Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Учебный год
Перечень теоретических вопросов, выносимых на государственный экзамен
- Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
- Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
- Психология как наука: предмет, принципы психологии, этапы становления психологии.
- Методология и методы психологии.
- Возникновение и развитие психики и сознания. Классификация психических явлений и процессов
- Сознание: определение, функции, характеристики, структурный анализ сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
- Восприятие. Характеристика, свойства, виды и механизмы восприятия.
- Память. Характеристика, свойства, виды и механизмы памяти
- Внимание. Характеристика, свойства, виды и механизмы внимания.
- Эмоции. Эмоциональные явления, их виды, свойства и функции.
- Мышление как познавательный процесс. Теории мышления, компоненты, виды мышления.
- Воля и волевые процессы. Волевые качества личности
- Речь. Виды и функции речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Воображение. Виды и функции воображения. Фантазия и ее виды. Репродуктивное и творческое воображение.
- Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению в психологии.
- Теории личности в отечественной психологии: С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов.
- Теории личности в зарубежной психологии: психоаналитическое направление – З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К.Г. Юнг.
- Теории личности в зарубежной психологии: бихевиоральное направление – Б. Скиннер, Дж. Роттер, А. Бандура, Дж. Келли, Р. Кеттелл, Г. Олпорт.
- Теории личности в зарубежной психологии: гуманистическое направление – А. Маслоу, К. Роджерс, В.Франкл, Э. Фромм.
- Понятие темперамента, характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
- Характер как подструктура личности. Черты, структура и свойства характера.
- Способности. Взаимосвязь биологического и социального в структуре способностей. Задатки и способности. Одаренность и талант.
- Я–концепция личности. Структура, свойства, особенности.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
- Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Методы и средства обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Современные модели организации обучения.
- Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы.
- Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Методология и практика психологического эксперимента.
31. Проблема общения в социальной психологии. Функции общения. Формы, виды и уровни общения. Средства общения. Основные закономерности общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.
|
|
- Структурные и динамические характеристики малой группы. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизма, принятия групповых решений. Условия и модели развития групп.
- Психологические особенности больших социальных групп. Классификации групп. Психические явления в больших социальных группах.
- Понятие социализации в социальной психологии. Стороны и грани социализации. Механизмы социализации, Факторы и этапы социализации личности.
- Социальная установка. Структура и функции установки. Проблема взаимоотношения социальной установки и поведения. Теории формирования социальных установок личности.
- Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Обзор зарубежных и отечественных периодизаций психического развития.
- Проблема детерминант психического развития ребенка. Закономерности психического развития.
- Психология детства: младенчество, ранний возраст.
- Психологическая характеристика дошкольного возраста
- Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема психологической готовности к школьному обучению.
- Психологическая характеристика подросткового возраста.
- Психологическая характеристика юношеского возраста.
43. Предмет и структура клинической психологии детей и подростков. Основное содержание деятельности клинических психологов.
44. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия. Межполушарная асимметрия психических функций.
|
45. Сенсорные и гностические нарушения основных психических функций в детском и подростковом возрастах.
46. Патопсихологический анализ нарушений познавательной сферы детей и подростков.
47. Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
48. Психосоматические нарушения в детском и подростковом возрасте. Профилактика и коррекция психосоматических нарушений.
- Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.
- Способы представления данных исследования в психологии.
- Методы статистической обработки данных. Интерпретация материала.
- Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.
- Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз.
- Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Основные этапы обработки результатов диагностики. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы.
- Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Профессионально-этические нормы работы психолога.
- Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога.
- Методологическая основа возрастно-психологического консультирования. Специфика психологического консультирования детей, подростков и родителей.
- Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования.
59. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности.
60. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия.
- Сущность брака и семьи. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития.
- Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов.
63. Характеристика детско-родительских отношений. Профилактика и коррекция нарушений детско-родительских отношений.
64. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура и динамика конфликта.
65. Педагогические конфликты. Основы предупреждения конфликтов. Методы разрешения и регулирования конфликта.