Глава 1. Современное представления о роли массажа в коррекции речевых расстройств




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра Логопедии

 

 

Выпускная квалификационная работа

Использование логопедического массажа в коррекции речевых расстройств

 

Выполнил:

слушатель программы

профессиональной переподготовки

специальности Логопедия

Наталия Анатольевна Терентьева

Подпись_____________________

Научный руководитель:

К.п.н., доцент

Оксана Юрьевна Федосова

Подпись _______________

 

Допустить к защите: Выпускная работа защищена

зав. кафедрой логопедии «___»________________2010г.

к.п.н., доцент Е.А. Чаладзе Оценка____________________

«___»_________________ Председатель ГАК

Подпись ______________ к.п.н., доцент Т.Н. Новожилова

Подпись ___________________

 

Самара 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Современное представления о роли массажа в коррекции речевых расстройств……………………………………………………................................7

1.1. История массажа…………………………………………………………. 7

1.2. Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с

использованием традиционных и нетрадиционных методов………………..11

1.3. Основы логопедического массажа……………………………………...18

Глава 2. Использование логопедического массажа в коррекционно-логопедической работе………………………………………………………….35

2.1. Специфика выполнения массажа при дизартрии………………………..35

2.2. Массаж с детьми 1 и 2 уровня доречевого развития при ДЦП…………41

2.3. Использование массажа при заикании………………………….………...47

2.4. Приемы логопедического массажа при ринолалии и дислалии………..63

Заключение………………………………………………………………………..74

Библиография……………………………………………………………………..75

Приложение 1……………………………………………………………………..77

Приложение 2……………………………………………………………………..82

Приложение 3……………………………………………………………………..92

 


Введение

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных.

В настоящее время, широко используются такие нетрадиционные методы как массаж, фитотерапия, хромотерепия, звукотерапия, ароматерапия и мн.др. В такой отрасли как логопедия, логопедический массаж является важным средством при коррекции артикуляторных расстройств. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиной (1979), О.В. Правдиной (1980), К.А. Семеновой (1976), С.А.Бортфельд (1986) и мн.другие.

Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемых при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.

Однако целесообразность использования приемов массажа в логопрактике не у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях, как дизартрия, ринолалия, заикание. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция проприоцептивнйх ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной (В.А. Богородицкий, 1930; М.А. Пискунов, 1962 и др.). Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

В логопедической работе практикуется точечный и линейный массаж. Профессор Заблудовский является основоположником отечественной системы массажа. Им был предложен метод массажа лица, который не утратил своего значения до настоящего времени, который может с успехом применяться в логопедическую практику.

Большой вклад в разработку приемов логомассажа внес И.И. Панченко (1974), он указывает, что при спастико-ригидном синдроме рекомендуется проводить плоскостное поверхностное поглаживание, в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего поглаживания при спастическом парезе, т.к. любое силовое давление вызывает в мышце ответное повышение тонуса.

Е.Ф. Архипова (1989) предложила логопедический массаж, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата детей раннего возраста. Этот массажный комплекс включает в себя дифференцированные движения.

Н.А. Белая и И.Б. Петров (1977) являются авторами лечебно-оздоровительного массажа. Комплекс массажных движений проводится при неврите лицевого нерва, но этот комплекс может быть использован и в логопедической практике.

Инициатором проведения точечного массажа при заболеваниях ц.н.с. в нашей стране стала школа профессора Э.Д. Тыкочинской (1969). Ей была предложена, а впоследствии М.Я.Леонтьевой (1975) детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастический параличах.

Э.И. Скляренко (1996) были разработаны дизартрические зонды. Они предназначены для восстановления речевых функций у больных с различными видами дизартрии. Зонды употребляются для массажа и легкого поверхностного обкалывания биологически активных точек лица, шейно-воротниковой зоны и полости рта, а также для исправления дефектов речи.

Е.В. Новикова (2000) разработала технологию зондового массажа и набор зондов. Основная цель метода - нормализация речевой моторики.

В.Н. Шашурина (1963, 1975), Л.А. Данилова с соавторами (1975) привели примеры эффективности сочетания медикаментозного лечения и логопедической работы.

