состоящий из десяти сеансов [4]
№ сеанса | Точки | |||||||
О | О | О | ||||||
О | О | Л | ||||||
О | О | Л | Л | |||||
О | О | Л | Л | Л | Л | |||
О | О | Л | Л | Л | Л | Л | Л | |
О | О | Л | Л | Л | Л | Л | Л | |
О | О | Л | Л | Л | Л | |||
О | О | Л | Л | |||||
О | О | Л | ||||||
О | О | О |
О — точка общего действия.
Л — точка локального действия.
2.4 Приемы логопедического массажа при ринолалии и дислалии
Ринолалия (от греч. rhiпos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.
При нормальном произнесении назальных звуков м, м', п, п' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.
|
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. При открытой рuнолалuu струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанавливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.
Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса, причинами чего являются изменения в носовой или носоглоточных областях или функциональные расстройства носоглоточного затвора.
При закрытой рuнолалuuзакрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Данные дефекты также устранимы с помощью операции.
Задняя закрытая ринолалия может быть следствием сращения мягкого неба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических).
Ринолалия закрытая передняя - нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами вносу, сильным насморком и др.; закрытая передняя ринолалия может быть приходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).
|
Открытая ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба, параличи и парезы мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. Открытая ринолалия может быть приобретенной (травмы неба, па· резы, параличи, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба).
Функциональная открытая ринолалия - недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции:
· после удаления аденоидов («ривычная»);
· после перенесенной дифтерии.
Смешанная ринолалия - состояние, когда при носовой непроходимости имеется недостаточный небно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением {юсового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных звуков, тембр которых становится как при открытой ринолалии, различают смешанную ринолалию переднюю и заднюю. Обе формы могут быть как органическими, так и функциональными.
Ринофония - носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного на· правления голосовыдыхаемой струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.
Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба.
|
Расщелина неба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости, причина ринолалии.
Расщелина неба закрытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба закрыт слизистой оболочкой.
Расщелина неба открытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба не прикрыт слизистой оболочкой.
Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:
· активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния рожденного дефекта);
· формирование артикуляции звуков;
· устранение назального оттенка голоса;
· дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа;
· нормализация просодики;
· автоматизация приобретенных навыков.
Рассмотри наиболее подробно один из приемов коррекционной работы – массаж мягкого неба.
Основная цель массажа мягкого нёба - разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение небно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.
Общие рекомендации при проведении массажа следующие:
1) массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;
2) массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;
3) массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.
Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.
1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверхности мягкого нёба (рис.1).
2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки (рис.2).
3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.
По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.
4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралeвидныe движения в поперечном и продольном направлениях (рис. 3).
5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.
В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.
Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.
Рис.1 рис.2 рис.3
Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц
С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.
Имитировать жевание.
Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении).
Покашливать - это движение совершается многократно на одном вы-
дохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца).
Позевывать - это движение имитируется ребенком вслед за логопедом.
Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.
Кроме этого полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления. Эти упражнения активизируют работу нёбно-гортанно-глоточных мышц, усиливают нёбно-глоточное смыкание.
Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить голову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивления. Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит его открыть рот..Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
Ребенку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь. Логопед пытается удержать язык ребенка вне полости рта.
Массаж рекомендуют выполнять после пластики губ.
В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка дляее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается рядупражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:
- поднимать и опускать верхнюю губу;
- стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;
- ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;
- вибрировать пальцем верхнюю губу;
- постукивать около рубцов подушечками пальцев;
- щипать пальцами;
- взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.
Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мама произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а - п, п - а, б - а, па - па, ба - ба, ма - л,zа.
Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.
Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».
Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ».
Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление движения - от средней линии лба к вискам.
Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от кончика носа к переносице.
Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.
Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.
Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:
- круговые движения языком в преддверии полости рта;
- набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая
воду под губами;
- «пальцевой душ» - постукивание около рубцов подушечками пальцев;
- «щипки пальцами» - легкое пощипывание около рубцовых областей.
Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т. п.
Массаж при дислалии
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Если нарушается одна rpуппа звуков (например, шипящие) - это мономорфное нарушение произношения.
Если нарушается одновременно 2 или несколько rpупп звуков (например, шипящие и соноры) - это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения.
Причина искаженного произношения - недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка).
Причина замены звуков - недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (например, [л] - [р]) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК-РАК).
Причина отсутствия звуков - могут быть и та, и другая.
Одной из причин нарушения речи может быть укороченная подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки Ш-Ж-Щ-Ч-Л-ЛЬ-Р-РЬ.
Современные логопеды уже не стремятся сразу же применять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консервативное лечение).
Однако если уздечка значительно укорочена, возможно, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом.
Если уздечка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и артикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.
1) Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик зыка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх (рис. 1).
Вывод: логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.
Целью логопедического массажа при дизартрии – нормализация мышечного тонуса, улучшение питания мышц за счет нормализации кровоснабжении и увеличении поступления нервных импульсов.
Целью логопедического массажа при заикании – релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового аппарата, а также нормализация эмоционального состояния заикающегося.
Целью логопедического массажа при ринолалии – разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса.
Целью логопедического массажа при дислалии (при укороченной подъязычной связки) – увеличение длины подъязычной связки.
Целью логопедического массажа с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития является нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или мед.работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.
В представленной ниже таблице, мы кратко охарактеризовали виды и приемы массажа, которые можно использовать при данных нарушениях.