Зачетная работа №1 по обществознанию
Часть 1.
Ответом к заданиям 1–13 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. Традиционное общество отличается от индустриального тем, что
1) оно основывается на религиозном мировоззрении
2) его социальная структура носит классовый характер
3) оно является открытым
4) наука играет важнейшую роль в общественном производстве
2. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?
1) задатки 2) мастерство 3) гениальность 4) талант
3. Главы государств Z и R провели переговоры, результатом которых стало подписание
договора о совместном использовании природных ресурсов на морском шельфе.
Субъектом деятельности в данном случае является(-ются)
1) договор 2) главы государств 3) морской шельф 4) переговоры
4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира..
Б. Проявлением глобальной экологической проблемы является исчезновение отдельных видов флоры и фауны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Что отличает религию от других областей духовной культуры?
1) использование художественных образов
2) стремление объяснить окружающую действительность
3) опора на представления о добре и зле
4) обращение к сверхъестественным силам
6. Верны ли следующие суждения о связи общества и культуры?
А. Культура возникает и развивается в процессе социальной деятельности человека.
Б. Возникновение и развитие культуры связано с материально-производственной
деятельностью человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Какая из перечисленных функций несвойственна домашним хозяйствам?
1) участие в принятии государственного бюджета на год
2) формирование доходов государственного бюджета посредством уплаты налогов
3) создание сбережений
4) формирование спроса на товары и услуги
8. Проявлением социальной стратификации общества является
1) разнообразие культурных традиций
2) деление общества на группы по различным критериям: возраст, доход, образование, вид деятельности
3) многоукладный характер экономики
4) идеологический плюрализм
9. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития..
Б. Социальный конфликт порождается противоречиями между общественными и групповыми интересами.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. В государстве Н. президент формирует правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
1) конституционная монархия 3) парламентская республика
2) абсолютная монархия 4) президентская республика
11. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) отдельные регионы имеют свои законодательные органы
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) народ является единственным источником власти
4) сложилась многопартийная система
11. Попечительский совет школы выделил средства для выступления школьного театрального коллектива с серией благотворительных спектаклей для ветеранов войны. Связь каких сфер общества иллюстрирует данный факт?
1) экономической и социальной
2) экономической, политической и духовной
3) социальной, духовной и экономической
4) политической и экономической
12. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек является личностью по факту своего рождения.
Б. Развитие личностных черт в человеке зависит от его ближайшего окружения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. К чертам индустриального общества относится
1) сословный строй
2) преобладание сферы услуг в структуре экономики
3) обожествление государственной власти
4) становление системы массового образования
14. Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) господство государственной собственности
2) производство товаров и услуг
3) решение проблемы ограниченности ресурсов
4) конкуренция товаропроизводителей
Черты сходства | Черты различия | ||
15. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫСОЦИАЛЬНЫХ НОРМ | |
А) фиксируется в законах и под законных актах Б) регулируется общественные отношения В) поведение оценивается с позиции добра и зла Г) отражают общественное мнение Д) охраняются силой государства | 1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 16, 17
В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
16. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.
2) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.
3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.
4) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.
5) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.
17. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируется институтами гражданского общества
2) В стране Z существуют более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития правового государства.
3) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.
4) Правительству страны Y целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.
5) В странах Y и Z проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.
18. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Чешский писатель Карел Чапек в 1920 году написал пьесу о механических людях —
роботах, сделанных на заводе и работающих вместо настоящих людей. (Б) Каждому
роботу задаётся сложная программа, поэтому роботы всё больше внедряются в нашу
жизнь, выполняют тяжёлую и опасную работу. (В) И всё же можно с уверенностью
утверждать, как бы ни был он совершенен, ему никогда не удастся полностью заменить
человека.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
А | Б | В |
Часть 2.
Для записи ответов на задания этой части (19–24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.