Заслуживает внимание точечная электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой, применяя при дизартрии у детей с дцп.

В книге Е.А. Щербаковой (2003) «логопедический массаж», хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа. Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того, представлены различные комплексы точечного массажа в биологически активных точках.

Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по миогимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А., 1997); приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И (1984), Ипполитовой А.Г. (1983), Вазовской Л.И. (1984).

Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е (1994, 2003) и др.

С каждым годом ведется активная работа по применению и усовершенствованию приемов логопедического массажа.

Цель нашей работы – на основе изученной специализированной литературы определить специфику и приемы выполнения массажа при раличных речевых нарушениях.

Объект – логопедический массаж.

Предмет – использование массажа в коррекции дизартрии, ринолалии, дислалии, заикании.

Основными задачами нашей работы:

· изучить литературу по данной теме;

· выявить специфику и приемы логопедического массажа;

· разработать методические рекомендации по использованию логомассажа.

Таким образом, использование логопедического массажа определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека.

 

Глава 1. Современное представления о роли массажа в коррекции речевых расстройств

1.1 История массажа

Массаж, пройдя проверку временем, не утратил своей актуальности. Напротив, за последние десятилетия интерес к нему значительно возрос.

Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.

Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли.

Известно, что массаж с XII века до н.э. использовали в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии. Об этом свидетельствуют сохранившиеся папирусы, алебастровые рельефы, некогда украшавшие царские дворцы, надписи в пирамидах. На одном из папирусов, найденных в 1841 году в саркофаге египетского полководца, были изображены такие приемы массажа, как растирание, поглаживание и поколачивание.

Из Египта массаж вместе с «умащиванием» маслами и мазями, широким использованием бани попал в Древнюю Грецию — колыбель европейской цивилизации. Величайшие врачи Древней Греции считали массаж обязательным элементом эллинской культуры.

Первое научное обоснование массажа попытался дать Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). Первым пропагандистом массажа для больных и здоровых людей является Геродикос (484—425 до н.э.). Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь ежедневно занимался гимнастикой и массажем.

В произведениях великих поэтов Эллады — Гомера, Пиндара описаны сцены массажа тел героев-воинов.

Особого расцвета массаж достиг в Римской империи. Римляне,

завоевав многие страны, заимствовали их научные и культурные достижения, в том числе в области массажа и гимнастики. В Древнем Риме массаж был в обиходе у всех — от императора до раба. В городах строили комфортабельные бани — «термы» (от лат. thermae — тепло, жар), в которых обязательно обустраивали специальные комнаты для массажа («трепидариумы»).

Благодаря Асклепиаду (128—56 до н.э.) — выдающемуся древнеримскому врачу — массаж получил особенно широкое применение и в медицине, и в физическом воспитании. Именно Асклепиад первым разделил массаж на сильный и слабый, кратковременный и продолжительный, с применением смазывающих средств и без них (сухой).

Выдающийся древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 н.э.) описал методику основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание). Он первым рекомендовал начинать массаж со слабых поглаживаний, постепенно их усиливать, растирая, разминая участки тела, и заканчивать процедуру также легкими поглаживаниями. (Предписания Галена сохранились до нашего времени практически без изменений.)

После падения Римской империи массаж на многие годы исчез из жизни европейцев, чему способствовало распространение христианства, проповедовавшего умерщвление плоти. И лишь народы, следовавшие другим религиям, продолжали применять массаж в лечебных и профилактических целях.

X и XI века были расцветом арабской медицины. На основе трудов своих предшественников Разес Ар-Рази (850—929), Абу Али Ибн-Сина (980—1037) и другие выдающиеся врачи того времени разработали собственные оригинальные массажные приемы, что определило своеобразное направление, получившее название «восточный массаж». Он успешно применялся в банях.

Новый скачок в развитии массажа произошел в эпоху Возрождения. Но

несмотря на всплеск интереса к массажу популярность его в те времена была гораздо ниже, чем в Древней Греции и Древнем Риме.

