Примерный комплекс точечного массажа на один курс,




состоящий из десяти сеансов [4]

 

№ сеанса   Точки
  О О О          
  О О Л          
  О О Л Л        
  О О Л Л Л Л    
  О О Л Л Л Л Л Л
  О О Л Л Л Л Л Л
  О О Л Л Л Л    
  О О Л Л        
  О О Л          
  О О О          

 

О — точка общего действия.

Л — точка локального действия.


2.4 Приемы логопедического массажа при ринолалии и дислалии

Ринолалия (от греч. rhiпos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.

При нормальной фонации во время произнесения всех зву­ков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыка­ние наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.

При нормальном произнесении назальных звуков м, м', п, п' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно­-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. При откры­той рuнолалuu струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанав­ливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.

Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса, причинами чего являются изменения в носовой или носоглоточных областях или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

При закрытой рuнолалuuзакрыт проход воздуха в нос. При­чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан­ные дефекты также устранимы с помощью операции.

Задняя закрытая ринолалия может быть следствием сращения мягкого неба с зад­ней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилити­ческих).

Ринолалия закрытая передняя - нарушение звукопроизношения, которое вызы­вается резким искривлением носовой перегородки, полипами вносу, сильным на­сморком и др.; закрытая передняя ринолалия может быть приходящей (при воспали­тельном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).

Открытая ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и искажен­ное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба, параличи и парезы мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в но­совую полость. Открытая ринолалия может быть приобретенной (травмы неба, па· резы, параличи, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, уко­рочение мягкого неба).

Функциональная открытая ринолалия - недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции:

· после удаления аденоидов («ривычная»);

· после перенесенной дифтерии.

Смешанная ринолалия - состояние, когда при носовой непроходимости имеется недостаточный небно-глоточный затвор; на произношении это отражается пониже­нием {юсового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных звуков, тембр которых становится как при открытой ринола­лии, различают смешанную ринолалию переднюю и заднюю. Обе формы могут быть как органическими, так и функциональными.

Ринофония - носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного на· правления голосовыдыхаемой струи вследствие либо механических дефектов носо­глотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мяг­кого неба.

Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), воз­никающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба.

Расщелина неба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости, причина ринолалии.

Расщелина неба закрытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба закрыт слизистой оболочкой.

Расщелина неба открытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба не прикрыт слизистой оболочкой.

Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:

· активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния рожденного дефекта);

· формирование артикуляции звуков;

· устранение назального оттенка голоса;

· дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа;

· нормализация просодики;

· автоматизация приобретенных навыков.

Рассмотри наиболее подробно один из приемов коррекционной работы – массаж мягкого неба.

Основная цель массажа мягкого нёба - разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повы­шение небно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.

Общие рекомендации при проведении массажа следующие:

1) массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягко­го нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;

2) массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;

3) массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.

Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчи­вающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверх­ности мягкого нёба (рис.1).

2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа на­лево, захватывающие язычно-нёбные дужки (рис.2).

3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.

По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.

4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спира­лeвидныe движения в поперечном и продольном направлениях (рис. 3).

5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения боль­шим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.

В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и попе­речном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с актив­ными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлек­торное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стен­ки глотки.

 

Рис.1 рис.2 рис.3

Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц

С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлек­торное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

Имитировать жевание.

Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движе­ния (следующие друг за другом многократные глотательные движения при­водят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении).

Покашливать - это движение совершается многократно на одном вы-

дохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца).

Позевывать - это движение имитируется ребенком вслед за логопедом.

Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

Кроме этого полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления. Эти упражнения активизируют работу нёбно-гортанно-глоточных мышц, усиливают нёбно-глоточное смыкание.

Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить го­лову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивле­ния. Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит его открыть рот..Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.

Ребенку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь. Логопед пытается удержать язык ребенка вне полости рта.

Массаж рекомендуют выполнять после пластики губ.

В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка дляее пла­стичности, подвижности, развития объема движений. Пред­лагается рядупражнений, которые родители должны про­водить с ребенком ежедневно:

- поднимать и опускать верхнюю губу;

- стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

- ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;

- вибрировать пальцем верхнюю губу;

- постукивать около рубцов подушечками пальцев;

- щипать пальцами;

- взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разми­нать пальцами рубец.

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губ­ным звукам. Для этого при общении с ребенком мама произ­носит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и раз­мыкаются: а - п, п - а, б - а, па - па, ба - ба, ма - л,zа.

Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные зву­ки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.

Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».

Используемые приемы массажа: поглаживание, вибра­ция, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го паль­цев, направление движения - от средней линии лба к вис­кам.

Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.

Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с артикуля­ционной гимнастикой:

- круговые движения языком в преддверии полости рта;

- набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая

воду под губами;

- «пальцевой душ» - постукивание около рубцов поду­шечками пальцев;

- «щипки пальцами» - легкое пощипывание около руб­цовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцвет­ных бумажек и т. п.

Массаж при дислалии

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннерва­ции речевого аппарата.

Если нарушается одна rpуппа звуков (например, шипящие) - это мономорфное на­рушение произношения.

Если нарушается одновременно 2 или несколько rpупп звуков (например, шипя­щие и соноры) - это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения.

Причина искаженного произношения - недостаточная сформированность или на­рушения артикуляционной моторики (например, движений языка).

Причина замены звуков - недостаточная сформированность фонематического слу­ха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (на­пример, [л] - [р]) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При заме­не одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК-РАК).

Причина отсутствия звуков - могут быть и та, и другая.

Одной из причин нарушения речи может быть укороченная подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки Ш-Ж-Щ-Ч-Л-ЛЬ-Р-РЬ.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при­менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консерва­тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож­но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ор­тодонтом.

Если уздечка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и артикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

1) Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик зыка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх (рис. 1).

 

 

Вывод: логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.

Целью логопедического массажа при дизартрии – нормализация мышечного тонуса, улучшение питания мышц за счет нормализации кровоснабжении и увеличении поступления нервных импульсов.

Целью логопедического массажа при заикании – релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового аппарата, а также нормализация эмоционального состояния заикающегося.

Целью логопедического массажа при ринолалии – разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса.

Целью логопедического массажа при дислалии (при укороченной подъязычной связки) – увеличение длины подъязычной связки.

Целью логопедического массажа с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития является нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или мед.работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.

В представленной ниже таблице, мы кратко охарактеризовали виды и приемы массажа, которые можно использовать при данных нарушениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: