Факторы многообразия современного мира. Современ-




 

ные цивилизации. Формационный и стадиальный подходыакцентируют внимание на единстве исторического развития мира, причем основанием этого единства признается либо способ экономического производства (формационный под-ход), либо уровень научно-технического развития и благосо-стояния общества (стадиальный подход). Цивилизационный подход рассматривает в качестве факторов дифференциации стран и народов существование независимых друг от друга культурно-исторических общностей, каждая из которых ха-рактеризуется неповторимым набором духовных, религиоз-ных и культурных черт.

 

Среди концепций, реализующих цивилизационный подход, особый интерес представляют теории О. Шпенгле-

 

ра (1880—1936), П. А. Сорокина (1889—1968), А. Тойнби (1889—1975), С. Хантингтона (1927—2008). В концепции немецкого философа О. Шпенглера исторический процесс рассматривается как череда сменяющих друг друга куль-тур. Культуры, как живые организмы, имеют свою судь-бу и переживают стадии возникновения, зрелости, старо-сти и увядания. Подлинными творцами мировой истории являются такие культуры, которые достигли наивысшего расцвета и подъема. К ним О. Шпенглер относит египет-скую, вавилонскую, индийскую, китайскую, «магическую» (арабо-византийскую), «аполлоновскую» (греко-римскую) и «фаустовскую» (западноевропейскую) культуры. Полностью исчерпавшие себя культуры он называет цивилизациями.

 

Цивилизации как завершающий этап развития культуры характеризуются, по Шпенглеру, упадком искусства, рели-гии, творчества и преобладанием рационализма, атеизма, господством научно-технического прогресса, обезличивани-ем человека. В своей книге «Закат Европы» (1918—1922) О. Шпенглер приходит к выводу о скорой гибели западноев-ропейской культуры, вступившей в начале XX в. в цивили-зационную фазу.

 

Классификация цивилизаций, разработанная российско-американским социологом П. А. Сорокиным, основана на

системе господствующих в каждой из них ценностей куль-туры. В зависимости от конкретного сочетания этих ценно-стей он выделяет следующие типы культуры: идеационная, в основу которой положена религиозная вера (культура брах-манской Индии, Средневековья, буддистская культура); иде-алистическая,предполагающая единство религиозных и ра-ционально-чувственных ценностей (культура Античности); чувственная, или реалистическая (культура современногоЗапада).

 

Американский ученый С. Хантингтон рассматривает ци-вилизацию как широкомасштабную культурную общность, которая определяется наличием ряда общих черт (язык, ис-тория, религия, обычаи, институты), а также соответствую-щей самоидентификацией людей. Вслед за английским фи-лософом и историком А. Тойнби он отводит религиозному началу главную роль в качестве критерия принадлежности

 

к той или иной цивилизации. Основными цивилизациями современности С. Хантингтон считает англо-саксонскую, ка-толическо-протестантскую, славяно-православную, конфу-цианскую (китайскую), японскую, мусульманскую, латино-американскую и африканскую. Наличие цивилизационных разломов, утверждает С. Хантигтон, может привести к опас-ным конфликтам; самые серьезные из них проистекают из столкновения западной, мусульманской и конфуцианской цивилизаций.

 

Геополитический статус Республики Беларусь. Геопо-

 

литический статус нашей страны характеризуется ее на-хождением на стыке между западноевропейской и славяно-православной цивилизациями. С одной стороны, огромная выгода для страны — находиться на границе цивилизаций. Это способствует формированию поликультурного общества, включающего в себя многообразие религий, верований, на-циональностей, обычаев, языков и диалектов, художествен-ных и литературных стилей, фольклора. Поликультурное общество закладывает основы национальной и языковой то-лерантности, веротерпимости, уважения к другим народам. С другой стороны, в поликультурном обществе существует опасность конфликтов, вызванных несхожестью культурных типов живущих в нем людей.

 

Геополитика (от греч. —Земля, politike —полити-ка) — это теория, утверждающая зависимость политики го сударства от географических факторов (климат, природные ресурсы, территория, население и др.), или учение о гео-графической обусловленности политических явлений. Гео-политика как научная дисциплина складывается на рубеже XIX—XX вв. в результате осмысления и анализа устройства мира в условиях противоборства основных центров силы, ве-дущих борьбу за раздел сфер влияния. Термин геополитика ввел шведский историк и политолог Р. Челлен (1864—1922), рассматривавший государство как географический организм.

 

В последнее время геополитика все более концентрирует внимание на учете не только географических, но и связан-ных с ними экономических, национальных, военных и дру-гих факторов, которые влияют на расстановку политических сил на международной арене.

 

В начале XXI в. геополитическая картина мира характе-

 

ризуется многополюсностью (полицентричностью), т. е. на-

 

личием многочисленных полюсов (центров), вокруг которых концентрируются политические, военно-стратегические, экономические, культурные интересы участников мирового процесса. Основная функция геополитики заключается в по-иске государством взаимовыгодных союзников и партнеров, а также направлений и регионов распространения своего влияния.

 

Беларусь по своему географическому положению нахо-дится в центре Европы и является как бы связующим зве-ном между Россией и остальной Европой. Территория нашей страны характеризуется внутренней спаянностью и компакт-ностью. Протяженность территории с севера на юг составля-ет 560 км, с запада на восток — 650 км. Республика Бела-русь граничит с пятью странами, три из которых — Литва, Латвия и Польша — входят в состав Европейского Союза (ЕС). На севере и востоке Беларусь граничит с Российской Федерацией, на юге — с Украиной, на западе — с Польшей, на северо-западе — с Литвой и Латвией. Общая протяжен-ность границ составляет 2969 км.

 

В геополитическом аспекте Беларусь находится на пере-сечении транспортных путей с севера на юг и с запада на вос-ток. К западу и северу от нашей страны находятся страны ЕС (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии), к югу от нас — страны Черноморского бассейна (Украина, Мол-дова, Румыния, Болгария, Турция), а к востоку — Россия.

Таким образом, Республика Беларусь является транзитным

 

коридором для энергоносителей, автомобильного транспор-

 

та, соединяющим между собой Балтийский и Черноморский

 

регионы, Россию со странами Центральной и Западной Евро-

 

пы, а также европейские страны и Центральную Азию. Та-

 

кое положение является важным геостратегическим ресур-

 

сом Беларуси, но вместе с тем способствует обострению в

 

республике проблемы нелегальной миграции из афроазиат-

 

ских стран, которая может

 

пошатнуть конфессиональ-

 

ную и этническую стабиль-

 

ность в обществе. Кроме того,

 

большой поток автомобильно-

 

го транспорта через Беларусь

 

ведет к загрязнению атмос-

 

ферного воздуха, что требует

 

дополнительного внимания к

 

охране окружающей среды.

Другой особенностью географического положения Беларуси является отсутствие выхода к морю, в связи с чем возникает необходимость сотрудниче-ства со странами Балтийского региона, Россией и Украиной с целью использования их морских портов.

 

В экономическом отношении Беларусь ориентирована на высокоразвитые в научно-техническом отношении со-временные отрасли машиностроения, химической и элек-тронной промышленности. Однако нехватка сырья и энер-гоносителей обусловливает потребность в разностороннем или, как говорят, многовекторном геоэкономическом парт-нерстве. Из геополитического положения Республики Бе-ларусь вытекает, прежде всего, необходимость развития отношений с Российской Федерацией. Россия обеспечи-вает Беларусь энергоносителями и некоторыми другими важными видами продукции, а также является главным рынком сбыта белорусской продукции. Кроме того, через Беларусь проходит около 80 % российских перевозок в стра-ны ЕС.