Своеобразный массаж практиковался и у славянских народов. Его называли «хвощевание», то есть нахлестывание тела веником во время мытья в бане. Такой массаж способствовал закаливанию организма. В Европе неумелое применение массажа шарлатанами и невеждами дискредитировало этот метод лечения, и он был надолго забыт. Только в XVIII веке массаж начал интенсивно возрождаться в Англии, Франции, Германии.

С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу.

В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И.В. Заблудовский, М.К. Барсов, В.В. Гамолицкий, Е.Н. Залесова, Н.И. Рачинский, В.К. Крамаренко, К.Г. Соловьев, И.П. Каллистов, А.В. Янченко, И.М. Саркизов-Серазини.

Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И.В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи с чем его по праву называют отцом современного массажа.

История точечного массажа, как и история других его видов, уходит корнями в глубокую древность. Существует множество легенд о возникновении точечного массажа, достоверность которых до сих пор не доказана. Но известно, что около 5 тысяч лет назад в Китае народные врачеватели эмпирическим путем обнаружили на коже человека точки (зоны), раздражение которых уколами (акупунктура) или прижиганием приводило к исчезновению болезненных явлений в организме, восстановлению его нарушенных функций (Хуанди-ней цзин, III в. до н.э.). Этот метод, основанный на философских принципах перемещения жизненной энергии ци (чи), называется «чжень-цзю». В 1026 году появился первый «Атлас точек» (Ван Вэй-и. 600 активных точек).

Европа же узнала о чудесных точках на теле человека от миссионеров и путешественников лишь в XIII веке. Восточный метод массажа на европейской почве приживался трудно. По-настоящему им заинтересовались только в XIX веке. В России первые упоминания об акупунктуре (иглоукалывании) можно встретить в научных работах ряда авторов XIX—начала XX века (П.Г. Чаруховский, 1828; А.А. Татаринова, 1853; П.А. Корниевский, 1863, 1878; А.Я. Виолина, 1903; В.В. Корсаков, 1928). Серьезное изучение и применение этого метода в нашей стране началось с 1957 года. В XX веке не только совершенствовались методы акупунктуры, но и получили развитие новые системы воздействия на определенные активные точки (зоны), в том числе на зоны ушной раковины (Эр-чжень-ляо, аурикулопунктура, П. Ножье), стоп и кистей рук (Су-джок, Ч.В. Пак).

Массаж стоп и кистей, ушных раковин (аурикул) и волосистой части головы как метод естественного оздоровления с глубокой древности был известен многим народам, представителям различных культур. Сегодня трудно сказать, где именно зародилась такая форма терапии. Она, вероятно, так же стара, как акупрессура и акупунктура. Из поколения в поколение передавались отдельные приемы этого метода исцеления, которые по прошествии веков образовали систему приемов массажа рефлексогенных зон.

Труд американского врача Н. Фицджеральда (1872—1942) «Терапия зон» (1917) послужил фундаментом для существующей сегодня столь эффективной и плодотворной терапии рефлексогенных зон.

Другой американский врач, Д. Рейли, открыл терапевтические возможности этого метода. Ученица Рейли — Юника Ингам, интенсивно применявшая этот метод в своей практике, написала две книги, в которых отображала состояние терапии рефлексогенных зон того времени.

Из Америки этот метод распространился в немецкоязычные страны. Сегодня его используют тысячи врачей, физиотерапевтов и целителей во всем мире.

Массаж рефлексогенных зон является эффективным и простым методом достижения психического и физического расслабления человека, а также сохранения и умножения сил его организма.

Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В.И. Дубровский и др. В.И. Дубровский организовал в Москве школу массажа, в которую приезжают учиться из различных городов России и других стран. Многие выпускники школы работают за рубежом (США, Канада, Израиль, Австралия, ЮАР, Польша, Сирия, Китай, Перу, Германия и др.).

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности.

 

1.2. Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

Число коррекционных классов в школах, всевозможных реабилитационных центрах заметно увеличивается. Однако, по утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом так называемой службы сопровождения развития ребенка[1], можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма — соматическое состояние.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие — успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (ароматотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (звукотерапия) и так далее может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, например, зеленый, синий, голубой цвета, медленная, негромкая и плавная музыка, запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают, а запахи лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и быстрой, ритмичной, громкой музыки.

Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства — очень эффективна. Мед усваивается в организме человека на 100% и обладает легким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность.

Использовать апитерапию, физиотерапию, фитотерапию, лечебную физкультуру в работе с детьми могут только соответствующие медицинские работники.

Для применения куклотерапии необходим набор игровых пособий и кукол (часто используются куклы без лица, а их эмоциональное состояние выражает сам ребенок). Для применения же сказкотерапии ребенок должен быть знаком с определенным количеством текстов сказок. Эти две терапии развивают воображение, коммуникативную функцию, помогают снять состояние страха, тревожности, агрессии, способствуют творческому самовыражению ребенка.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), профессора Ауглина, сегментарно-рефлекторный и точечный. Проследим варианты их комплектования.

При наличии временнóй и технической возможностей можно выполнять полный массажный комплекс — все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный. Это займет 50—60 минут. Если же такой возможности нет, вариативность выбора видов массажа произвольная. Можно выполнять от одного до трех видов массажа рефлексогенных зон, сегментарно-рефлекторный и точечный массажи. Можно массажи рефлексогенных зон чередовать или выполнять курсами. Естественно, что в этом случае время воздействия на ребенка сократится. В комплексе можно проводить отдельно точечный или сегментарно-рефлекторный массаж, но оптимальным является совмещение обоих их видов.

В массажный комплекс входят:

1. Развитие ручного праксиса.

2. Развитие тактильных (осязательных) ощущений[2].

3. Релаксация.

4. Собственно массаж.

5. Дифференцированная артикуляционная гимнастика.

Развитие ручного праксиса. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный палец, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологичную речь.

Обращайте внимание на то, какая у ребенка рука ведущая. У детей с доминантным левым полушарием лучше работает правая рука, а с доминантным правым полушарием — левая. Сейчас таких детей становится все больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой, и левой руками, — так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, можно напомнить родителям, что нет необходимости переучивать ребенка-левшу работать только правой рукой. Это чревато для него довольно серьезными последствиями: могут возникнуть негативные проявления психики, неврозы.

Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике. К ним относятся:

1. Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:

• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование;

• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;

• рисование по образцу и т.д.

2. Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

• вышивание, вязание;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий.

3. Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

• нажимание кнопки пульверизатора;

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т.д. Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

Развитие тактильных ощущений. С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности можно рекомендовать

следующие упражнения. Предложите ребенку:

• выложить с помощью мелких предметов (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;

• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;

• вылепить геометрические фигуры, цифры, буквы;

• определить с закрытыми глазами, к каким пальцам его рук притрагивается педагог (педагог в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а он должен при этом говорить их название);

• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);

• с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;

• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;

• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руках педагогом;

• поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли.

Релаксация. Секрет успешного массажа состоит в предварительной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражнения подготавливают ребенка к массажу. Сеанс любого массажа желательно начинать с приемов общего расслабления. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено.

Рассмотрим некоторые из релаксационных поз:

1. Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову нужно положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются); руки слегка согнуть в локтях, ладони повернуть вниз, не касаясь туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них подложить маленькие валики.

2. Лечь на правый бок.

Первый вариант. Правые руку и ногу вытянуть в линию с туловищем,

а левые — полусогнуть и выставить вперед.

Второй вариант. Правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки положить на бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть вперед ладонью вверх на уровне лица.

3. Основной позой для релаксации сидя является поза «кучера». Она широко используется при коррекции заикания. Так достигается максимальное расслабление всех мышц тела. Сидящий в положении «кучера» должен сохранять равновесие без смещения туловища вперед или назад. Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка расставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями согнуть в локтях и положить на бедра.

Массаж. Долгие годы практической работы показали, что использование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон, и афазии, вследствие локальных поражений головного мозга) значительно повышает ее эффективность. Цель логопедов — максимально развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений; заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка. Далее следует выполнение выбранных видов массажа.

1.3. Основы логопедического массажа.

Виды массажа. В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п. – см. приложение 2), а также элементы самомассажа – см. приложение 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: