состоящий из десяти сеансов [4]
№ сеанса | Точки | |||||||
О | О | О | ||||||
О | О | Л | ||||||
О | О | Л | Л | |||||
О | О | Л | Л | Л | Л | |||
О | О | Л | Л | Л | Л | Л | Л | |
О | О | Л | Л | Л | Л | Л | Л | |
О | О | Л | Л | Л | Л | |||
О | О | Л | Л | |||||
О | О | Л | ||||||
О | О | О |
О — точка общего действия.
Л — точка локального действия.
2.4 Приемы логопедического массажа при ринолалии и дислалии
Ринолалия (от греч. rhiпos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки.
Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а.
При нормальном произнесении назальных звуков м, м', п, п' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. При открытой рuнолалuu струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанавливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.
Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса, причинами чего являются изменения в носовой или носоглоточных областях или функциональные расстройства носоглоточного затвора.
При закрытой рuнолалuuзакрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Данные дефекты также устранимы с помощью операции.
Задняя закрытая ринолалия может быть следствием сращения мягкого неба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических).
Ринолалия закрытая передняя - нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами вносу, сильным насморком и др.; закрытая передняя ринолалия может быть приходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).
Открытая ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба, параличи и парезы мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. Открытая ринолалия может быть приобретенной (травмы неба, па· резы, параличи, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба).
Функциональная открытая ринолалия - недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции:
· после удаления аденоидов («ривычная»);
· после перенесенной дифтерии.
Смешанная ринолалия - состояние, когда при носовой непроходимости имеется недостаточный небно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением {юсового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных звуков, тембр которых становится как при открытой ринолалии, различают смешанную ринолалию переднюю и заднюю. Обе формы могут быть как органическими, так и функциональными.
Ринофония - носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного на· правления голосовыдыхаемой струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.
Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба.
Расщелина неба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости, причина ринолалии.
Расщелина неба закрытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба закрыт слизистой оболочкой.
Расщелина неба открытая - расщелина неба, при которой дефект мышечного слоя мягкого неба, а также дефект твердого неба не прикрыт слизистой оболочкой.
Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:
· активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния рожденного дефекта);
· формирование артикуляции звуков;
· устранение назального оттенка голоса;
· дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа;
· нормализация просодики;
· автоматизация приобретенных навыков.
Рассмотри наиболее подробно один из приемов коррекционной работы – массаж мягкого неба.
Основная цель массажа мягкого нёба - разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение небно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба.
Общие рекомендации при проведении массажа следующие:
1) массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки;
2) массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц;
3) массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.
Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.
1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба к увули по всей поверхности мягкого нёба (рис.1).
2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки (рис.2).
3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.
По мере нормализации состояния мышечного тонуса массаж можно соединять с активными движениями мягкого нёба.
4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралeвидныe движения в поперечном и продольном направлениях (рис. 3).
5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг.
В послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям.
Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки.
Рис.1 рис.2 рис.3
Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц
С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.
Имитировать жевание.
Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении).
Покашливать - это движение совершается многократно на одном вы-
дохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца).
Позевывать - это движение имитируется ребенком вслед за логопедом.
Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.
Кроме этого полезно использовать упражнения с преодолением сопротивления. Эти упражнения активизируют работу нёбно-гортанно-глоточных мышц, усиливают нёбно-глоточное смыкание.
Логопед кладет руку на лоб ребенка и дает инструкцию опустить голову вниз. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его запрокинуть голову назад. Ребенок запрокидывает голову с преодолением сопротивления. Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит его открыть рот..Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
Ребенку предлагается высунуть язык, а затем постараться втянуть его внутрь. Логопед пытается удержать язык ребенка вне полости рта.
Массаж рекомендуют выполнять после пластики губ.
В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка дляее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается рядупражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:
- поднимать и опускать верхнюю губу;
- стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;
- ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;
- вибрировать пальцем верхнюю губу;
- постукивать около рубцов подушечками пальцев;
- щипать пальцами;
- взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.
Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мама произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а - п, п - а, б - а, па - па, ба - ба, ма - л,zа.
Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы, у, и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.
Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».
Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ».
Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление движения - от средней линии лба к вискам.
Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от кончика носа к переносице.
Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление - от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.
Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.
Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:
- круговые движения языком в преддверии полости рта;
- набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая
воду под губами;
- «пальцевой душ» - постукивание около рубцов подушечками пальцев;
- «щипки пальцами» - легкое пощипывание около рубцовых областей.
Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т. п.
Массаж при дислалии
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Если нарушается одна rpуппа звуков (например, шипящие) - это мономорфное нарушение произношения.
Если нарушается одновременно 2 или несколько rpупп звуков (например, шипящие и соноры) - это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения.
Причина искаженного произношения - недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка).
Причина замены звуков - недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (например, [л] - [р]) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК-РАК).
Причина отсутствия звуков - могут быть и та, и другая.
Одной из причин нарушения речи может быть укороченная подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки Ш-Ж-Щ-Ч-Л-ЛЬ-Р-РЬ.
Современные логопеды уже не стремятся сразу же применять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консервативное лечение).
Однако если уздечка значительно укорочена, возможно, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом.
Если уздечка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и артикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.
1) Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик зыка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх (рис. 1).
Вывод: логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств.
Целью логопедического массажа при дизартрии – нормализация мышечного тонуса, улучшение питания мышц за счет нормализации кровоснабжении и увеличении поступления нервных импульсов.
Целью логопедического массажа при заикании – релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового аппарата, а также нормализация эмоционального состояния заикающегося.
Целью логопедического массажа при ринолалии – разминание рубцовой ткани, а также массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса.
Целью логопедического массажа при дислалии (при укороченной подъязычной связки) – увеличение длины подъязычной связки.
Целью логопедического массажа с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития является нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или мед.работник, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.
В представленной ниже таблице, мы кратко охарактеризовали виды и приемы массажа, которые можно использовать при данных нарушениях.