 

В военно-стратегическом отношении Республика Бела-русь выступает за сохранение добрососедских отношений со всеми странами. В то же время существует необходимость постоянного повышения боеспособности армии в целях обес-печения надлежащей обороноспособности страны. Беларусь участвует в Организации Договора о коллективной безопас-ности (ОДКБ), является членом Организации по безопаснос-ти и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других подобных международных организаций. Наша страна добровольно отказалась от статуса ядерной державы и с конца 1996 г. формально и фактически является безъядерной зоной, а также участницей всех договоренностей в сфере нераспро-странения оружия массового поражения: Договора о нерас-пространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического оружия, Конвенции о запрещении биологичес-кого и токсического оружия, Договора о всеобъемлющем за-прете ядерных испытаний.

 

Внешняя политика государства —это общий курс госу-дарства за пределами его территории, направленный на реа-лизацию национальных интересов. В сферу национальных интересов любого государства входят обеспечение нацио-нальной безопасности как основы внутренней стабильности государства, его надежной обороноспособности, независимос-ти и территориальной целостности, а также национальные экономические интересы, заинтересованность в поддержа-нии мирового порядка. С момента обретения независимости Республика Беларусь приступила к проведению самостоя-тельной внешней политики, направленной на плодотворное включение страны в мировые политические и экономичес-кие процессы.

 

Стратегическая задача Республики Беларусь во внешней политике состоит в налаживании взаимовыгодного сотрудни-чества с различными регионами мира. Во внешней политике Республика Беларусь ориентируется на приоритет общепри-знанных норм международного права. Важным принципом внешней политики Республики Беларусь является много-векторность,означающая развитие сотрудничества со все-ми регионами мира. Основные геополитические ориентиры Беларуси включают тесное экономическое сотрудничество и внешнеполитическое партнерство с Россией и другими стра-нами СНГ, взаимовыгодные связи с Европейским Союзом, поиск новых экономических партнеров, дальнейшее разви-тие экономического и иного сотрудничества с Китаем, стра-нами Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америкой, Индией, Африкой.

 

Особая роль во внешнеполитическом и внешнеэкономи-ческом сотрудничестве отводится России и странам СНГ, что объясняется причинами военно-стратегического характера, а также экономической выгодой (снятие таможенных барьеров, использование внутренних рынков этих стран для сбы-та белорусской продукции).

 

Республика Беларусь нацелена на всестороннее участие

 

в общемировом процессе в качестве самостоятельного и пол-ноправного субъекта международных отношений, на постро-ение равноправного партнерства по всем направлениям и во всех регионах мира.

§ 23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов

 

Понятие глобализации. Во второй половине ХХ в.чело-вечество вступило в новый этап социальной эволюции. Опре-деляющей тенденцией этого этапа является глобализация.

 

Глобализация (от лат. globus —шар,фр. global —все-общий) — это процесс всестороннего сближения различных стран и становления единой глобальной системы технологи-ческих, финансовых, экономических, социально-политиче-ских и культурных связей на основе новейших информаци-онно-коммуникационных технологий.

 

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции человечества, кото-


 

рый ведет к формированию единого экономического и ин-формационного пространства, развитию общих стандартов качества жизни. Это объективный процесс, который обус-ловлен технологическим скачком, связанным с развитием информационно-коммуникационных технологий, растущей взаимозависимостью стран мира в результате трансгранич-ного (проходящего через границы) перемещения капиталов, товаров, услуг, информационных и людских потоков.

 

Противоречивый характер последствий глобализации. Вэкономическом аспекте глобализация проявляется в расши-рении масштабов деятельности и значительном росте влияния транснациональных корпораций и международных финансо-вых структур, формировании международного рынка труда.

 

Экономическая глобализация —это свободное движениекапиталов, возрастающая зависимость национальных эко-номик от мирового финансового рынка и транснациональ-ных корпораций (ТНК). Она ведет к усилению роли меж-дународных организаций, таких, как Международный ва-лютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудни-чества и развития (ОЭСР). С помощью этих организаций вы-сокоразвитые государства Запада, и в первую очередь США, нередко оказывали после Второй мировой войны политическое давление на правительства других стран с целью при-ведения национальных экономик в соответствие с западной либеральной моделью.

 

Глобализация — не только объективный процесс, вы-званный новыми тенденциями в экономике, новыми ком-муникационными технологиями, но и соответствующая по-литика, которая служит определенным интересам.Уско-ряющаяся глобализация современного мира ослабляет го-сударственный суверенитет и требует создания институтов наднационального характера. В политическом аспекте гло-бализация выражается в росте значения международных ор-ганизаций. В целом темпы экономической глобализации на-много превосходят темпы политической глобализации. Это связано с низкой управляемостью международными про-цессами, опасностью возникновения острых политических проблем. Глобализацию можно рассматривать и как идеоло-гию,которая защищает интересы определенных государств

 

и ТНК, ставших главными «архитекторами глобализации». Такой идеологией стал неолиберализм, вобравший в себя ба-зовые принципы либерализации экономики: ослабление го-сударственного регулирования и приватизацию. Согласно неолиберальной идеологии глобализация способствует раз-витию, процветанию, демократии и свободе. В размывании границ (как географических, так и культурных), патриоти-ческих ценностей и как итог — ослаблении суверенитета го-сударств неолибералы видят качественно новый, и притом прогрессивный, этап развития человеческой цивилизации.

 

Воздействие глобализации на современную культуру про-является в возрастании влияния универсальных, общих для всего человечества феноменов культуры (Интернет, мода, спорт, наука, единая организация системы образования и др.), а также в усиливающемся единообразии форм языко-вого общения, широком распространении единых стандартов досуга, образа жизни в целом.

 

Глобализация открывает возможности беспрепятствен-ного перемещения людей и информации, облегчает взаи-мопонимание между жителями планеты, способствует до-стижению договоренности государств по важным вопросам мирового значения. Вместе с тем возрастает неравномерность экономического развития и связанная с этим опасность де-градации экономики целых стран и регионов, которые не смогли найти свое место в системе международного разделе-ния труда.

 

Глобализация, как уже отмечалось, представляет собой крайне противоречивое явление. Открывая дополнительные возможности для развития, связанные с распространением новых технологий, она обостряет существующие проблемы

 

и порождает новые глобальные риски. К позитивным по-следствиям глобализации можно отнести создание единого мирового пространства, в рамках которого беспрепятствен-но перемещаются экономические ресурсы, свободно рас-пространяются идеи, знания, происходит сближение систем национального законодательства, экономических и техно-логических процессов, а также сближение культур разных стран, народов. Зримыми результатами глобализации стали всемирные коммуникационные сети, в том числе Интернет, а также растущая «прозрачность» государственных границ. Глобализация позволила значительной части человечества приобщиться к достижениям мировой цивилизации. Инфор-мационные технологии и углубление международного раз-деления труда обеспечили рост его производительности, что способствовало снижению себестоимости производимой про-дукции. Повысился уровень жизни у населения тех стран, которые возглавили протекающие в современном мире про-цессы глобализации.

 

К негативным последствиям глобализации относится огромная концентрация богатства на одном полюсе — «бо-гатый Север», бедности и нищеты — на другом — «бедный Юг». От глобализации выигрывают экономически развитые страны и транснациональные корпорации. Проигрывают ме-нее развитые страны, в первую очередь вынужденно гло-бализируемые, не готовые к действенному участию в «ми-ровой экономической гонке». В результате глобализации значительно обостряются противоречия между развитыми и развивающимися странами. Данные ООН свидетельствуют, что на долю богатейшего 1 % мирового населения приходит-ся больше доходов, чем имеют почти 60 % беднейшего на-селения мира. Запад с менее чем 15 % населения Земли ре-ально обладает 70 % мировых ресурсов, производства, тор-говли и потребления.

 

Неолиберальная глобализация обеспечивает удовлетво-рение искусственно созданных и постоянно возрастающих потребностей «золотого миллиарда», составляющего на-селение самых богатых и высокоразвитых стран. При этом значительная часть населения остального мира не может удовлетворить даже минимальные потребности в еде, пи-тьевой воде, одежде и т. п. Глобальные движения капита-ла, финансовые и информационные потоки часто ставят под угрозу стабильность мировой экономики, а также нацио-нально-государственные интересы многих стран. Культурная универсализация, понимаемая как распространение ценнос-тей западной цивилизации на все другие народы, нередко порождает ответную реакцию: рост ксенофобии (xeЂnos в пе-реводе с греч. — «чужой» и phoЂbos — «страх», т. е. боязнь чужого), национализма и религиозного фундаментализма.

 

Разрыв в условиях жизни населения развитых и от-ставших в развитии стран породил массовые и во многом стихийные миграционные процессы. В результате массовой иммиграции западные общества становятся все более поли-культурными, что приводит к возникновению и нарастанию

 

в них этнокультурной напряженности и даже враждебности. Кроме того, мигранты обостряют кризис занятости в разви-тых странах. Все это порождает новые конфликты, связан-ные с подрывом сложившейся в развитых странах системы социальной защиты своего населения. В связи с этим в раз-витых странах ужесточается миграционное законодатель-ство, ведется борьба с нелегальными мигрантами: эти стра-ны, которые ранее рассматривались как образцово либераль-ные, становятся все менее либеральными.

 

Глобализация косвенно способствует развитию международ-ной преступности и международного терроризма. Современные технологии в области вооружения и коммуникации значитель-но увеличивают разрушающий потенциал террористических актов, затрудняют борьбу с международной преступностью.

 

Антиглобализм. Реакцией на противоречивый характерглобализации является новое протестное движение — анти-глобализм. Антиглобализм — это политика и идеология, направленная против сложившейся модели глобализации, приносящей, главным образом, прибыль транснациональ-ным корпорациям из богатейших стран мира, население ко-торых называют «золотым миллиардом». Сопротивление глобализации проявляется как на уровне государств, так и на уровне общественных движений.

 

Массовые выступления антиглобалистов из разных стран едва не сорвали в 1999 г. конференцию Всемирной торговой организации (ВТО) в Сиэтле (США). В 2001 г. новые массовые выступления антиглобалистов произошли в Генуе. Они были вызваны проходившей там встречей «восьмерки» (глав госу-дарств восьми ведущих стран мира). Демонстрации антиглоба-листов в последние годы становятся все более частыми и при-урочены, как правило, к заседаниям Всемирного банка, ВТО, МВФ, других международных организаций. В этих организа-циях антиглобалисты видят основных проводников политики глобализации, ответственных за ее негативные последствия.

 

Чаще всего антиглобалистами осуждаются разрушитель-ные социально-экономические последствия глобализации и выдвигаются требования проведения политики «социально ответственной глобализации». Считается, что процесс глоба-лизации должен быть связан с распространением принципов социальной справедливости. Сторонники антиглобализма от-мечают, что глобализация углубляет экологические проблемы, позволяет ТНК избегать контроля и получать сверхприбыли за счет эксплуатации беднейших стран и народов, расхищения их природных и иных ресурсов. По мнению антиглобалистов, если «архитекторов глобализации» не призвать к ответу и не поставить под эффективный международный демократический общественный контроль, то последствия могут быть катастро-фическими. Взаимная нетерпимость, болезни, экологические катастрофы, войны, распад общества и политическая неста-бильность могут стать всеобщими.

Требования, которые выдвигают антиглобалисты, тако-вы: реформа существующей глобальной финансово-экономи-ческой системы, более справедливое распределение доходов между странами и регионами, соблюдение норм междуна-родного права и защиты окружающей среды, сокращение внешнего долга для развивающихся стран.

 

Позиция Республики Беларусь в отношении процессов глобализации. В условиях глобализации деятельность Респуб-лики Беларусь ориентирована на придание этому процес-су большей социальной справедливости, отказ от политики двойных стандартов и политического диктата по отношению

 

к небольшим странам и тем, кто отстает в развитии. Повышение эффективности производства, его кон-

 

курентоспособности, освоение новых, в том числе информационных, технологий в сочетании с активной мно-говекторной внешней политикой усиливают устойчивость белорусского государства в условиях возрастающих глобаль-ных рисков и мировых финансово-экономических кри-зисов.

