
  30. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Методология и практика психологического эксперимента.

31. Проблема общения в социальной психологии. Функции общения. Формы, виды и уровни общения. Средства общения. Основные закономерности общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

  1. Структурные и динамические характеристики малой группы. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизма, принятия групповых решений. Условия и модели развития групп.
  2. Психологические особенности больших социальных групп. Классификации групп. Психические явления в больших социальных группах.
  3. Понятие социализации в социальной психологии. Стороны и грани социализации. Механизмы социализации, Факторы и этапы социализации личности.
  4. Социальная установка. Структура и функции установки. Проблема взаимоотношения социальной установки и поведения. Теории формирования социальных установок личности.
  5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Обзор зарубежных и отечественных периодизаций психического развития.
  6. Проблема детерминант психического развития ребенка. Закономерности психического развития.
  7. Психология детства: младенчество, ранний возраст.
  8. Психологическая характеристика дошкольного возраста
  9. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
  10. Психологическая характеристика подросткового возраста.
  11. Психологическая характеристика юношеского возраста.

43. Предмет и структура клинической психологии детей и подростков. Основное содержание деятельности клинических психологов.

44. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия. Межполушарная асимметрия психических функций.

45. Сенсорные и гностические нарушения основных психических функций в детском и подростковом возрастах.

46. Патопсихологический анализ нарушений познавательной сферы детей и подростков.

47. Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

48. Психосоматические нарушения в детском и подростковом возрасте. Профилактика и коррекция психосоматических нарушений.

  1. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.
  2. Способы представления данных исследования в психологии.
  3. Методы статистической обработки данных. Интерпретация материала.
  4. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.
  5. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз.
  6. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы.
  7. Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Профессионально-этические нормы работы психолога.
  8. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.
  9. Методологическая основа возрастно-психологического консультирования. Специфика психологического консультирования детей, подростков и родителей.
  10. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.

59. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности.

60. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия.

  1. Сущность брака и семьи. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития.
  2. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов.

63. Характеристика детско-родительских отношений. Профилактика и коррекция нарушений детско-родительских отношений.

64. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура и динамика конфликта.

65. Педагогические конфликты. Основы предупреждения конфликтов. Методы разрешения и регулирования конфликта.

  1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
  2. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
  3. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.
  4. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.
  5. Психология способностей и одаренности. Иерархия понятий: задатки, способности, талант, одаренность, гениальность.
  6. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием.
  7. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
  8. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Классификатор типов и видов нарушений детского развития.
  9. Дискуссионные и игровые методы в социально-психологическом обучении. Правила и алгоритм проведения.
  10. Общая характеристика социально-психологического тренинга. Назначение и сферы применения СПТ. Цели, задачи и принципы СПТ.
  11. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Основные направления деятельности психологической службы в образовании.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: