Таблица 3
Речевое нарушение | Вид массажа | Приемы массажа |
1.дизартрия | 1.расслабляющий, 2. укрепляющий | · Легкое поглаживание, · легкое постукивание, · легкая вибрация, · легкое похлопывание. ü Интенсивное поглаживание, ü растирание, ü разминание, ü пощипывание, ü интенсивная вибрация. |
2.заикание | массаж биологически активных точек | · Поглаживание вокруг одной точки, · разминание (в проекции одной точки). |
3.ринолоалия | дифференцированный массаж (массаж мягкого неба) | ü Поглаживание, ü разминание, ü растирание, ü надавливание. |
4.дислалия | дифференцированный массаж (при укороченной подъязычной связки) | · Поглаживание, · разминание, · растягивание. |
Заключение
Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.
Массаж — это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и, прежде всего на нервную систему. Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия. Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов. Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.
|
Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.
Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.
Библиография
1. Архангельский Г. В. Руководство к практическим занятиям по невропатологии. М., 1997. С. 98
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2008. С. 141
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008. С. 254
4. Бадалян Л. О. Невропатология. М., 1997. С.345
5. Балонов Л. Я. и др. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности. Л., 1985. С. 235
6. Белая Н. Н. Еще раз о массаже. М., 1997. С. 167
7. Бернау Д.,Майер А.-Э. Акупрессура: Избавление от боли. Минск, 1998.
8. Блыскина И. В. Логопедический массаж. СПб., 2008. С. 108
9. Блыскина И. В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб., 1993. С. 187
|
10. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2001. С. 87
11. Васичкин В. И. Справочник по массажу. Л., 1991. С. 289
12. Волкова Л. С. Логопедия. М., 2008. С. 703
13. Волосовец Т. В. Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба. М., 2009. С. 145
14. Вольф Н. Л. Боль разведу руками. Л., 1989. С. 89
15. Герело Н. Ф. Дыхание. Движение. Самомассаж. Л., 1991. С. 79
16. Гойденко В. с., Норкина Г. Е. Метаморфозы целительной иглы. М., 1987. С.169
17. Гольдблат В. Ю. Точечный и линейный массаж в неврологии. М., 1997.
С. 126
18. Гоникман Э. И. Одежда и камни, которые лечат. М., 2000. С. 127
19. Домашний логопед. Полный справочник. М., 2007. С. 385
20. Дубровский В. И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. М., 1982. С. 354
21. Дубровский В. И. Точечный массаж. М., 1986. С.157
22. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М., 2003. С. 173
23. Журба Л. Т. Ранняя диагностика синдромов двигательных расстройств у детей первого года жизни. М., 1971. С. 87
24. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляторная гимнастика. М.,2009. С. 79
25. Куничев Л.А. Лечебный массаж. Л., 1979. С. 159
26. Куничев Л. А. Целебный массаж. Л., 1981. С. 167
27. Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Киев, 1992. С. 97
28. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. С. 456
29. Молостов В. Д. Справочник по применению точечного массажа. Минск, 1997. С. 183
30. Нестерюк Т. В. Гимнастика маленьких волшебников. М., 1993. С. 78
31. Озерецкий К. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1928. С. 171
32. Поваляева М. А. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-на-Дону, 1997. С. 245
33. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж в системе преодоления заикания у детей. М., 2000. С. 357
34. Цуцуми Й. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. М., 1997. С. 254
35. Черели Э. М. Подготовка речевого аппарата к работе над дикцией. М., 1997. С. 241
36. Эванс М. Основы натуральной терапии. М., 1997. С. 376
Приложение 1