В настоящее время перед Республикой Беларусь стоит задача в ближайшие годы поднять отечественное производст-во на более высокий уровень и полноценно интегрироваться

 

в мировую экономику.

 

Административное право —отрасль права,регулирующая об-щественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления.

 

Антиглобализм —политика и идеология,направленная противсложившейся модели глобализации, приносящей, главным образом, прибыль транснациональным корпорациям из богатейших стран мира, население которых называют «золотым миллиардом».

 

Внешняя политика государства —общий курс государства запределами его территории, направленный на реализацию нацио-нальных интересов.

 

Гендерная политика —система мер,направленная на достиже-ние реального равенства полов (мужчин и женщин), установление гендерного баланса во всех сферах жизни общества.

 

Геополитика —теория,утверждающая зависимость политикигосударства от географических факторов (климат, природные ре-сурсы, территория, население и др.), или учение о географической обусловленности политических явлений.

 

Глобализация процесс всестороннего сближения различныхстран и становления единой глобальной системы технологических, финансовых, экономических, социально-политических и культур-ных связей на основе новейших информационно-коммуникацион-ных технологий.

 

Глобальные проблемы современности —жизненно важныепроблемы планетарного характера, для решения которых необхо-димо объединение усилий всех государств, а их нерешенность пред-ставляет реальную угрозу для будущего человечества.

 

Государственная молодежная политика —система социальных,экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Бе-ларусь в возрасте от 14 до 31 года.

 

Государственные минимальные социальные стандарты —опре-деленный уровень социальной защиты граждан, который гаранти-руется государством.

 

Гражданская дееспособность —способность человека своимидействиями приобретать и осуществлять гражданские права, а так-же исполнять гражданские обязанности.

 

Гражданская правоспособность —способность человека бытьносителем разрешенных законом субъективных прав и обязан-ностей.

 

Гражданское общество —система экономических,политиче-ских, правовых, культурных связей между людьми, которые уста-навливаются ими без вмешательства со стороны государства. Граж-данское общество основано на добровольно сформировавшихся са-моуправляющихся группах людей.

Гражданское право —отрасль права,которая регулирует иму-щественные и личные неимущественные отношения, возникающие между разными организациями (юридическими лицами) и гражда-нами, а также между отдельными гражданами.

 

Гражданство Республики Беларусь —устойчивая правоваясвязь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокуп-ности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основан-ная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

 

Демографическая безопасность —состояние защищенностисоциально-экономического развития государства и общества от де-мографических угроз. Демографическая безопасность обеспечивает развитие страны в соответствии с ее национальными демографичес-кими интересами.

 

Демографическая политика —система мер,которые осуществ-ляются государством в отношении определенных групп общества с целью регулирования демографических процессов — рождаемости, смертности, миграции.

 

Демографические угрозы —демографические явления и тен-денции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие страны.

 

Здоровый образ жизни —образ жизни,в основе которого лежитосознанное отношение человека к своему здоровью как ценности.

 

Здравоохранение —система государственных,общественных имедицинских мероприятий, направленных на сохранение и укреп-ление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний, а так-же система специальных учреждений и организаций, которые их осуществляют.

 

Избирательная система —совокупность норм,правил и при-емов, определяющих порядок проведения выборов и избрания пред-ставительных органов власти.

 

Инновации —нововведения,направленные на повышение эф-фективности человеческой деятельности.

 

Интенсивный рост —развитие экономики за счет качественно-го совершенствования факторов производства, использования дости-жений научно-технического прогресса.

 

Информационное общество —общество,в котором информацияпризнается наиболее значимым ресурсом, производство и потребле-ние информации является важнейшим видом деятельности, инфор-мационные и телекоммуникационные технологии внедряются во все сферы жизни людей, а информационная среда, наряду с социальной и экологической, выступает важнейшей средой обитания человека.

 

Конституция —Основной Закон государства, «закон законов». Конфессиональная политика —политика многоконфессиональ-ных государств по регулированию отношений между различными

 

конфессиями.


 

Правообладатель Народная асвета 265


Международные отношения —совокупность политических,экономических, идеологических, правовых, дипломатических, во-енных, культурных и иных связей между государствами, организа-циями, народами и отдельными личностями.

 

Минимальная заработная плата —законодательно установлен-ный предел оплаты труда, ниже которого не может выплачивать ни один наниматель, при условии выполнения наемными работниками норм рабочего времени и объемов работ.

 

Национальная политика —политика многонациональных госу-дарств по отношению к проживающим в них национальным, этни-ческим группам.

 

Национальная безопасность —состояние защищенности жиз-ненно важных интересов личности, общества и государства от внут-ренних и внешних угроз.

 

Парламент —представительный и законодательный орган госу-дарства.

 

Плюрализм —свободное сосуществование в обществе различ-ных политических взглядов, школ, идеологий, политических пар-тий и организаций со своими целями и программами, если они не противоречат Конституции страны.

 

Правительство —орган исполнительной власти в государстве. Президент —глава государства,имеющего республиканскую

форму правления.

 

Прокуратура Республики Беларусь —единая и централизован-ная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов (законов, декретов, указов) на территории Республики Бела-русь.

 

Региональная политика государства —целенаправленная де-ятельность органов государственной власти по обеспечению опти-мального развития регионов и административно-территориальных единиц.

 

Референдум —особая форма голосования избирателей,в ходекоторого они выбирают тот или иной вариант ответа на поставлен-ный вопрос государственной или общественной жизни.

 

Семейное право —отрасль права,нормы которой регулируютличные неимущественные и имущественные отношения, возникаю-щие при заключении и расторжении брака, а также в процессе се-мейной жизни граждан.

 

Социальная защита —совокупность мер,которые реализует го-сударство, чтобы защитить человека в наиболее трудные моменты его жизни (потеря работы, болезнь, потеря кормильца, стихийные бедствия, старость, инвалидность и др.).

 

Социальная политика —совокупность мероприятий,которыепроводит государство по развитию социальной сферы общества.


 

266 Правообладатель Народная асвета


Социальное государство —государство,которое стремится кобеспечению достойных условий жизни всех слоев населения и осо-бо заботится о гражданах в тех случаях, когда они не в состоянии позаботиться о себе сами.

 

Средства массовой информации (СМИ) —совокупность средствраспространения информации на массовые аудитории с использова-нием какого-либо материального носителя.

 

Суверенитет —верховенство власти государства в границах еготерритории и независимость государства в международных отно-шениях.

 

Судебная власть —самостоятельная и независимая ветвь влас-ти, которая осуществляет правосудие, т. е. рассматривает и разре-шает уголовные, гражданские, административные, хозяйственные и конституционные дела в порядке, установленном законом.

 

Трудовое право —отрасль права,которая регулирует трудовыеотношения между нанимателями и работниками, устанавливает го-сударственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, защища-ет права и интересы работников и нанимателей.

 

Уголовное право —совокупность юридических норм,определя-ющих преступность и наказуемость деяний, опасных для сложив-шейся системы общественных отношений.

 

Устойчивое развитие —концепция,которая утверждает,чторазвитие общества должно быть ориентировано на рост производст-ва и потребления с учетом состояния природы, ее ресурсов и интере-сов последующих поколений людей.

 

Футурология —совокупность различных исследований буду-щего Земли и человечества. Она охватывает также область научных знаний о перспективах социальных процессов, т. е. социальное про-гнозирование.

 

Экономический рост —положительная динамика развития эко-номики в результате происходящих в ней количественных и качест-венных изменений.

 

Экстенсивный рост —количественное увеличение экономичес-ких показателей за счет привлечения дополнительных ресурсов.

 

Эффективность производства —соотношение затрат,которыепонес производитель в процессе производства, и результатов, кото-рые он получил в виде определенного дохода.

 

Юридическое лицо —признанная государством в качествесубъекта права организация, которая обладает обособленным иму-ществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обя-зательствам, от своего имени выступает в суде, приобретает и осу-ществляет права, выполняет обязанности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: